Путешествие в Новую Голландию

Главный редактор журнала «Русский Джокер» – в гостях у создателя одного из уникальных проектов современности, лауреата Государственной и Международной премий, петербургского архитектора Вениамина Борисовича Фабрицкого.

Е.Р.: Вениамин Борисович, расскажите, пожалуйста, о «Новой Голландии» и о Вашей идее ее возрождения как центра культуры и международного сотрудничества.
В.Ф.: Надо сказать, что своим рождением «Новая Голландия» обязана великим зодчим Валлен-Деламоту, Савве Чевакинскому. Основное функциональное размещение, планировка острова были сделаны С. Чевакинским. А те здания, которые мы видим сейчас, были выстроены Деламотом. Генеральный план задумывался еще в середине 18 века, а основные работы велись в конце 18 – первой половине 19 века. В целом работа над «Новой Голландией» продолжается уже несколько столетий. Моя же роль состояла в том, что я снова пробудил интерес к Новой Голландии с совершенно иных, современных позиций. Судьба Новой Голландии сложилась так, что на века она стала вотчиной Военно-морского ведомства. Помещения занимали морские службы, склады, даже морская гауптвахта здесь размещалась. И сейчас мы совместно с архитектором Юрием Митюревым занимаемся совершенно другой «Новой Голландией», с иным функциональным размещением.
Е.Р.: То есть, по Вашему мнению, этот участок земли в настоящее время используется не по назначению?
В.Ф.: Да, и еще в 1970-х годах я предложил из этого уникального, прекрасного места в самом центре Петербурга вывести военных и отдать его на благо города, устроив там крупнейший центр культуры и международного делового сотрудничества. Но тогда такой проект реализовать было очень сложно. Дело в том, что наш город находится на особом положении, в отличие от других городов. Большинство зданий, даже на Дворцовой площади, кроме Эрмитажа, занято военными! Конечно, в то время моя идея вывода военных воспринималась как утопия. Но я все же сделал эскизный проект и показал его властям. Задумка очень понравилась, однако ее реализация была отложена до тех пор, пока не будет закончена «стройка века» – дамба. В начале перестройки я написал письмо Горбачеву, и с его одобрения мне было официально заказано проектирование «Новой Голландии». Первым, кто реально поддержал проект в тот период, оказался глава городской администрации Алексей Большаков.
Е.Р.: В это время проект как-то финансировался?
В.Ф.: Да, но для такого грандиозного проекта денег было недостаточно. А тем временем «Новая Голландия» вызывала все больший интерес общественности. По телевидению прошли передачи Бэллы Курковой, Александра Невзорова, была масса публикаций в прессе. Когда мэром Петербурга стал Анатолий Собчак, он сам попросился ко мне в мастерскую и сказал, что осуществление «Новой Голландии» – дело его чести и что он берет проект «под крыло». Мы с ним показали выставки в Париже, Амстердаме, где нас принимали на высочайшем уровне. С Парижем была достигнута договоренность о создании совместной компании по осуществлению проекта. Когда проект предстал перед Верховным Советом России, все его комиссии в один голос заявили, что ленинградцы привезли чудесный проект. Было решено финансировать единственный архитектурный проект – «Новая Голландия». Однако на совещании с участием городских властей на меня буквально набросились адмиралы: « Что за безобразие! Нам сам Петр I передал ключи от острова!» Я же ответил, что все это выдумки и Петр I готовил остров для себя, а не для морских ведомств.
Е.Р.: И этот факт действительно подтверждается документально?
В.Ф.: Конечно. Я изучал документы в Морском Историческом Архиве, в Архивах Академии Художеств. В них указаны конкретные даты, когда остров был отдан морякам и для них началось проектирование. Все началось после смерти Екатерины I.
Е.Р.: Другими словами, Вы следуете завету Петра, продолжаете дело Чевакинского и Деламота?
В.Ф.: Не совсем так. Петр построил себе на острове небольшую резиденцию, разбил парк – первый парк в городе. В дальнейшем предполагалось постройку укрупнить. Но ничего для служб морских, я повторяю, Петр I не планировал. Ведь тогда существовал единый Флот; ни Военно-Морского флота, ни торгового флота еще не существовало. А Деламот и Чевакинский работали уже по заказу Адмиралтейства. Так вот по нашей задумке, мы получаем в миниатюре то, что Петр Великий планировал для всего города – окно в Европу, точнее, окно в мир. «Новая Голландия» – это и международные бизнес-центры, гостиницы, театры, музеи…
Е.Р.: То есть все тридцать три удовольствия и для дела, и для отдыха?
