Имя по месту прописки колено гада

                Продолжение

                ГОРОДА ПРЕТКНОВЕНИЯ

   Верзеллий Галаадский, как указано в библейском тексте, был человеком богатым.
  Но, судя по тому, какие щедрые дары несли Давиду и его людям другие Галаадцы, видно, что население здесь вообще жило зажиточно.
  Давид тогда останавливался в Маханаиме, городе, который был известен тем, что здесь, видимо, после сбора урожая, водили хороводы.
  Кстати, это место Маханаимом назвал Иаков. Потому что здесь его встретили Ангелы Божие, когда он, простившись с Лаваном, пошел навстречу Исаву. И, увидев их, Иаков сказал:"Это ополчение Божие. И нарек имя месту тому:Маханаим".
  Галаадцы были людьми гостеприимными (пример Сокхофа научил?). Когда приближенные царя Ионафана, сына Саула, убили его, думая, что этим угодят Давиду, его наследник, Мемфивосфей скрылся скрылся в их городе Ладевар. И пребывал здесь до тех пор, пока Давид не пригласил его к себе в Иерусалим.
  До того, как город стал уделом колена Гада, он назывался Даваром, и был, как считают ученые, "центром учености" народов Ханаана. Здесь жил оракул, вещая о том, что было и будет.
  На восток от реки Иордан расположен был город Иазер. Его и принадлежащие ему предместья у Аморреев взял Моисей, а когда он отошел к колену Гада, в нем поселились левиты.
  Кроме Аморреев, соседями колена Гада были Аммонитяне. Их столицей был город  Равва(Рабба), а Ароер, "что пред Раввою", как обычно говорили о нем,- городом колена Гада.
  Между ними были постоянные стычки, а нередко вспыхивала и настоящая война. Давид решил положить этому конец и взять Равву.
  Но это оказалось делом нелегким:Равва была хорошо укрепленным городом, а Аммонитяне - отнюдь не трусливым народом. Военачальник Давида Иоав понял, что с ходу город не взять, и поэтому решил уморить его жителей жаждой, отрезав все подступы к водным резервуарам, снабжающих город водой.
  После этого он послал донесение Давиду, чтобы тот  собирал народ и шел на штурм города. Равва была взята, и Давид снял с головы Аммонитского царя "венец царя" и возложил на свою: "А в нем было золота талант  и драгоценный камень".
  Взято было и много добычи, а с народом, жившем в Равве, Давид поступил крайне жестоко, как поступали со своими пленниками и другие народы (о времена, о нравы!). Его он "вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи.
  Так он поступил со всеми городами Аммонитскими".
  Когда Объединенное царство распадется, Аммонитяне будут пытаться вернуть себе свои былые владения. До этого времени они, как и Моавитяне, и Идумеяне, были подданными Давида, а потом Соломона, и платили им дань. Но впереди эти города ждала другая судьба, в первую очередь, колена Гада (и, конечно, Рувима), которое жило, по выражению Моисея, в "начатке земли" (а Равва стала уделом и его).
  Пророк Иеремия:"Кричите, дочери Раввы, опояшьтесь вретищем, плачьте и скитайтесь по огородам", ибо все, включая священников и князей, пойдут в плен.
  Пророку Изекиилю Господь предлагает представить дорогу, "по которой меч шел бы в Равву сынов Аммоновых и в Иудею, и в укрепленный Иерусалим".
  Но, похоже, рассерженный на свой жестоковыйный народ и непосредственно на, быть может, сынов колена Гада, Господь сам готов расправиться с Раввой:"Я сделаю Равву стойлом для верблюдов".
  Этого наказания недостаточно? И пророк Амос добавляет очередную угрозу, высказанную Господом:"И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее среди крика в день брани, с вихрем в день бури".
  Ныне уделы Гада, Рувима и полуколена Манассии - территория Иордании. Но в те далекие времена израильтяне постоянно присутствовали здесь, еще задолго до Исхода из Египта. И что удивительно, сохранились те названия этих мест, которые дал им Иаков.
  Так, кроме слова "Галаад", он употребил и - Мицпа, "от того, что Лаван сказал:да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга".
  Здесь был построен город Рамоф, доставшийся в удел колену Гада, называвшийся и как Рамоф Галаадский, и как Рамоф-Мицпа.
  Здесь в Эпоху Судей жил тот самый Иеффай, который принес в жертву Богу свою взрослую дочь.
  А до этого, при Навине, Рамоф был не просто "обыкновенным" городом колена Гада, но и убежищем для убийц, которые совершили преступление по неосторожности (такие убежища были в каждом колене). Здесь они должны были скрываться, чтобы над ними не совершили самосуд, а дело было рассмотрено судьей.
  При Соломоне "губернатором" Галаадской земли был назначен  Бен-Гевер из Рамофа.
  После разделения Объединенного царства Рамоф остался под "юрисдикцией" Иудейского царства, что лишний раз показывает, насколько неверны представления, что за домом Давида остались только два колена.
  Правильнее утверждать - два и плюс те из других колен, кто ранее жил среди них или имел тесные связи, и пожелал сохранить свое положение неизменным. Но такой учет никто не вел, и поэтому "обошлись" общим утверждением:поделились на два и десять колен.
  Рамоф, оставшийся в Иудейском царстве, однако, был захвачен Сирийским царем. И, похоже, о его возвращении там и не помышляли. Но о Рамофе помнили в Израильском царстве. И когда царем здесь стал Ахав (седьмой царь по счету), он сказал слугам своим:"Знаете ли вы, что Рамоф Галаадский наш? А мы так долго молчим и не берем его из руки царя Сирийского".
  Поскольку Сирийский царь был противником сильным, и своими силами Ахаву его было не одолеть, он обратился за помощью к Иудейскому царю Иосафату (тот был четвертым царем по счету; в Иудее цари держались на троне дольше, чем цари в Израильском царстве, где нередки были заговоры и перевороты).
  Тот согласился, что было почти исключительным случаем, так как оба царства в основном воевали друг с другом, нежели жили в мире.
  Но совместная операция не удалась, так как Ахав на предстоящем поле брани был смертельно ранен (один человек случайно натянул лук и ранил Ахава сквозь швы лат), и воины вернулись домой.
  Следующую попытку - вернуть Рамоф галаадский - предприняли сыновья этих царей, но опять неудачно. На сей раз, правда, не смертельно, был ранен Иудейский царь Иорам.
  В сущности, это была борьба не только за конкретный город, но и за право жить в своих уделах, на которые накатывались все новые волны чужеземных завоевателей, противостоять которым становилось все труднее.
  Колено Гада, которое, как и колено Рувима, первым принимало на себя удары вторгавшихся иноземцев. Но выживало и держалось. Еще во времена царя Иеровоама второго (примерно лет за пятьдесят до окончательного  падения Израильского царства) довольно много Гадитян проживало в родовых уделах, в земле Васанской.
  "В Васане Иоиль был главным, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат.
  Братьев их с семействами их было семь:Михаил, Мешуллам, Шева, Иорай, Иаакан, Зива и Евер.
  Вот сыновья Авихаила, сына Хурия, сына Иароаха,, сына Галаада, сына Михаила, сына Иешишая, сына Иахдо, сына Бузо.
  Ахи, сын Авдиила, сына Гуниева, был главою своего рода.
  Они жили в Галааде, в Васане, и в зависящих от него городах, и во всех окрестностях Сарона, до исхода их.
  Все они перечислены во дни Иофама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского".
  Было преддверие заключительного акта трагедии - плена и окончательного исчезновения из среды своего народа.
                Окончание следует 
 


Рецензии