Моя семья или генеалогические поиски гл. 26

    Муж Веры Константиновны – Тихоцкий Николай Львович родился  2 января 1878 года в городе Харькове. Как я писал ранее, он из потомственных дворян Херсонской губернии, рода древнего и разветвленного.
  Считаю необходимым на его трагической судьбе остановиться особо.
Николай Львович, в отличии от Смысловских, закончил 2-й Московский кадетский корпус.  Затем последовательно Михайловское артиллерийское училище и Михайловскую артиллерийскую академию (по 1-му разряду). По окончании училища он вначале служит во 2-й Лейб-гвардии артиллерийской бригаде,  а затем, в Петроградском Окружном артиллерийском управлении. Академия, дополнительный курс и он уже штабс-капитан в ГАУ (Главное артиллерийское управление). В 1910 году ему присваивается звание подполковника.
С 1914 по 1917 годы Николай Львович участвует в «походах и делах» против Австро-Венгрии и Германии, за что неоднократно награжден орденами. Последнее место службы в царской армии – заведующий артиллерийским снабжением Управления Начальника Тяжелой артиллерии особого назначения.
За время службы он был награжден следующими орденами: Орден Св.Станислава 3ст; Св.Анны 3ст; медалью в память 100-летия Отечественной войны 1812г. на Владимирской ленте; медалью в память 300-летия дома Романовых; орден Св.Станислава 2ст; Св.Анны 3ст; Св.Георгия 4ст; Св.Владимира 3ст.
   Февральскую революцию Николай Львович встретил, согласно анкеты, в г. Алатырь Казанский в должности командующего легким мортирным дивизионом. В период  между революциями, согласно той же анкеты, он находился в г.г.Серпухов и Киев, где занимался артиллерийским снабжением Тяжелой артиллерии особого назначения. Саму октябрьскую революцию он встретил в Киеве, находясь на вышеуказанной должности. Непосредственного участия в обеих революциях он не принимал.
   В феврале 1918 года Николай Львович был уволен со службы, но уже в июне этого же года он снова поступил на завод артиллерийского снабжения артиллерии Особого назначения. В этом же году он дважды в городах Нижний Новгород и Серпухов арестовывался органами ЧК без предъявления обвинения. Думаю,  арест был связан с принадлежностью к царской армии, т.е. только лишь за то, что был офицером.
  В дальнейшем, до самого ареста, Николай Львович работал на различных должностях в Главном Артиллерийском Управлении, занимаясь артиллерийским снабжением РККА. Последняя должность – ст. инженер-технолог  Орудийно-оружейно-пулеметного объединения.
  Трагедия в семье Николая Львовича началась с ареста 2 ноября 1930 г. его дочери Марии Николаевны за «участие в контрреволюционной организации». На момент ареста он работала секретарем стенографисткой при НТС Мосхимэнергостроя (отличное знание иностранных языков давало ей возможность свободно общаться с иностранными специалистами, работать в Американо-Канадско-Российской компании). Вот эта работа и общение с иностранцами, видимо, и послужило основанием предъявления подобного обвинения. 
   Забегая несколько вперед и основываясь на архивных документах СБУ Украины видно, что после ареста у нее «помутился рассудок», она была направлена на судебно-психиатрическую экспертизу в ин-т им.Сербского. Трудно сказать действительно ли она была больна, или просто хорошо имитировала психическое  растройство,  но на основании заключения, она была направлена на излечение в гражданскую психиатрическую больницу, уголовное дело прекращено. Вскоре она была выпущена из больницы на попечение родных. Таким образом, она избежала ГУЛАГа.
     В конце декабря, накануне Нового Года, был арестован и сам Николай Львович. Судя по документам из уголовных дел, возбужденных в отношении Николай Львовича Тихоцкого и Евгения Константиновича Смысловского, Николай Львович был звеном в цепочке «контрреволюционеров» (Дмитриев – руководитель, Тихоцкий и Смысловский – «вербовщик» Тихоцкого),  далее Мария Николаевна и наконец, «агент английского правительства» Микки. Вот что написано в выписке из уголовного дела Смысловского Евгения Константиновича:
                (Следственное дело №104854, том 2)
«……Кроме того, я сообщал о положении страны, Красной Армии агенту английского правительства в лице Макки….
….В четвертый раз Макки приехал со своей женой в 1928 г., хотя точно не помню, и оствался довольно долго в СССР. В этот период времени он встретился с моей племянницей Марией Николаевной Тихоцкой, проживающей в моей квартире, которая служила до ликвидации, произошел, кажется в 1928 г.- в Русско-Канадско-Американском Транспортном обществе /за точность названия не ручаюсь/, вечеринке. Макки узнав что Тихоцкая моя племянница, передал мне привет и сказал, что через высшее начальство удастся ему получить разрешение, он собирается приехать ко мне…..
          (Показания от 4.12 и 28.11-30г.)
 И что же здесь крамольного???
   А вот и вывод:
                Дело №  104804-55754
«Тихоцкий Николай Львович обвиняется в том, что состоя членом арткома АУ РККА, вошел в состав к-р военно-офицерской организации б.генштабистов и одновременно состоял во вредительской к-р группе в арткоме АУ.
   В к-р организацию Тихоцкий был завербован одним из руководителей к-р организации генштабистов-преподавателей Воен.Академии РККА – Евгением Смысловским.  Через Тихоцкого Смысловский осуществлял связь с к-р группой арткома. По поручению Смысловского Тихоцкий носил письма от Смысловского руководителю арткомовской к-р группы Дмитриеву и члену к-р группы Яковлеву и от них обратно Смысловскому.
Тихоцкий виновным себя признал.»
   Из предыдущих материалов,  думаю понятно, каким способом получались такие «признания»!!!
   О приверженности и твердости в своих убеждениях говорит и следующая страница из уголовного дела:
                Показания
                Тихоцкого Николая Львовича от 11-12/1 – 31г.
« В показаниях от 8/1-31г. я говорил, что по своим взглядам к моменту Октябрьской революции я был на стороне конституционной монархии и что был сторонником капиталистического порядка государственного правления на основе частной собственности.
 Дальнейшие события, происходившие в Советской стране – возникновение народных восстаний 20-х годов, голод 21 года, обеднение и нищенский упадок хозяйственной жизни страны, доказывали невозможность существования иной системы кроме капиталистической, если не в форме монархии, то хотя бы Республики.  Поэтому я оставался по прежнему сторонником капиталистического строя на основе частной собственности. Таких же взглядов в Арткоме  АУ придерживались ……( идет перечисление имен)
Такие взгляды на положении Советской власти, а также враждебное отношение к ней объединили в арткоме группу лиц антисоветско настроенных. Объединяющим моментом были капиталистические настроения…….
В дальнейшем в этих взглядах на Советскую власть, меня, и перечисленных выше лиц, поддерживали возникновение раздоров в партии, нарастание экономических затруднений, недовольство среди населения политикой коллективизации в деревнях и выступление против этого со стороны крестьянства, известных из советских газет, подготовка интервенции, Китайская авантюра и широкая компания духовенства во главе с папой Римским. И т.д.»
  Итогом «контрреволюционной деятельности» Николая Львовича было постановление коллегии ОГПУ от 22.7.1931г. – 5 лет концентрационных лагерей. В сентябре он был выслан в Свирские лагеря.
Его дети обращались с письмом к военному прокурору т. Орловскому и председателю реввоенсовета СССР Ворошилову с просьбой пересмотреть дело. Ответ был естественно – отрицательный!
Поскольку не один он испытал «прелести» лагерей, привожу здесь условия, в которых находились заключенные ГУЛАГа


Рецензии