Крест чистоты воровской жизни

Когда говорят о совести, о порядочности, всегда вспоминают людей, отдавших жизнь за Родину, жизнь, отданную людям. И это естественно и справедливо. А если коснуться людей, которые по тем или иным причинам оказались вне общества (Правда, кто и почему поставил их вне закона – это вопрос риторический?!), то принято считать, что такие люди вроде бы и не люди.… Но… и среди них есть те, о которых можно сказать: прожили со своими понятиями чести и достоинства. И пусть даже это достоинство «Вора в законе».
Был такой Вася Бриллиант. Он сидел с 1948 года, три раза уходил в побег и ни разу не освобождался по концу срока.
А кто же он на самом деле?
Закончилась Великая Отечественная война. По вокзалам и рынкам сновали голодные беспризорники в надежде найти что-нибудь для пропитания. Среди них промышлял и Вася Бабушкин.
Хаотичную толпу беспризорников взяли под свою опеку старые и опытные преступники, уже прошедшие жернова ГУЛАГа. В это время воры-карманники считались в преступном мире «аристократами», своеобразной элитой криминального мира. Они-то и обучали молодежь красть, большую часть добычи забирали в так называемый «общак», прививая им «понятия» (своеобразный кодекс чести вора). И Вася не явился исключением из правил, как губка, впитывал в себя рассказы опытных товарищей. Интересно было все: истории, кражи, умения и навыки, а еще взаимоотношения с официальной властью. На всю жизнь запали в память сетования старого вора: «… раскатали веру, как тесто. Можно политических щемить теперича! Ить дошло до того, что блатные святую пайку отбирают у очкариков! (По воровскому закону хлебная пайка считается неприкосновенной!) Трясина… Если гэпэушники потакают – значит, их выгода! А на кону-то: воры исполняют волю власти… Конец идее. Мне-то скоро в рай, а вам хлебать!» Эту фразу молодой вор запомнил и пронес через всю жизнь, воплотив в себе чистоту воровского закона.

Начало пути

Но в конце 40-х удача как-то отвернулась от Васи Бабушкина. Его взяли с поличным на месте преступления, и по Указу от 4 июня 1947 года «Об усилении охраны личной собственности граждан» Бабушкин начал свой путь по тюрьмам и лагерям советской системы, который растянулся на долгих сорок лет. Вот это и был впоследствии легендарный вор в законе «Бриллиант», о нем слышали во всех уголках необъятной пенитенциарной системы.
Вася Бриллиант придерживался, действительно, правильных понятий. Сокамерники спрашивали: «Вася, а не западло тебе пол подметать?» А он отвечал: «Если бы я мог летать и не ходил бы по полу, тогда бы я мог не подметать. Поскольку я хожу по полу, значит, я за собой должен сам все делать». Такие «правильные понятия» передавались через образцы поведения, через тюремные мифы. Истории о Васе Бриллианте передавались с этапа на этап, с ИТК в ИТК, с Владимирской тюрьмы на этап в Воркуту, из Златоуста в Соликамск.
Прошел Василий Бабушкин – патриарх уголовного мира Бриллиант и Владимирский централ. В 50-х годах во Владимирскую тюрьму стали определять лидеров уголовного мира. МВД пыталось «перековать» этих людей, заставить работать на себя. За четыре десятилетия через централ прошло свыше семисот «воров в законе». Кроме Бриллианта, здесь были и Александр Захаров (Шурик Захар), Гена Корьков (Монгол) и многие другие.

«Перековка»

«Перековка» бывает разной. Например, как ломали этих людей. Сначала легкие беседы: «Хочешь быть вором в законе? У тебя блатная вера? Что это? Ты Христа помнишь? Легко ли ему было? Готов ли ты так же на жердине болтаться? Хочешь звания, корону воровскую? Не вопрос, а только выстрадать надобно – через буры, шизняки, крытки, а там снова карцера! Мусора просят на путь исправления встать… Отказать нелегко!.. С начала по карцерам – день летный, день пролетный! Да в браслетах, да при плюс пяти в одной рубахе, да постоянно «бери метлу в руки!» Не хочешь – на! Не понял – не унесешь! Сначала уговоры - потом пытки. Так в Златоусте ломали Бриллианта, так его попросили, что он за почки держался, причмокивал с досады… А когда упал, то ему повязку в рот красную засунули с желтенькими буковками: «секция дисциплины и порядка», да еще и метлой накрыли.
А какой же он этот путь исправления? Да подпиши обращение – и ты свой!
«ОБРАЩЕНИЕ.
Я, Бабушкин Василий Степанович, по прозвищу «Бриллиант», неоднократно судимый, являющийся вором в законе, обращаюсь к вам, граждане осужденные.
Я, «Бриллиант», пересмотрев свое отношение к жизни, открыто заявляю об отходе от воровских традиций, решаю встать на путь исправления: не нарушать режим содержания, работать там, где укажут представители администрации учреждения, вступить в секцию дисциплины и порядка.
Призываю вас последовать моему примеру.
Подпись: от подписи отказался.
Оперуполномоченный ОМ 231-4
Ст.лейтенант внутренней службы
Иванов
19.09.1968 г.»
Бриллиант не поступился своей так называемой воровской честью, помнил слова старого вора: воры не исполняют волю власти, не сотрудничают с ней, верны своей идее. По легенде, по решению сходки он убил троих отказников, ибо они предали свою блатную веру.

