Время разбитых сердец. Гл. 3

ПЕРВЫЙ  ВИЗИТ  НА МЕХАНИЧЕСКИЙ  ЗАВОД.

Разговор в курилке.
Они его выжили. Кто они?
Обед с Ураловой.

1.

        На следующий день в девять утра Захаров был уже в проходной завода.
Показав своё удостоверение, он беспрепятственно вошёл на территорию завода и уверенно направился к инженерному корпусу. Поднявшись на второй этаж,  прошёлся по длинному коридору, читая названия кабинетов и, остановившись в конце его возле открытого окна, стал ждать.
Ждать пришлось недолго. Из конструкторского бюро вышли двое мужчин и направились к туалету. Намётанным глазом Захаров определил, что товарищи отправились на перекур. Немного погодя, Капитан вошёл следом за ними и застал их курящими возле распахнутого окна. Он поздоровался  и включил на запись во внутреннем кармане диктофон.
- Здравствуйте! Извините меня, пожалуйста. Вы не подскажите, где мне найти Уралова Николая Ивановича?
      Двое переглянулись. После один ответил:
- Вы уже его здесь не найдёте.
- Почему?
- Он две недели назад, как умер.
- Как умер?! – артистично выразил недоумение капитан.
- А вот так:  пришёл домой, лёг спать и больше не проснулся.
- Вот так просто спортивный человек, регулярно занимающийся спортом, прилёг и умер? Что-то здесь не так!
- А вы кто будете? Зачем он вам?
- Я с ним в горы когда-то ходил. Ели за ним поспевал, хотя и на половину моложе. Хотел с ним встретиться.
- Знаете, мы и сами так думаем, - заговорил первый.
- Нам, кажется, что ему просто отомстили, - подключился к разговору второй.
- За что? Он же очень порядочный человек!
- Вот за порядочность и поплатился. Вывел он на чистую воду одного жулика. Да, видимо, он не плохо снабжал местных генералов.
- А может, другие были причины?
- А какие ещё, если по всей стране идет процесс  прихватизации.
- А вы не знаете, где он похоронен?
- Нет. Семья даже не сообщила на завод о его смерти и похоронила своими силами.
- Видимо, посчитали руководство завода основными виновниками в его гибели?
- А кто же ещё? Ведь Николай Иванович был одной из ярких личностей завода. А они его без лишних слов, словно с лопаты, сбросили за проходную завода. Это его и убило.
- А кто его близко знал? С кем он работал?
- А вы зайдите на склад. Там работает кладовщица, Фросей зовут. Она вам, может, больше расскажет.
- А кто сейчас руководит службой, где работал Уралов?
- Все дела передали начальнику инструментального цеха. А складом руководит его помощница – Гуляева Варвара Витальевна.
- А в цехе кто близко был связан с ним по работе?
- Да, наверное, технолог Асаллямова  Гульнара Каримовна.
- Извините меня, ребята, что не дал вам от души покурить. Спасибо за информацию.
     Захаров вышел из корпуса технических служб и направился в инструментальный цех.

2.

    Войдя в цех, между станков Захаров увидел женщину с чертежами в руках. Подойдя к ней, он спросил:
- Вы не подскажите, где найти мне Асаллямову Гульнарону Каримовну?
- Это я, - ответила  удивлённая женщина, глядя на симпатичного мужчину.
- У вас найдётся для меня несколько минут времени?
- А что вы хотели?
- Я в вашем городе проездом. И зашёл на завод, чтобы повидаться с Ураловым Николаем Ивановичем, я с ним вместе в горы ходил. А мне сказали, что он недавно умер. Я бы хотел знать подробности. Мне посоветовали встретиться с вами, так как вы с ним были связаны по работе. Только здесь, наверное, не очень удобно – мы привлекаем внимание. Может, нам лучше выйти во двор?
      Асаллямова хотела в начале сказать, что ей сейчас некогда, но в стоящем перед нею мужчине было что-то такое, что она не смогла отказать. Они вышли на улицу, вошли в, заросший сиренью сквер, и сели на скамью.
- Так, что вы хотели знать?
- Я хочу знать истинную причину смерти. 
     Асаллямова посмотрела на собеседника внимательными глазами. Захаров понял, что она колеблется. Он взял её за руку и глядя в глаза, произнёс:
- Я вижу, что вы знаете и не равнодушны к произошедшему, но вы боитесь довериться мне.
- Ну, хорошо, я расскажу вам: они его выжили! Это тихое убийство без убийства – без стрельбы и без крови!
- Гульнара – какое красивое имя! Почему вы так решили, что они его выжили? И кто это они?
     Асаллямова замолчала.
- Гульнара Каримовна, не бойтесь. Я не намерен вас выдавать. И даю слово, что всё останется между нами.
- А какая теперь вам разница? Мой рассказ не поднимет Уралова из могилы, и вам не будет от этого легче.
     Чувствуя, что Асаллямова больше ничего ему не скажет, он решился открыть своё истинное лицо. Достав удостоверение, он подал его технологу. Гудьнара, прочтя документ, вздрогнула, на щеках появился румянец, над бровями выступил пот.
- Не пугайтесь, Гульнара Каримовна. Я же дал вам слово, что всё останется между нами. Так кто это они?
- Это наш начальник Прихваткин Михаил Степанович и его помощница Гуляева  Варвара Валентиновна.
- Почему вы так решили?
- Я нечаянно услышала их разговор через приоткрытую дверь. Начальник ей говорил, что надо создать условия, чтобы он сам ушёл. Иначе нам с ним будет тяжело работать. А однажды Гуляева нашим девчонкам сказала: «Хватит старику здесь небо коптить.  Я его выживу отсюда!»
- А как по - вашему, Уралов был ценным специалистом?
- Конечно. Он же был инструментальщиком и хорошо разбирался во всех вопросах.
- А как к нему относились складские работники?
- Ася Геннадьевна – кладовщица  - подруга Варвары.
- Всё ясно. Спасибо, Гульнара  Каримовна.
     Захаров достал плитку шоколада и подал ей.
- Это в знак благодарности.
- Да что вы?! Не надо!
- Берите, берите и вспоминайте меня добром.
- Спасибо!
- У меня к вам просьба: пожалуйста, никому ни слова о нашем разговоре.
А если спросят, кто я, скажите, что технолог с Авторемзавода.
     Кода Асаллямова ушла, Захаров ещё посидел немного, потом поднялся и направился к блоку цехов, намереваясь зайти на инструментальный склад. Но дойдя до ворот, он остановился и, немного подумав, резко развернулся  и пошёл  в сторону проходной.

