Д. Л. Мордовцев многогранность таланта

Д.Л. МОРДОВЦЕВ: МНОГОГРАННОСТЬ ТАЛАНТА.
      
"Господин Мордовцев есть в русской
литературе некоторым образом беззаконная
комета среди расчисленных светил. Он обладает
не только оригинальной манерой изложения,
иногда даже блестящей, хотя большей частью
неуклюжей и многословной, но и оригинальным
складом мысли. Он никогда не идёт в хвосте
других, но и другим за ним идти мудрено..."
Н.К.Михайловский

  Историческая литература и историческая беллетристика уже более 100 лет пользуется несомненным читательским спросом в отечественных публичных библиотеках.  Если мы посмотрим  архивные отчеты библиотек, то увидим, что в конце XIX — начале XX века среди любимых читателями исторических беллетристов значились Г. Данилевский и Е. Салиас, Вальтер Скотт и Г. Сенкевич, И. Лажечников и М. Загоскин, Вс. Соловьев и Д. Мордовцев. Почти  всеми публичными библиотеками фиксировался особенный интерес к русской истории и  литературе о войне.
    Примечательно, что в середине 90-х гг. произошла определенная издательская реанимация литературы XIX века. Поэтому неудивительно, что в отделах  комплектации библиотек   преимущественное внимание уделяют исторической беллетристике XIX века. Если говорить о зарубежной литературе, то помимо книг признанных мастеров жанра, таких как «Мария  Стюарт» С. Цвейга, «Борьба за огонь» Ж. Рони Старшего, «Фараон» Б. Пруса и других,   пользовавшихся читательским спросом еще в советский период, в библиотеки покупаются и  книги авторов, являющиеся относительно новыми для современного российского читателя.
    Среди новых поступлений значатся книги Г. Борна (1801-1861), Ж. Ломбара (1854-1891), Т.  Мундта (1854-1891), Э. Питаваля (1829-1887), Р. Стивенса (1807-1906), Г. Эберса (1837-1892) и т.д. Значительный интерес проявили библиотеки к приобретению книг Г. Самарова. Обращает на себя внимание и интерес к книге Юлета Мориса Генри (1861-1923) «Ричард Львиное Сердце», закупленной многими библиотеками.
      Новые поступления библиотек отразили и характерный для 1990-х гг. интерес к любовному роману, что нашло отражение в активном приобретении любовно-исторических романов В. Холт, Ж. Бенцони и др., где на богатом фактическом материале показана  история Великобритания и Франции.
    Библиотечные фонды продолжали пополняться и книгами К. Валишевского, уделявшего большое внимание любовным интригам русских самодержцев.
    Читательский интерес к истории вдохновил издателей на выпуск целого ряда книжный серий.  Среди наиболее ярких можно отметить, например, серии издательских проектов издательства «Армада». Это проект «Россия», включающий в себя серии: «Рюриковичи», «Смутное время», «Романовы», «Династия в романах», «Сподвижники и фавориты», «Россия. История в романах», «Русские полководцы», «Вожди»; проект «Великие», включающий серии:  «Великие властители», «Великие авантюристы», «Великие ученые», «Великие тираны»; проект «Всемирная история», в рамках которого печатаются романы о наиболее значимых  событиях мировой истории.
    Исследование читательского спроса в библиотеках малых городов России позволило составить рейтинг наиболее популярных исторических серий:
1. «Государи Руси Великой» (М.: «Современник»); 2. «Рюриковичи» (М.: «Армада»);
         3. «Золотая летопись России» (М.: «Современник»);
         4. «Смутное время» (М.: «Армада»);
         5. «Россия. История в романах» (М.: «Армада») и др.
        Думается такой опыт будет очень полезен для творческого применения в Украине, которая не менее чем Россия богата своими талантливыми самородками. В рамках вышеизложенного актуальным становится изучение творчества  мастеров слова, одновременно принадлежащих к двум культурам.  Они оставили яркий след в нескольких областях научного знания, были своеобразными популяризаторами этих знаний в народной среде, наставниками просветителями, толкователями событий.  ДВ качестве подтверждения  можно привести Личность Д.Л. Мордовцева весьма примечательна в данном отношении.