Слияние криминала, денег и власти.

А когда в семидесятых началось срастание криминальных понятий, денег и власти в Советском Союзе, еще задолго до его распада, началось и расхождение во взглядах среди криминального мира. Кстати, во многом это предопределило и те процессы, которые пожинают сейчас Россия, Украина, да и все постсоветские государства.
1979 год. Во время воровской сходки в Кисловодске был оформлен «союз» между ворами в законе и «цеховиками» (подпольными предпринимателями), которые обязались выплачивать для преступного сообщества 10% от своих доходов.
1982 год. В Тбилиси состоялась еще одна важная сходка, на которой воры в законе собрались, чтобы обсудить, будут ли они внедряться во власть. А предпосылки уже были, так как коррупция все более и более охватывала государственные органы.
А спустя четыре года этот вопрос подняли снова. И против этого выступил один из самых уважаемых воров – Вася Бриллиант. Он продолжал отстаивать положение воровского закона, согласно которому ни какого сотрудничества с властями быть не должно. Однако определенного решения по этому вопросу не было принято.

Ракурс в историю

В государстве всегда в отношении уголовного мира происходили удивительные вещи. «Воров в законе» пытались скомпрометировать, подрывать их авторитет, вызвать массовое недовольство положением в лагерях. Так МВД СССР образовало экспериментальный лагерь, где содержались лишь «воры в законе», авторитеты и лидеры «отрицаловки» (отрицательно настроенная к администрации часть осужденных), т. е. собрали всех медведей в одну берлогу. Такая «берлога» Соликамская ИТК№6, именуемая в народе «Белый лебедь», действовала и 80-х. Это был «ход конем»: воры начали грызть друг дружку. Спецзона даже не пыталась заставить вора работать: вор скорее взял бы заточку, чем кайло или лопату. Эксперимент заключался в другом. МВД по официальному запросу из ЦК КПСС и Совета Министров СССР попыталось снова перековать рецидивистов, заставить их письменно отречься, другими словами, добровольно снять с себя воровской венец – «корону». В первые годы эксперимента, когда использовались методы кнута и пряника, на путь исправления стали лишь единицы. Рассылались воровские письма – «малявы» во все лагеря: «Следуйте нашему примеру! Трудитесь на благо государства!» Эксперименты удавались: например, к концу 50-х годов от воровского ордена 30-х годов осталось лишь 3 %. Карательная машина успокоилась и торжественно объявила о кончине последнего вора в законе. Исправительно-трудовая система и милиция стали жить по принципу - «как бы»: воров в законе, как бы не существовало, заключенными правили как бы начальники отрядов, воровская элита стала как бы обычной преступной группой. Но, тем не менее, власть в зоне по-прежнему принадлежала ворам в законе.
Так сердцем тюремно-лагерного архипелага – Колымой – правил тогда московский законник Ваня Львов, сидевший в лагере у бухты Ванино. Колымские зеки (колымаги) утверждали, что его опасался даже стотысячный ВОХР. Притом Ваня Львов слыл интеллигентом: не пил, не курил и заставлял шестерок доставать для него Достоевского и Чехова. И с тем, и с другим классиком «вор» готов был поспорить насчет сахалинских традиций, описанных в «Записках из мертвого дома» и в «Острове Сахалин»… Иван Львов был убит наемником.
«Воров в законе», как клан, игнорировали до середины 80-х. С началом перестройки государственные мужи были просто обязаны придумывать новые методы борьбы с криминалом. Для законников началась очередная «ночь длинных ножей».

