Кювет. глава 3

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАТЯТ…

Не успели отъехать от дома, как Илья неожиданно выругался и дал ко-манду водителю остановиться. Борис удивился:
– Ты что?! Каждая минута дорога!
– Боря, мне надо вернуться.
– Ты с ума сошёл?! Что случилось?
– Что случилось, то случилось… Ладно, поехали…
Илья откинулся на спинку сидения и ушёл в себя. Он понял, что с ним происходит что-то невероятное. Когда он зашёл в прихожую Лены, то сразу почувствовал, что этот голос он уже слышал. Но взыграло мужское самолюбие. И чувства превалировали над рассудком. А ведь это был её двоюродный брат, который приехал с Дальнего востока в отпуск. И на вешалке Илья краем глаза заметил офицерскую шинель. Вот так по своей глупости он наказал сам себя.
Переосмыслив содеянное, он как бы вернулся к делам.
– Борис, почему такая спешка?
– Сейчас такая спешка будет постоянно. Ты вообще не будешь вылезать из Москвы. Дело в том, что у нас появились многочисленные конкуренты. Сам понимаешь, группы окрепли и будут играть на повышение. Цены поднимаются на всё. Поэтому надо заключать долгосрочные договора, создавать определён-ные преимущества. Другого выхода у нас нет. Накосим «бабла» и вовремя смо-емся. По крайней мере займём другую нишу, где расходы меньше, а прибыль та же. Сегодня денежных людей в несколько раз больше, чем тогда, когда мы с тобой начинали.
Такси подъехало к зданию вокзала. Ребята выскочили. Их встретил Се-мён Исаакович, вручил билеты и всё необходимое. И опять они почти на ходу прыгали в свой вагон.
Москва поразила Илью. Везде царил хаос. Город зарос мусором и грязью. Идти было невозможно, так как после оттепели тротуар представлял собой сплошные ледяные ямки. В одном месте Борис остановился как вкопанный. С тыльной стороны Белорусского вокзала около стены валялся труп, и люди спо-койно проходили мимо, не замечая. Судя по тому, как его замело снегом, лежал он давно. Мимо проковылял патруль милиции. Один из них поскользнулся и упал и при этом грязно выругался. И это несмотря на то, что рядом проходила женщина с ребёнком.
Москва менялась на глазах. Илья понял, что будет очень трудно. Более того, если раньше они могли себе позволить день отдыха и подготовки к реше-нию вопроса, то на этот раз они отправились с корабля на бал. То есть встреча была назначена из Минска.
Разговор был достаточно жёсткий. Москвичи не хотели уступать. Их сдерживало одно: лучшая в Минске аппаратура. Но было ясно, что конкуренты быстро смекнут и закупят по крайней мере аналогичную. И тогда станет труд-но. И всё-таки все договора были подписаны на условиях Бориса. Москвичи настояли на увеличении количества концертов, так как они убедились, что для Минска не проблема продать все билеты. Причём фирма, с которой они со-трудничали, выплачивала деньги наличными минута в минуту по окончании концерта.
И опять всё закончилось достаточно скромно. По существу, выпили на посошок и разбежались. Но оказалось, что на этот раз это не всё. Борис пред-ложил Илье постоять в вестибюле, пока не прошли мимо последние участники встречи, и затем попросил вернуться в ресторан. Илья расценил это по-своему, так как проголодался. Но Борис почему-то не стал ничего заказывать и сказал, что через десять минут придут главные действующие лица. Для Ильи это было приятной неожиданностью.
К ним подсел молодой человек. После его представления у Ильи захвати-ло дух. Речь шла об одной из ведущих групп с участием его любимой певицы. Все вопросы были решены в течение десяти минут. Илья хотел подозвать офи-цианта, но Борис сказал:
– Не спеши.
Через пять минут к ним подсел очередной импресарио. И это была ещё одна приятная неожиданность для Ильи. И только когда они расстались с этим человеком, подписав договора, Борис сухо сказал:
– А сейчас перекусим, но напиваться не будем.
Илья никак не мог понять, что произошло с Борисом. Только потом, уже на обратном пути, Борис открыл «карты». Дело в том, что шеф поставил Бори-су ультиматум в виде условий, при выполнении которых ему светила шикарная машина. Семён Исаакович взял под своё крыло ещё один бизнес: перегон по-держанных машин из Чехии, Германии, Нидерландов, Бельгии. Более того, ре-шался вопрос об открытии в Германии мастерской по разборке аварийных ма-шин и транспортировке в Минск деталей для продажи в специальном магазине. Борис по секрету сказал Илье, что после удачной поездки шеф собирается и ему подарить машину.