Вполне уместно привести классификацию наследия писателя, историка, «российского Вальтера Скотта», для понимания  необходимости скрупулезного исследования как со стороны  литературоведов так и историков
Произведения Д.Л.Мордовцева.
  В этой большой группе следует назвать источниковые блоки:
    а) тексты исторических произведений (монографий) Д.Л. Мордовцева
 "Крестьяне в юго-западной Руси 16 в." (1859г.),"Самозванец Ханин" (1860г.)   "Падение Польши в 1772 и 1773г." (1861г.),"Самозванцы и понизовая вольница" (1867г.), "Гайдамачина. Политические движения русского народа" (1870г.) "Новые русские люди. Материалы для истории русского общества"(1870 г.), "Русские исторические женщины. Женщины до Петровской Руси".(1874г.), "Русские женщины нового времени. Женщины первой половины 18в."(1874г.), "Русские женщины нового времени. Женщины 19 в." (1874г.), "Ванька Каин. Исторический очерк" (1876г.),"Десятилетие русского земства"(1877г.),  "Исторические пропилеи" (1889г.), "Пугачёв" (1866г.).
б) историческая беллетристика писателя-историка:
"Знамение времени" (1869г.), "Идеалисты и реалисты" (1878г.), "Наносная беда" (1879г.), "Царь и гетман "(1879г.), "Дмитрий Самозванец" (1879г.),  "Двенадцатый год" (1880г.), "Соловецкое сидение" (1880г.), "Великий раскол" (1881г.), "Профессор Ратмиров" (1889г.), "Державный плотник" (1899г.).
в) Публицистика Д.Л. Мордовцева:
"Об исторических очерках Буслаева" (1867г.), "Ответ Костомарову и выдержки из истории Польши" (1861г.), "Школьные воспоминания" (1862г.), "О культурных признаках русского народа" (1876г.),"Где искать земству помощь в деле народного образования" (1874г.), "Печать в провинции" (1875г.), "Что мне Гекуба, что я Гекубе" (1876г.), "Петербург как центр рабочего тяготения" (1876г.), "Вымирание некультурных масс" (1886г.),"Поездка к пирамидам" (1881г.), "Поездка в Иерусалим" (1881г.), "По Италии" (1884г.), "По Испании" (1884г.), "На Арарат" (1884г.).
г) Произведения Д.Л.Мордовцева по всемирной истории:
«Одесский вестник» (1861г),«Падение Польши» (1772г), «Поездка в Иерусалим» (1881г.), «Поездка к пирамидам»(1881г), «На Арарат. Наброски путевых впечатлений» (1883г),  О кн. По Италии (1884г). По Испании (1885г). Царь без царства (1891г), Между Сциллой и Харибдой (1892г),  Жертвы Вулкана (1894г),  Птолемеево потомство (1897г),  Последние дни Иерусалима (1898г).
Литературные произведения писателя по классификации Г. Дорошкевича группируются таким образом:
     * Произведения о истории Украины;
     * Произведения о российской истории с несколькими  украинскими персонажами;
     * Произведения без украинских персонажей.