Точка отсчета жизни легендарного вора

Василий Бабушкин, «по кличке Бриллиант», не смотря ни на что, не отрекся от звания и клана. За всю жизнь он ни дня не проработал на государство, курировал несколько зон на Урале и Сахалине. Последние годы Бриллианта содержали в камере-одиночке и тщательно скрывали его местонахождение. (Почему? Как мог влиять на внешний мир этот легендарный и уже немолодой мужчина?) Камеру начисто лишили «дороги» (воровской связи) и в контролеры ставили самых верных офицеров внутренней службы, чтобы полностью оградить живую легенду от внешнего мира.
Один из сотрудников центрального аппарата МВД 30 января 1986 года встретился с ним в Соликамской ИТК№6 («Белом лебеде»). После этой встречи семидесятилетний вор-рецидивист прожил недолго. Обстоятельства его смерти остались загадкой. Предполагают, что его задушил наемный убийца. А ведь встреча длилась всего несколько минут… Спустя семь лет газеты опубликовали последнее интервью Василия Бабушкина. Шел 1993 год.
«Не списывайте все преступления на воров и не делайте из них козлов отпущения. Мы несем свой крест чистоты воровской жизни. Она чище, чем вся ваша государственная конюшня. Сегодня вы нас в петлю толкаете, а завтра, когда мы уйдем, удавка затянется на вашей шее. Я неслучайно парюсь в одиночке. Сижу без грева. А все потому, что хотел собрать общий сход. Братва должна понять, что нам грозит разложение, нас хотят натра- вить друг на друга. Откуда этот ветер дует? Похоже, с Запала. Видно, опасаются нашей идейной сплоченности и хотели бы нас разобщить. Сиволапые (антисоветчики - авт.) топтали зоны, потом двинули за кордон. А там сообщили, что значит в России сила нашего братства. Вот вспомнилось! Я встречался с Буковским на централе во Владимире. Он хотел тогда втянуть братву в политику, чтобы преступный мир поддержал диссидентов. Но у нас нет хозяев, а у них у всех хозяева на Западе. Наша позиция пришлась не по вкусу политическим. И теперь для них преступный мир, как и Россия, словно кость в горле».
Не эти ли слова Бриллианта, одного из последних «правильных воров», для которого воровские заповеди не были пустым звуком или удобной ширмой, послужили точкой отсчета его жизни?
Умер он в «Белом лебеде». Сотрудники исправительного заведения говорят, что в Соликамске похоронено более тысячи заключенных. Среди них знаменитый вор в законе Вася Бриллиант. Для «Белого лебедя» похороны - это обычная практика, потому что в абсолютном большинстве случаев умерших заключенных, приговоренных к пожизненному заключению и рецидивистов, близкие, если таковые имеются, оставляют в колонии. В последний путь провожают тоже заключенные из соликамской колонии. Гроб из еловых досок. Сами роют могилу. До кладбища - на тюремном ГАЗе. Охрана десять сотрудников ГУИНа. Согласно инструкции, покойный одет в тюремную робу. Без напутственных речей могилу забрасывают, а заключенные ликвидируют следы своего пребывания на кладбище. Деревянный столбик на могиле. Нет имени, дат рождения и смерти. На табличке выведен только тюремный номер. Место захоронения заключенных не огорожено от остальной территории кладбища и отдельно не охраняется. Начальник Пермского ГУИНа говорит: «Мы хороним заключенных, как обычных людей, да и куда они теперь денутся?»
Местное кладбище в Соликамске, таблички с тюремными номерами...
Но почему именно Васе Бриллианту воздвигнут там целый мемориал? Может, его поставили те, кто прошел через такие же «перековки», те, для которых плакат в кабинетах нынешних следователей «Тяжело собирать выбитые зубы переломанными пальцами», напоминает о карцерах, штрафных изоляторах и бараках усиленного режима. А может, потому что это был один из «честных воров», предвидевший все, что происходит сейчас и этот мемориал напоминание всем, что государство и криминал - два полярных понятия, криминал -  это свое «государство в государстве».


Рецензии
Саша! Статья хорошая, но меня интересует один вопрос: Вы пишите, что В.Бриллианту было 70 лет, умер он в 1986г. отнимаем 70 и получаем 1916г. т.е. год рождения. Весь интернет пестрит датами иного рода: год смерти 1986. в возрасте 63лет, получается совсем другая дата рождения.
Если Вы смотрели ролик в интернете, то надпись на памятнике вообще принадлежит Владимиру Петровичу Бабушкину, на лицо -несоответствие имени и отчества. Хорошие слова говорит о Василии Бриллианте Саша Север, как раз о его похоронах и светлой памяти о нем.
Спасибо Вам за статью.

Александр Теущаков   24.11.2012 15:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша за отзыв! Если честно, то уже не помню откуда брал материалы для публикации, давненько уже было, но спасибо за замечание, нужно покопаться в своем архиве.

Александр Гатиятуллин   23.12.2012 15:21   Заявить о нарушении