Этюды

               

                1

 Тбилисский железнодорожный вокзал. К двум, давно стоявшим на перроне вагонам, медленно подходил основной состав. Удар, и вперёд покатился рокот перекликающихся между собой сцепок.

 
 Два вагона из Баку прицепились к поезду «Тбилиси- Сочи».
Командировка среди лета была неожиданной, билет на самолёт в Сочи за два дня до вылета ни за какие деньги или знакомства не получился, и я, смирившись, трясусь две ночи по шпалам.


 Вчера вечером в Баку, войдя в купе, кинув дипломат к окну, дождался попутчика. Кооператор. Первые открытошвыряемые деньги и человек выезжает в Сочи развеяться на пару недель летом. Это было видимо пределом фантазии для конца 80-х. Лет через пять он уже вылетал на острова. Но, пока завалив столик купе фруктами, бутылками с коньяком, в разговоре узнает что я уже много лет езжу в Сочи в командировки. Отношение меняется, и начинается попытка попробовать меня на курорте несколько дней в роли гида. Отшутился как -то, выпил чуть коньячку, уснул.
 

 Утром в Тбилиси оторвался от него почти сразу. Попив воды Лагидзе, погуляв по старому городу, к вечеру первый вошёл в купе. Заходя в вагон, край глаза зацепил на перроне две молодые пары. Отметил про себя, что висли они друг на друге чересчур откровенно. Но как отметил, так и забыл. Всё же ощущение было, что все - и юноши, и девушки местные. Юноши точно. В этом я убедился через несколько минут.

                2

 Следом за мной в купе входит один из них. Начинается странный разговор на плохом русском, из которого я понимаю, что у него, вернее у подруги проблема - верхняя полка в соседнем купе. И не смог бы я поменять свою нижнюю полку, войдя в положение, что девушке моложе меня лет на десять удобнее не лазить.

 
 Опешив от такой логики, попытался объяснить, что я еду уже ночь на этом месте, напротив меня попутчик, с которым мне приятно вечером общаться, и вообще, если бы речь шла о пожилом человеке…, ..


 Он явно меня не слышал.
-А если я дам тебе 50 рублей?


 Я понял, что вижусь ему отпускником из центра России с зарплатой, по тем временам, в несколько сотен. Наверное, предлагаемая сумма была неплохой добавкой к отпускным.
 Но…внутри меня начинало нарастать раздражение. Паузу он опять понял по-своему.
- А если сто?
 На столике прибавилось…
Раздражение подходило к горлу, могло выплеснуться. Контролирую себя и ищу выход нефизический.
Мелькнуло.

                3

 В те годы, если бригады не возвращались, в конце месяца практиковалось не высылать зарплаты в сберкассы по регионам Союза, а выписывалась отдельная ведомость, были общественные кассиры и деньги привозились подъезжающими коллегами. Вспомнил, что на меня повесили эту обязанность (раз уже всё равно еду) и у меня есть несколько тысяч чужих денег. Всеми деньгами ума хватило не рискнуть, но тысячу вернул бы людям, в случае не успеха.

 
 Доля секунды, я вышел на мгновенье из купе и достал тысячу.
Пачка тысячи легла рядом со сторублёвкой.
 - Забери эти деньги, и чтобы ни тебя, ни твоей подруги я больше не видел и не слышал,-
спокойно улыбаясь сказал я.
 В глазах что то изменилось, он обвёл взглядом вокруг и, наконец, разглядел купе. Столик, заваленный фруктами и начатой бутылкой коньяка. Незастеленную рядом со мной нижнюю койку. Протянул руку, взял свои деньги и выскочил из купе.


Рецензии
Дорогой Юрий! Прочитал с удовольствием.
Творческих Вам успехов и привет Баку.
С уважением, Александр

Александр Нотик   14.07.2011 17:00     Заявить о нарушении
Прочитал Ваш рассказ "В Баку.Январь 1954 г." прекрасное тонкое описание жизни той поры на Кавказе. Нам Бакинцам очень приятны и дороги Ваши воспоминания.Спасибо.

Юрий Нурмамедов   14.07.2011 17:38   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр. Может быть Вы помните, почему поезд в Баку в те годы шел из Тбилиси? Какая- то особая причина? Или просто так была запланированна ваша поздка?

Юрий Нурмамедов   14.07.2011 19:37   Заявить о нарушении
Юрий, не знаю почему, но у нас были билеты из Москвы в Баку с пересадкой в Тбилиси. Это 1954 год.

Александр Нотик   14.07.2011 21:27   Заявить о нарушении
Спасибо. Ваше произведение- прекрасный срез тех времён.

Юрий Нурмамедов   15.07.2011 08:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.