О вечном и главном

На снимке автора:
художник Александр Мулявин.






 ***

По-разному отмечают свои юбилеи. Кто-то – за семейным столом. Кто-то в банкетном зале. А кто-то – в бунгало, затерянном в просторах какой-нибудь экзотической страны.
Александр Мулявин встретил свои 70 лет на рыбалке. С людьми, близкими по духу, и в обстановке походного привала, которую всегда ценил выше домашнего уюта. Уроженец Тюменского Приишимья, он пронёс через годы любовь к природе и всему, что с ней связано. Волею судьбы став горожанином, в глубине души Александр Матвеевич остаётся сельским человеком – с его тихими радостями, простодушием и особой философией.

В деревне с весёлым названием Готопутово, где он родился, Мулявиных иначе, как рисовальщиками, не называли. Глава семейства, Матвей Васильевич, рисовал всегда, везде, и с большой охотой. Карандашей, а тем более красок, в наличии не было, поэтому в ход шёл древесный уголь. Тяга к «мулеванию» перешла к детям. Отменно рисовал, и вырос в большого художника, старший брат Александра Матвеевича – Владимир. Имела талант рисовальщика его сестра – Люба.
Ну, а юный Саша проявил свою даровитость сразу, как только пошёл в школу. Его первая учительница – Анастасия Васильева – поручила ему оформлять стенгазету. Через несколько лет особое внимание проявил к Саше учитель рисования – Михаил Шестаков. Специально для талантливого мальчугана он ставил натюрморты, объяснял ему, что такое перспектива, учил азам живописи.

Удивительный факт: после школы Александр Мулявин, которому «стукнуло» всего 16 лет, полтора года заведовал избой-читальней в соседней с Готопутово деревне Пегуха. Выдавал книги, доставлял на полевые станы газеты-журналы. А по вечерам брал в руки гармошку, и наяривал частушечные мелодии. С приходом сумерек изба-читальня превращалась в клуб. Здесь пели-плясали деревенские девчата и парни.

Но юность, как известно, жаждет перемен. И Александр Мулявин решил стать горожанином, о чём, спустя годы, не раз жалел. Но мы тому решению можем только радоваться. Потому что 8-го октября 1959-го нынешний юбиляр ступил на досчатый перрон ж.-д. станции «Акчурла». Это были его первые шаги по Киселёвску.

Поначалу Александр жил у двоюродного брата, Олега Кузнецова. Но едва устроился на Южно-Абинскую станцию «Подземгаз», как тут же получил комнату в рабочем общежитии. Этот факт окончательно «привязал» его к нашему городу. Потому что в общежитии Александр познакомился с девушкой Аней, которую полюбил, и которая ответила ему взаимностью.
Из посёлка станции «Подземгаз» они пешком отправились в ЗАГС, подали заявление о желании создать семью, а через месяц – тем же пешим ходом – пришли сюда на церемонию бракосочетания. О свадебном кортеже им не думалось. Они и без него были счастливы. И пронесли это чувство через десятилетия. В прошлом году Александр Матвеевич и Анна Григорьевна Мулявины «сыграли» свою золотую свадьбу.


 ***

В 1962-м Александра Мулявина призвали в армию. Служил он в Забайкалье, в ракетных войсках. И, постигая азы военной науки – часто работал кистью, карандашами, плакатным пером. Оформлял стенды, писал плакаты, делал чертежи ракетных установок.
В армии Александр принял участие в своей первой выставке. Она проходила в Доме офицеров станции Мирная, где располагалось ракетное соединение. Мулявин выставил «Зимний пейзаж», написанный маслом, и гипсовую скульптуру под названием «Радистка». И был успех, во многом определивший жизненный выбор Александра Матвеевича.
 
Вернувшись в Киселёвск, Мулявин пришёл в городскую художественную мастерскую, заведовал которой Николай Никитович Кулешов. К новичку тот отнёсся радушно. Многому научил, немало собственных секретов передал. Но главным учителем в живописи стал всё же не он.
В 1970-м к Александру приехал его старший брат, Владимир. Приехал из Омска, где входил в когорту лучших живописцев. Имел мастерскую. Работал в худфонде. Но – … Дали трещину его отношения с женой. Семья распалась, и он решил перебраться в Киселёвск. Наш город встретил его чуть ли не с объятиями. Владимиру тут же дали работу в мастерской. Среди местных художников он сразу стал безусловным лидером. И в силу таланта, и благодаря человеческим качествам.

Александр Мулявин говорит, что обязан брату едва ли не всем, чего достиг в творчестве. Владимир ему и в детстве-юности помогал – присылал кисточки, краски. Но теперь, когда они постоянно были рядом, буквально заполнял Александра знаниями по теории изобразительного искусства, обучал его практическим навыкам. Помогал увидеть необычное в привычном.
- Зачем ехать на этюды в какую-то даль? – говорил он. – Ты посмотри в окно! Свежим взглядом посмотри. Каков пейзаж! Красотища какая!