В.Ф.: Именно так. На этом пятачке должны разместиться банки, офисные центры, рестораны, отели, большие универсальные залы, где можно проводить международные форумы, культурные и деловые фестивали. Помимо делового комплекса, «Новая Голландия» содержит также обширный культурный центр, включающий театральный комплекс с театральными студиями, малыми и средними залами и музеем театральных художников, где бы выставлялись сценические костюмы и макеты декораций. Выставочный комплекс размещает культурные представительства разных стран, выставочные залы современного искусства, филиалы прославленных художественных музеев мира со сменной экспозицией. Наконец, третий компонент в культурном секторе – это Музей Мирового Мореплавания, экспонирующий не только выставки Русского Военно-Морского музея, но и зарубежных музеев Венеции, Амстердама, Лондона, Гамбурга, Нью-Йорка. Но и это еще не всё! Экспозиция размещалась бы не только внутри помещений, но и под открытым небом. По каналам вокруг Новой Голландии могли бы ходить отреставрированные старинные суда. На открытых площадях внутри острова можно устраивать знаменитые петровские ассамблеи, народные гулянья, карнавалы. На водных такси гости могли бы совершать увлекательные путешествия вокруг острова. По предложению главного дирижера Мариинского театра В. Гергиева, раз в два года на внутренней площади могли бы проводиться международные музыкальные фестивали… С проектом ознакомились представители разных стран: итальянцы, французы, голландцы, американцы, англичане – все они были восхищены увиденным, особенно англичане. В Англии есть похожий островной комплекс, «Челси Харбор», но он представляет собой лишь бизнес-центр, куда днем ходят единицы, а по вечерам он и вовсе вымирает. «Ваш проект интереснее не только в архитектурном отношении, но и по функциональному решению: у вас жизнь кипит круглые сутки!» Только представьте себе, как Новая Голландия преобразила бы наш город!
Е.Р.: Итак, проект устройства международного центра делового и культурного сотрудничества в Новой Голландии привлек внимание ведущих представителей зарубежных деловых кругов.
В.Ф.: Каждый день у меня в мастерской бывало по нескольку делегаций из Голландии, Франции, Италии, Канады, Америки, Англии.
Е.Р.: Какие поступали предложения?
В.Ф.: Самые фантастические. Один американский миллиардер даже предложил Новую Голландию снести и на ее месте воздвигнуть 300-метровую башню – этакий американский небоскреб в Петербурге. Я ответил, что в городе будет восстание общественности. Были и реальные предложения. Французы предлагали осуществить проект за 3 года.
Е.Р.: Правда ли, что иностранцы хотели купить у Вас проект Новой Голландии?
В.Ф.: Дело в том, что за проект началась конкурентная борьба. Его хотели приобрести итальянские, голландские фирмы. Голландцы устроили выставки проекта в Амстердаме, Гааге, Роттердаме. Однажды на выставке в Русском музее генеральный директор французской компании СБС, Жан Нале, предложил купить проект. От меня только требовалось назначить цену. В СССР тогда автор идеи был лицом бесправным, и я боялся, что, продав проект, я потеряю авторские права на него. На самом же деле, по международному законодательству, права на проект, наоборот, только бы закрепились. Я сказал, что проект является достоянием России.
Е.Р.: А сколько может стоить такой проект?
В.Ф.: Стоимость проекта обычно определяется из расчета 1–10% от стоимости его осуществления, которая составляет около 300–500 миллионов долларов. Получи я эту внушительную сумму, может быть, сейчас Новая Голландия выглядела бы совсем иначе… Несмотря на мой отказ, фирма СБС решила не сдаваться, поэтому Жан Нале предложил устроить выставку проекта в столицах европейских государств с целью привлечь возможно большее число инвесторов. В Париже мы побывали вместе с мэром Петербурга Анатолием Собчаком (это была его первая зарубежная поездка) и Алексеем Большаковым, 1-м заместителем мэра. Французы взяли на себя организацию выставки. Выставка была роскошно представлена в крупнейшем деловом центре Дефанс, где демонстрируются лучшие мировые экспозиции. Были выпущены красочные каталоги, приглашены высокие гости, главы крупных компаний и банков. На просмотре присутствовали первые лица Франции: президент Франции Франсуа Миттеран, премьер-министр, министр культуры, мэр Парижа Жак Ширак. С большим интересом ими была встречена наша идея о том, чтобы филиал Лувра располагался в Новой Голландии, а филиал Эрмитажа – в Лувре и в Королевском Музее в Голландии. Сенат Франции устроил в честь русской делегации прием, где мы обменялись предложениями по вопросам сотрудничества Франции и России, поскольку большое число известных российских деятелей живет в эмиграции. На приеме у главы Российского Императорского дома, Владимира Кирилловича, и его супруги, Леониды Георгиевны, мы познакомились с потомками старинных русских фамилий: Нарышкиными, Васильчиковыми, Голицыными. Владимиру Кирилловичу, большому ценителю и собирателю редких изданий о Петербурге, я подарил свой фотоальбом «Где плещет Невская волна».
Лучшие экскурсоводы знакомили нас с неповторимыми достопримечательностями Парижа и его окрестностей. Конечно, памятны встречи с эмигрантами более поздней волны, актерами (в их числе была Марина Влади), именитыми литераторами. Я побывал в гостях у писателя-диссидента Андрея Синявского, который преподнес мне свою новую работу – скандально известную книгу «Прогулки с Пушкиным», оформленную Михаилом Шемякиным. На титульном листе значится, теперь уже символическая, дарственная надпись: «Вениамину Борисовичу! На добрую память с надеждой на Новую Голландию, с пожеланием удачи».

Публикуется по изданию: журнал «Русский Джокер», №2–3, 1998 г.


Рецензии