Чудь в исторической памяти саамов

Обратив взор к самим саамам, можно узнать, что в их традициях большое место занимают исторические предания или так называемая «историческая память». В них повествуется о героической борьбе саамов с захватчиками. Врагами саамов выступают либо чудь, либо руц. Под «руцами», по всей видимости, по аналогии с карельским руочи и финским руотси, имеются в виду шведы. Среди главарей вражеских отрядов стоит хитрый и коварный Чудечуерьв , имя котрого переводится с саамского как Сторогий. [33]
Заметим, что этот выдающийся предводитель захватчиков, во-первых, видимо, был предводителем чуди, а во-вторых, «Сторогий» вызывает явную ассоциацию со сторогим быком из «Калевалы», выпахавшим корни Сампо, после чего оно было похищено калевальцами.
Слово «чудь» в саамском языке, кроме собственного, имеет и значение числительного множественного числа – «сотни». [34] Это, в свою очередь, вполне объяснимо тем, что в отличие от протолопарей, занимавшихся скотоводством, прибалтийско-финский пранарод был землепашцами. Земледелие позволяет народу проживать более плотно. Вероятно, этот факт, выделявший соседей в глазах протолопарей, и дал им повод определить прибалтийско-финский пранарод этническим названием, отражавшим их многочисленность.
[33] «Прибалтийско-финские народы России», Москва, «Наука», РАН, 2003, с.140
[34] Шаршина Н.С., Шелер Э., «Грамматика саамского языка», 2008


Рецензии