От Владимира младший Мулявин воспринял таинство передачи в красках воздуха, света, познал суть композиции. Они и в мастерской над одними заказами трудились. Оформляли парикмахерский салон «Чародейка», используя при этом русский национальный колорит. Создавали диораму в музее «Шахтёрская слава» школы № 21. Причём, достигли там удивительного эффекта. Замонтировали угольные глыбы так, что они почти незаметно, органично переходили в настенную живопись.
 
И каким же потрясением стала для Александра смерть брата… Он ушёл из жизни в 1979-м году. Горе было великим. А всё, что за ним последовало, можно считать подвигом братской любви. Александр Матвеевич по всему городу собирал картины Владимира, которые тот – человек широкой натуры – дарил многим, и с большой охотой. Этот поиск завершился в 1983-м – открытием посмертной выставки Владимира Мулявина. Она работала в актовом зале АБК станции «Подземгаз», на которой Александр Матвеевич трудился в то время художником-оформителем.
Затем все 85 картин переехали в Сорокино – районный центр на юге Тюменской области, под управлением которого находилось родовое гнездо Мулявиных – Готопутово. На выставку покойного земляка, смонтированную Александром Матвеевичем в Доме культуры, пришли сотни людей. А потом она много лет украшала помещение районной библиотеки.


 ***

Около сорока лет назад Александр Мулявин впервые выставил свою работу в Киселёвске. И это была отнюдь не картина.
В городе проходил конкурс на лучший макет памятника солдатам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Из этих макетов и составили выставку, размещённую в ДК шахтёров. Любой зритель мог отдать свой голос за тот или иной экспонат.
 
Мулявин представил вниманию горожан макет стелы с изображением женщины-матери с ребёнком на руках. В основании памятника Александр Матеевич поместил чашу с Вечным огнём и объёмную пятиконечную звезду. Была ещё патриотическая надпись. Но всех, кто знакомился с этой работой, поражали глаза ребёнка… В них читалась неизбывная печаль о погибшем отце.
Макет Мулявина занял тогда второе место, уступив пальму первенства работе Николая Кулешова и братьев Селищевых. Они были авторами скульптурного портрета, вобравшего в себя обобщённые черты бойца-красноармейца. Воплощённый в бетоне, он знаком сейчас каждому жителю Киселёвска. Ведь речь идёт о памятнике «Мужеству посвящается» – главной достопримечательности района 12-й шахты.

А потом, как говорится, «пошло… поехало…»
В скольких городских выставках он участвовал – об этом Александр Матвеевич не помнит. Счёт им нужно вести на многие десятки... И на каждой выставке живопись, графика и скульптура Мулявина привлекали особое внимание.
Но то были исключительно коллективные вернисажи.
 
К своей первой «персоналке» Александр Матвеевич пришёл, уже будучи пенсионером. В августе-сентябре 2007-го под неё отвели одно из помещений киноконцертного зала «Россия». И киселёвский зритель, уже давно и безоговорочно причисливший Мулявина к лучшим художникам города, познакомился с ним как бы заново. В экспозиции выставки насчитывалось, без малого, сотня картин. Это была панорама творческого пути мастера и человека. Его отчёт перед собой и горожанами.

В последние годы Мулявин охотно откликается на предложения о проведении своих мини-выставок. Они работают в библиотеках… в детских домах… и везде встречают тёплый отклик. Потому что в своих произведениях Александр Матвеевич говорит о вечном и главном – о красоте природы и человеческой души. В том и другом он – человек мудрый – разбирается хорошо, безошибочно.

Сейчас Мулявин изучает свой творческий архив. Несколько месяцев назад он взялся за работу над карандашными набросками, сделанными на Таймыре. В этом заполярном крае Александр Матвеевич побывал в 1991-м – ездил туда на охоту-рыбалку. До воплощения тех «карандашных задумок» в полноценные работы – руки не доходили. Но в преддверии юбилея о них как-то вспомнилось, возникло желание приглядеться к ним, проникнуться их настроением.
И кто знает: не увидим ли мы вскоре серию таймырских пейзажей, созданных Александром Матвеевичем? Лично я познакомиться с ней был бы очень даже не против. Тем более, что одну из работ этой серии мне повезло увидеть. И скажу честно: впечатлило!

Впрочем…
Впечатляет всё, над чем трудится Мулявин.
И, уверен, впечатлениям этим уготовано одно: прирастать. Потому что, несмотря на свои 70 лет, Александр Матвеевич полон творческой энергией и жизненного азарта.
В связи с этим думается, что лучшая картина Александра Матвеевича им ещё не написана. Он к ней только-только подходит. И миг озарения – не за горами.
Что ж: подождём!


Киселёвск,
2011 г.
 
   
 
            
   
 
   


Рецензии
Ушедшим - Вечная Память и Царствие Небесное. Живым -здоровья и творчества. Спасибо, Сергей за память!
С уважением!

Сергей Магалецкий   10.07.2011 22:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!
Извините, что ответил с запозданием. Пора отпусков, приходится за себя и "того парня" крутиться. Нет возможности среди недели на сайт выходить.
Ваш отклик всегда для меня - как бальзам сердца.
Добра и успехов!
Искренне,
С.Г.

Сергей Грущанский   15.07.2011 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.