С вражеской территории на крыле самолета

С вражеской территории на крыле самолета.

Война Советского Союза с Финляндией 1939 года явилась суровым испытанием для нашей страны и ее народа. Много сейчас пишут об этой войне, которую в обиходе называли просто - «Финской войной». Далеко неоднозначно оцениваются эти события. Но как бы они не воспринимались теперь, одно не возможно умалить и вычеркнуть из памяти ее участников – это героизм, самопожертвование, взаимовыручку солдат, сержантов и офицеров,  генералов Красной Армии, которые приобретали реальный опыт крупномасштабных боевых действий в тяжелейших условиях финской зимы.

О Финской войне почти ничего не написано  эту болезненную тему старались как бы обходить стороной, как будто и не было той войны, но разве это справедливо по отношению к павшим в ее сражениях воинам, живущим сейчас и уже ушедшим из жизни ее ветеранам,  которые показывали образцы величайшего мужества и героизма.

                ***

Этот полет, вспоминает летчик истребитель, Герой Советского Союза, генерал майор Кондрат Емельян Филаретович, был обычным боевым вылетом, задачей которого было патрулирование над вражеской территорией в поисках целей штурмовки на земле и в воздухе.
Ведомым в паре у Емельяна Филоретовича, который возглавлял тогда истребительно штурмовую группу был старший лейтенант Гордиенко Иван Дмитриевич, отличный опытный летчик, имевший боевой опыт Хасана и начала Финской войны.
Ничего не предвещало беды. Целей ни на земле, ни в воздухе обнаружено не было, но вдруг, совершенно неожиданно, самолеты были обстреляны наземным пулеметным огнем противника. Двигатель самолета Гордиенко оказался поврежден, заглох и самолет начал терять скорость и высоту.
Внизу простирался огромный лесной массив, но к счастью в нем оказалась достаточно ровная заснеженная поляна, на которую старшему лейтенанту удалось посадить свой поврежденный «И-153 БИС», благо самолет был снабжен лыжами и мог свободно садиться на снег.
Емельян Филаретович посадил свой истребитель рядом, чтобы на земле оценить ситуацию и принять решение, как действовать дальше. Самолет Гордиенко ввиду полученных повреждений использовать было невозможно. Оставаться на вражеской территории было никак нельзя, поскольку Фины наверняка просчитали по траекториям посадки самолетов их местонахождение и спешили уже туда, чтобы разделаться с летчиками.
Для выхода из сложившейся ситуации оставались считанные минуты и единственно правильное решение было принято.
Уходить будем вдвоем на моем самолете. Но, товарищ майор, Емельян Филаретович, где же мы поместимся оба?
Истребитель «И-153 БИС» представлял собой биплан, т.е. имел два крыла верхнее над кабиной летчика и нижнее под фюзеляжем. Крылья соединялись стойками и расчалками. Кабина самолета была рассчитана только на пилота, второму человеку поместиться в самолете просто не было места.
Полетишь на нижнем крыле. Ложись и хватайся за расчалку. Держись, чего бы это тебе не стоило. Другого выхода нет.
Взлетели, набрали высоту, минимально необходимую, чтобы оказаться хотя бы в относительной безопасности, скорость также минимальная, лишь бы держаться в воздухе и не «свалиться на крыло».
К счастью все случилось не очень далеко от аэродрома базирования и через пол часа самолет с обоими пилотами успешно приземлился.
Емельян Филаретович выскочил из кабины, бросился к Гордиенко. Иван, ты как? Удержался, молодчина, давай, отпускай расчалку. Не могу, руку свело, процедил сквозь стиснутые зубы Гардиенко, весь, как дед мороз, покрытый снежной пылью.
Подбежали солдаты, техники, летчики, врач, санитары. Разжать пальцы руки не удалось, пришлось обрезать расчалку, и только в мед сан части ладонь освободили от намертво зажатой в ней расчалки. Однако разжать и распрямить пальцы так и не удалось, они остались в таком положении уже теперь на всю жизнь.
Старший лейтенант был награжден орденом Красной Звезды, но с боевой летной работы пришлось уйти. Однако летать Иван Гордиенко не перестал, он многие годы возглавлял школу начальной летной подготовки пилотов Балашовского военного авиационного училища дальней авиации, учил летать курсантов. Все знали в училище, при каких обстоятельствах начальник школы получил это боевое увечье, хотя мало кто знал, благодаря кому летчику удалось спастись.

                ***
Вы знаете, Емельян Фидорович, а ведь я уже слышал эту историю от своего отца, который был в войну авиационным механиком в этой школе на самолете ее начальника, майора Гордиенко. Но вот теперь я еще узнал, кто же вывез тогда его из вражеской территории на крыле своего самолета.
Что же, Костя, мир тесен.
А Вы встречались  после этого случая? Нет, больше не довелось.

                Киев. Июль 2011г.


Рецензии