– Так что придётся нам всё-таки пить меньше, если мы хотим успешно решать свои вопросы и иметь свободное время.
Илья задумался. Машина была мечтой его детства. Но сначала это было невозможно как следствие отсутствия денег, а когда деньги посыпались как из рога изобилия, это стало невозможно по причине отсутствия времени. А тут та-кое совпадение.
В это время Илья бросил взгляд на противоположную сторону улицы и невольно остановился. Это было то самое местечко. Борис также отреагировал:
– Тянет зайти?
– А почему бы и нет…
– Понимаешь, Илья, с меня хватило выбитой челюсти, двух зубов и двух рёбер. А у тебя ещё всё это целое, поэтому если хочешь зайти, время ещё есть. Но не более тридцати минут.
– Да нет, тридцать минут мне многовато. Я просто так.
– Хорошо.
Илья дошёл до перехода и через пару минут он входил в магазин. На пер-вый взгляд ничего не изменилось: всё те же полупустые полки, всё те же про-давщицы, которые смотрят мимо покупателя. Илья занял удобное место для наблюдения около кондитерского отдела. Через пять минут из подсобки вы-порхнула Анечка. Илья слегка прикрылся газетой. Если бы не её фирменный халатик, то он, пожалуй, её не узнал бы. А ведь прошло менее полугода. Чувст-вовалось, что разгульная жизнь не пощадила столь юное, на первый взгляд, и скромное создание. Анечка исчезла в направлении кабинета Раисы.
Илья направился к выходу и увидел, как подкатили два шикарных лиму-зина. Он улыбнулся: «А ведь мог бы и влететь. Так что воспоминания воспо-минаниями, а реальности реальностями».
Борис не ожидал столь скорого возращения, поэтому Илье пришлось по-мочь другу расправиться с кофе. Когда они вышли на улицу, Борис тоже заме-тил те машины, которые стояли на стоянке напротив магазина. Друзья пони-мающе улыбнулись друг другу.
И опять прямо с вокзала они отправились к шефу. Результатами поездки Семён Исаакович был доволен. Более того, он сказал:
– Завтра Руслан со своей командой отправляется в Германию. Как раз есть два свободных места. Вы поедете вместе с ним и подберёте себе для пере-гона машины. Вам они обойдутся в копейки. Перегон – за счёт фирмы. Вернё-тесь, отработаете очередные концерты, затем я подумаю о вашем отдыхе и о вашей перспективе. А вообще-то лучше я сразу открою карты. Безусловно, вам надо отдохнуть. Мои друзья презентовали мне две путёвки в Карпаты на две недели. Но супруга забастовала, так что будете отдыхать вы. Прогуляетесь, по-дышите горным воздухом, покатаетесь вволю. Главное, чтобы вернулись жи-вые и здоровые. И сразу же за работу. Возможно, будут какие-то изменения. Именно поэтому я хочу, чтобы вы передохнули. Ко всему прочему всё, что вы заработали за месяц, получите сегодня у бухгалтера. А пока сегодня до обеда подведите итоги своей работы за последние два месяца. Посмотрите, что мож-но сделать в ближайшее время и по домам. Не забывайте, что через несколько дней после вашего приезда Новый год. Я жду вас с вашими пассиями у себя. Новый год будем отмечать семьёй. Сами понимаете, семья – это наша фирма.
И опять Илью одолели сомнения. Что же делать? Время как бы есть. Ид-ти к Лене или не идти? Придти только для того, чтобы объявить о поездках в Германию и в Карпаты, как-то не логично. Получается, хвастовство. После не-долгих размышлений он решил отложить этот вопрос до приезда домой. А там он наконец встретился с родителями. Мать всплеснула руками:
– Илья, на кого ты стал похож?!
– Как на кого? На бизнесмена!
– Нет, Илья, ты очень здорово изменился. У тебя даже взгляд стал каким-то другим.
– Ну что поделать, мама, если у меня жизнь стала другая.
– Кстати, после твоего скоропалительного отъезда звонила Лена и очень просила, чтобы ты появился.
Пути были отрезаны. На скорую руку Илья собрался, заказал такси, опять объехал полгорода и опять во всеоружии стоял перед дверью знакомой кварти-ры. Звонок уже работал. Дверь открыл отец Лены. Илью он сразу не узнал, по-этому как-то растерялся, увидев перед собой представительного молодого че-ловека с букетом роз и прочими интересными атрибутами. Оказалось, что Лена на работе во второй смене. Более того, по словам отца, Лена предупредила, что у них какая-то сложная операция и просила не звонить ей и не беспокоить.