                Даже после такой схематической, характеристики всего, что написано Д.Л. Мордовцевым историком и писателем, очевидна широта охвата тем которые он исследовал в течении всей жизни.  Естественно, что его творчество не могло остаться не замеченным среди современников. Первое более или менее полное литературно- биографическое описание жизни и творчества писателя было предпринято Б.Б. Глинским в 1905(журнал "Исторический вестник" 1905 N 2) и в 1914 года  оно же было включено в сборник "Среди литераторов и ученых". В этом очерке Д.Л. Мордовцев характеризуется как "маститый писатель", который для грядущих поколений будет всегда знаменательным и поучительным бытописателем преимущественно тревожных судеб русского народа". К сожалению, критика не баловала писателя своим вниманием. По словам того же Б.Б. Глинского, "критика... сплошь и рядом обходила его произведения или глубоким молчанием, или поверхностными и беглыми заметками". В качестве подтверждения сказанному Б.Б. Глинский обращается к базовым критическим литературоведческим работам 19 века: К.Ф. Головина "Русский роман и русское общество", А.М. Скабичевского "Наш исторический роман в его  прошлом и настоящем", "История новейшей русской литературы". В последнем произведении Д. Л. Мордовцеву уделено лишь несколько абзацев, а оценка его творчества достаточно негативна: "Они (произведения) пекутся, как блины, и по скороспелости производят впечатление крайней небрежности" (А.М. Скабичевский). Крайне скудной выглядит информация о Д.Л. Мордовцеве и в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, хотя даже второстепенным писателям отводятся в этом словаре достаточно пространные характеристики. Справедливости ради следует отметить попытки Н.К. Михайловского, и Н.Субботина проанализировать творческое наследие Д.Л. Мордовцева. Н.К. Михайловский выступил против теории Д.Л. Мордовцева о центробежных и центростремительных силах, рассматривал эту теорию с точки зрения этико-социологической школы; Н.Субботин, известный церковный историк и обличитель раскола, обвинил автора "Великого раскола" в искажении исторических фактов и в тенденциозном освещении великого спора между ревнителями старины и никонианцами. "Эта критическая монография была напечатана в "Русском вестнике" (1881 г.) и может быть рассматриваемая как единственная, пожалуй, серьезная работа, посвященная нашему романисту," - отмечает в своем биографическом очерке Б.Б. Глинский.  Необходимо отметить, что и после революции Д.Л. Мордовцева и его творчество не жаловали критики. Да это и понятно. Произошла смена жизненного  уклада, ориентиров общественного развития.
Советская идеология не могла принять его убеждение в том, что Украина была старшим братом России. С концепцией "единой и неделимой" такие  утверждения не согласовывались. Очень редко появлялись статьи, в которых предпринимались отдельные попытки рассмотреть жизнь и деятельность писателя. Так, в 1930 году вы шел очерк жизни и творчества  Д.Л. Мордовцева в журнале "Украина" Г. Дорошкевича, в котором приводится список к достаточно объемным публикациям послереволюционной критической подборке литературоведческих работ посвященных творчеству писателя. Следующее упоминание о нем относится к 1958-59 гг. В это время выходит первый послереволюционный двухтомник произведений писателя со вступительным очерком В.Г. Беляева, в котором наряду с общими биографическими сведениями дается довольно обстоятельная характеристика украинского пласта творческого наследия Д.Л. Мордовцева. И сразу же в печати появляется отзыв-рецензия на предисловие В.Г. Беляева и произведения писателя, включенные в это издание. Следующий шаг в изучении художественного творчества Д.Л. Мордовцева относится к концу 1970-х годов. Именно в это время в Киеве выходит восьмитомник украинской литературы, в котором определенное место занимает и творчество Д.Л. Мордовцева, в основном период его сотрудничества в журнале "Основа".
     1978 год можно назвать знаменательным в плане изучения писателя. Именно в этот год выходит первое монографическое и единственное до сего дня ( не считая кандидатской диссертации Мещеряковой Л.А."Исторические романы Д.Л. Мордовцева". Проблемно-тематический и художественный аспект. Самараский гос. пед. ин-т 1995) исследование, В.С. Момота посвященное жизни и творчеству писателя.
                В конце 1980-х, начале 1990-х в печати появляются издания от дельных романов писателя, предваряются они обычно небольшими биографическими очерками с краткой характеристикой его творчества.
В 1991-92 гг. выходит в свет двухтомник Д.Л. Мордовцева с вступительной статьей Ю. Лебедева, в которой большое внимание уделено личной жизни писателя и его окружению. В 1995 год - издано 14-томное собрание сочинений. Какие произведения привлекут наибольшее внимание читающей публики - покажет время, и литературные критики еще не раз обратят свои взоры к романам видного мастера слова.