3.

    Уралова встретила в дверях Захарова словами:
- Что так быстро?
- Людмила Ивановна, надо собраться с мыслями. А ещё – устроиться в гостиницу.
- Валера, оставайся у меня. Мне с тобою веселее.
- Нельзя, Людмила Ивановна показывать людям, что мы близкие знакомые во избежание осложнений.
- Тогда давай, хоть пообедаем вместе.
- Это можно.
- Что ты будешь есть: у меня нажарена картошка, сварёны пельмени, есть блины, чай.
- Давайте картошку и чай, а сами ешьте пельмени.
     Ели молча. Захаров  был задумчив. Наконец, Уралова не выдержала и спросила:
- Что-то, Валерий, удалось выяснить?
- Кое - что удалось. Людмила Ивановна, а Николай Иванович что-нибудь вам про Прихваткина и про Гуляеву рассказывал?
- Знаешь, Валера, Николай Иванович ещё был и не плохим психологом. Он говорил, что если у человека на рабочем месте бардак, то от него можно ожидать любой пакости. А Прихваткина и Гуляеву за невообразимый беспорядок на рабочих местах он отнёс  именно к такому разряду людей. И время только подтверждает его правоту. Был такой случай: цех выполнял заказ одного из заводов – изготовлял сложную деталь. Техпроцесс каким-то образом стал известен частному предприятию, и тот перехватил инициативу. Тогда руководство стало искать «предателя». И, конечно, не нашли.  Все умыли руки.  Так вот, Николай Иванович точно знал, что хозяйка того предприятия Прихваткину и Хомчуку платила деньги. А за ни за что деньги не платят.
-   Был ещё такой случай: посредники продали заводу инструмент. Когда Коля стал его проверять, то оказалось, что половина его на заводе не применяется.  (Инструмент принимал Прихваткин).   Тогда Коля спросил посредника, с которым был в хороших отношениях: «Как тебе удалось продать?  В ответ тот поднял руку и потёр палец о палец.
- А что представляет собой кладовщица?
- Николай Иванович как-то сказал о ней: «Эта баба не промах: умна, хитра, осторожна, предприимчива»Она знала все заначки и дела Хомчука, но молчала  Правда, она могла всё и не знать, так как многие операции производились под видом бартерного обмена, и Хомчук старался  Асю в свои дела не вводить.
- А на складе кроме её ещё кто-то работает?
- Да, подсобный.  Довольно странный мужчина. Кажетс, Рябов Иван тихонович.
- Людмила Ивановна, а кто командовал заводом и бухгалтерией, когда шла битва со сверхнормативами?
- Был у нас такой директор – Генералов Михаил Георгиевич. Между собою его прозвали Чапаевым. Слишком был лихим мужиком.  В общем-то был он умным, схватывал всё на ходу, имел прекрасную память, но слишком требовательным и грубоватым в обращении с подчинёнными, за что потом и поплатился. Генералы и полковники организовали против его заговор и вымели его с завода. А бухгалтерией в то время руководил Боголюбов Никита Пантелеевич.  Сейчас он на пенсии.
- Понимаете, Людмила Ивановна, виновных в смерти Николая Ивановича может оказаться очень много, но никого из них посадить за решётку не удастся, так как нет преднамеренного убийства. К тому же Николай Иванович – пенсионер. Ему пора было отдыхать и уступить дорогу молодым. А их – безработных теперь за воротами очень много. И за воровство посадить тоже не удастся, так как расхищался не состоявший на балансе материал. Он ничейный, Хочешь - ты бери, не хочешь - заберу я. По делу смерти Николая Ивановича по большему счёту можно лишь организовать суд чести.
- Валерий, а мне большего и не нужно. Для меня важно вывести этих прихватизаторов и губителей человеческих душ на чистую воду.
- Людмила Ивановна, а как характеризуются сегодняшние руководители?
- Петренко и Сущинский в прошлом честные трудоголики.  Но нынешнее время вывернуло людей наизнанку. Хаос в стране, всеобщая прихватизация у многих изменили взгляды на жизнь и на моральные ценности.
     Умнов – нынешний зам по экономике, приглашён с другого предприятия.
Фамилия ему соответствует. По слухам – очень скуп. Дома каждая копейка на учёте. Главный идеолог экономической политики на заводе.
- Интересно.
- Ой, Валерий, мы совсем забыли про обед. Всё уже давно остыло.

                Продолжение следует.


Рецензии