Илья опять сложил на диванчик всё, что принёс, извинился и отправился домой. Мысли переполняли голову. Это было и хорошо, и плохо.
Дома состоялся нелицеприятный разговор. Отец поставил вопрос ребром:
– Что, Илья, для тебя сегодня важней? Какова цель твоей жизни? Ведь когда-то ты говорил, что хочешь приносить людям пользу. Неужели ты счита-ешь, что так называемые концерты, от которых балдеет молодёжь, – это поль-за? Ведь вбивается клин между поколениями. Угасает та культура, которая вы-кристаллизовывалась столетиями. Уже здесь что-то не то. Деньги у тебя боль-шие, но лёгкие. Они приходят и уходят. Но наступит время, когда надо будет зарабатывать, а ты от этого отвыкнешь. Наверное, в этом будет твоя трагедия. Тебе самому решать, что делать. Но я хотел бы услышать твоё мнение.
Илья не сразу начал отвечать. Отец просто «вбил гвозди». Он во многом был прав. Но с другой стороны, то, что произошло сегодня с его поколением, – это был результат, достигнутый отцами. Илья это тоже понимал. Не выдержал сумасшедшей гонки так называемой перестройки директор медучилища, кото-рого все уважали. Он просто пошёл в гараж, включил двигатель и уснул наве-ки. Все были потрясены. А ведь сколько людей ушло за последнее время таким образом? Сколько молодёжи в погоне за деньгами положили свою жизнь от-нюдь не на алтарь отечества? На каждом шагу в городе какой-либо лохотрон. Людей обманывают направо и налево. А общество и государство молчат. Всех это почему-то устраивает.
Но всё-таки Илья не стал спорить с отцом. Он сделал проще:
– Видишь ли, отец, вы строили коммунизм. И ты в этом принимал актив-ное участие. Мы являемся результатом вашего строительства. Как в поговорке: лес рубят – щепки летят. Мы являемся вашими щепками. Так что одновремен-но вы рубанули дедов и детей. Ваши отцы вам не понравились, потому что они шли в атаку за Родину, за Сталина. И в этом был смысл их жизни. И они очень многого достигли. И всё хорошее, что я вижу в жизни, я получил от них. А у вас был другой лозунг: партия – честь и совесть нашей эпохи. А получилось бесчестие, которое свалилось на нас. Я всё это понимаю и полагаю, что всё это скоро кончится. А что будет, трудно сказать. Но я уверен в одном: мне придёт-ся вернуться туда, откуда я вышел. Просто мне надо основательно обо всём по-думать. Вот сейчас сгоняю в Германию, посмотрю, как там живут. Затем от-дохну в Карпатах. Именно там я, возможно, к чему-то приду. По крайней мере я сегодня подал заявление в горисполком на строительство однокомнатной квартиры. Оказывается, есть сейчас такой способ. Как говорят, за отдельную плату. Из Германии пригоню машину. Куплю самое необходимое. Таким обра-зом, я смогу утвердиться материально. Остальные деньги постараюсь вложить в какое-нибудь прибыльное дело. И пора мне подумать о создании семьи. А это значит только одно: все эти концерты придётся оставить. Так что мне кажется, что я хоть каким-то образом, но ответил на твой вопрос. Прежде чем строить коммунизм в отдельно взятом колхозе, надо построить самого себя. А для этого надо увидеть все «прелести» реальной жизни, чтобы снять «розовые очки». Я принял правила игры, в которую меня втянули, и эти правила соблюдал. Но у меня есть право выйти из этой игры тогда, когда я посчитаю нужным. Ведь это ты, отец, меня учил не предавать своих товарищей. И если даже корабль будет тонуть, я его покину вместе с капитаном.
– Ну что ж, – задумчиво произнёс отец, – может, ты и прав… Только помни: всех денег никогда не заработаешь. А испытания, конечно, любой муж-чина должен пройти.
Мать промолчала, потому что в семье последнее слово всегда было за от-цом.
Посидели, выпили, закусили тем, что умело на скорую руку приготовила мать. И Илья решил отоспаться, так как предстояла трудная поездка, а ему хо-телось основательно рассмотреть заграницу.
Утром, как всегда, за ним заскочил Борис. Мать вручила Илье внуши-тельную ссобойку. Да и у Бориса оказалось нечто аналогичное. Спиртным ре-шили отовариться на границе, тем более что у Руслана везде были свои люди. И лишних пару бутылок провести было не проблема. Однако в последнее вре-мя Илью к выпивке не тянуло. Да и Борис не усердствовал.
Стартовали в обозначенное время. Впереди была зимняя дорога и время для размышлений.
Одно понял Илья: за всё в этом мире приходится платить.


Рецензии