    Думается, Мордовцеву-историку повезло больше, нежели Мордовцеву-писателю. Среди тематических блоков исторических произведений писателя более других разработан пласт, касающийся антикрепостнических народных движений второй половины ХUШ века. Вполне заслуженно уже в 1868 году на страницах герценского "Колокола" Д.Л. Мордовцев был назван наряду с Н.И. Костомаровым и А.П. Щаповым в числе первых исследователей "истории народного элемента", авторов "замечательных монографий, касающихся наиболее интересных сторон и моментов нашей национальной жизни, доселе совершенно неизвестных"[1 c.63]. Монографии и очерки Д.Л. Мордовцева внесли немало нового в изучение таких важных проблем, как Крестьянская война под предводительством Пугачева, народное движение 1768 года на Украине, самозванство и " понизовая вольница". Они имели ярко выраженный публицистический характер, и были направлены против консервативной историографии. Так М.Н. Катков, в 60-х годах часто вступавший с Д.Л. Мордовцевым в полемику по украинскому вопросу, охарактеризовал его как "присяжного специалиста по истории всевозможных крупных и мелких самозванцев" [2]. М.Н. Каткову вторил П.К. Щебальский: "Специальность г. Мордовцева - самозванцы и разбойничьи атаманы, понизовая и иная "вольница",- словом тот темный, но любопытный мир, который не довольно ясно виден с большой, столбовой исторической дороги, и изучение которого требует особых приемов"[3 с.341]. Еще в дореволюционной литературе утвердился в целом верный взгляд на Мордовцева как на историка-популяриза тора. Д.Л. Мордовцев сознательно рассчитывал свои работы на читателя, не обладавшего большим запасом исторических знаний, читателя, который как отмечал сам историк, "нередко предпочитает красивые подробности даже самому делу, легкую занимательность деталей самой идее и сухой, голой исторической правде". Я знаю, что историческая критика осудит меня за это и будет не права" [4 c. 269], - писал он. Во многом именно популярным характером исторических работ Д.Л. Мордовцева объясняется тот факт, что до настоящего времени они не были предметом специального исследования.
      Критик и публицист А.М. Скабичевский в начале нашего века писал, что "популярно-исторические сочинения" Д.Л. Мордовцева не имеют научной ценности [5, стлб. 387]. Но, может быть, именно благодаря своей "ненаучности" произведения Д.Л.  Мордовцева снискали огромную популярность во второй половине 19  века в среде демократически настроенной интеллигенции  и в широких читательских кругах. Представители этой интеллигенции в свою очередь пытались использовать эти работы для влияния на крестьян. Революционный народник  С.Г. Ширяев, предлагая в письме к П.Л. Лаврову в декабре 1876 года свой проект для создания популярной литературы для читателей из народа, в качестве удачного образца ее называл наряду с "Древней Русью" Худякова и монографиями Костомарова исторические работы Мордовцева.  Подобная литература, считал С.Г. Ширяев, "может прекрасно способствовать созданию в России лучшего, драгоценнейшего типа социально-революционного деятеля – людей народа,..."[6 c.20]. Интересен рассказ земледельца М.Р. Попова об одном крестьянине-босяке, которому так понравилась "Понизовая вольница" Мордовцева, что он увлекся идеями социализма и "сделался сам пропагандистом в своей среде"[7 c.211]. О том, с каким вниманием слушала "сермяжная аудитория" рассказы Д.Л. Мордовцева из истории народных восстаний, вспоминала участница революционного движения Л.П. Лойко. [8 с.37]. Работы Д.Л. Мордовцева использовались  народовольцами для пропаганды среди рабочих и солдат. Определенный успех имели монографии и очерки историка у революционной молодежи. Они входили в списки обязательной литературы большинства народнических кружков 70-х годов, часто упоминались в переписке революционеров, в том числе и таких известных, как О. Аптекман, А. Михайлов, В.Фигнер и др. Сам историк в письме к почитателю, выходцу из крестьян И.Т. Полякову уже в 1881 году не без гордости отмечал, что "много получал от образованной университетской и всякой другой молодежи восторженных отзывов и благодарностей" за свои работы. (РО ИРЛИ, Р.Ш. оп.2, N 1591, л.1.).
После революции официальные научные круги не изменили в корне своего отношения к работам историка. Советский историк Н.Л. Рубинштейн ограничился констатацией того, что работы Д.Л. Мордовцева "стоят на грани между историей и романом" [9 c.421] Несколько большее внимание уделил работам Д.Л. Мордовцева исследователь Крестьянской войны 1773-1775 гг. В.В. Мавродин. Он справедливо отметил, что, несмотря на скудность привлекаемых исторических материалов, работы Д.Л. Мордовцева представляют интерес по тем взглядам, которые высказывает автор [10 c.81-82]. На важность исторических воззрений в конце 70-х гг. указывал И.В. Порох в рецензии на книг А.Н. Цамутали "Борьба течений в русской историографии во второй половине ХIХ века" [11c.194]. Явная недооценка монографий Д.Л. Мордовцева проявилась в работах украинских историков второй половины  1960-х годов, посвященных народному восстанию 1768 г. [12,13]. Имя Д.Л. Мордовцева не упоминается в 10-томной истории Украинской ССР. В 1991 году в монографии Ю.Д. Марголиса "Т.Г. Шевченко и русские историки-демократы" Д.Л. Мордовцев  характеризуется  как "либерально настроенный, но близкий к демократам", друг и соратник Н.И. Костомарова, Н.Г. Чернышевского, Т.Г. Шевченко. В этом же году в кандидатской диссертации Кияна В.В. "История Украины на страницах русской журнальной исторической периодики второй половины 19 века" Д.Л. Мордовцев представлен как сотрудник журнала "Киевская старина" и приводится в качестве примера только одна работа историка, в которой просматривается тенденция выявить взаимосвязь развития идеи объединения славянского общества, мира, начиная от Юрия Крижанича и заканчивая организацией Кирилло-Мефодиевского братства на Украине ("Развитие славянской идеи в русском обществе"). В диссертации  В.М. Бекетова "Журнал "Исторический вестник" и его место в исторической науке ХIХ- нач. ХХ в." Д.Л. Мордовцев упоминается как "известный представитель исторической науки и  литературоведов" наряду с Н.И. Костомаровым, К.И. Бестужевым-Рюминым, Н.И. Петровой, И.Е. Забелиной, В.М. Герье, А.Ф. Миллером. Этим и ограничивается исследование исторического наследия Д.Л. Мордовцева на сегодня.
Даже краткий обзор исследования  творчества Д.Л. Мордовцева свидетельствует о том, что его многогранное наследие не получило еще всесторонней оценки и нуждается в специальном исследовании. Какие произведения привлекут наибольшее внимание читающей публики - покажет время, и литературные критики, и придирчивые историки еще не раз обратят свои взоры к романам видного мастера слова.

                Л И Т Е Р А Т У Р А
1.Колокол. Газета А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Переводы. Комментарии. Указатели. М.,1978.  2. Московские ведомости, 1866, N 90.,  3. Русский вестник. 1870, N 9.,  4. Политические движения русского народа, т.1. Спб., 1871. 5. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания,    т. ХШ. Спб., 190З. 6. Былое (Ростов-на-Дону),1906, N 2. 7. Попов М.Р. Записки землевладельца. М., 1933. 8. Лойко Л.П. От "Земли и воли" к ВКП(б). Воспоминания.   М.- Л., 1929. 9. Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941.  10. Мавродин В.В. Крестьянская война в России в 1773-1775 годах,  т.1.Л., 1961.  11. История СССР, 1979 N 5. 12. Лола О.П. Гайдамацький рух на УкраIнI в 20-60 рр. ХUШ ст. К.,1965, с. 5. 13. Сергиенко Г.Я. Історіографія коліївщини. - В кн.: Коліїщина. 1768. Матеріали  юбілейноі науковоі сесії. К., 1970 с. 122-123.


Статья была опубликована в  сборнике Наукова молодь:Збірка праць молодих вчених. Матер. 1 регіональної наук.-практ. конф. Внесок  молодих учених у розвиток науки регіону". Луганськ: Знання 2005. -Т. 4.Соціально-гуманітарні науки. Фізична культура та спорт. -222с.


Рецензии