Последний рейс

                РАССКАЗ.

                ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС.
… Ну вот, я же тебе говорю!.. Мне всегда везёт, как утопленнику! – с горячностью продолжал я. Помнишь… я, в прошлый свой приезд , об этом тебе начал рассказывать?..
- Что ты, Алексей, головой мотаешь, как лошадь, разгоняющая слепней! Ты что, весь наш разговор мимо ушей пропустил? – Я ему, значит, о своей сердечной драме! Можно сказать – душу излил, а он! Да отложи ты свой учебник в сторону! – наконец, рассердился я.


- Ну, не помню я, Сергей!.. Ты, в прошлый свой приезд, такого и столько наговорил, что уши вянут! А, у меня своих забот хватает. Тройку по анатомии схватил!
- Как, не помнишь? – Я тебе про Светку свою, а ты!.. А ещё друг, называешься… - Ладно, ладно сдаюсь. И не зри на меня, так. Говорят - «Для глухих обедню два раза не служат», но так уж и быть. Повторю, только вкратце. Договорились?


Мы пришли из Омска – я сразу к ней домой, Как положено – в одной руке цветы, в другой коробка конфет и, сам весь наглаженный – пуговицы так и сверкают, «краб» на мичманке солнце отражает, а об «стрелки» на клёшах, можно обрезаться. И, что ты думаешь?..
В дверях меня встречает моя будущая тёща и, так это, ехидненько, говорит, - а, вы знаете, Серёжа, наша Светочка замуж выходит! Я стою, глазами «хлопаю» и понять ничего не могу. В голове пусто, как в кадушке из-под квашенной капусты. А потом, через малую толику мгновений, как-бы понемногу, мысли стали заполнять её.


В какой-такой замуж? Мы же на эту тему со Светкой не очень-то говорили! И, вообще, с этим вопросом решили подождать. Куда торопиться – вся жизнь впереди!
- А, Светка дома? – ещё не совсем придя в себя от такого известия, спрашиваю я и, пытаюсь протиснуться в дверь. А потом, как закричу в квартиру, - Светка выходи, почему не встречаешь будущего мужа из дальних странствий?
- Чего кричишь? Нет её дома. Светочка в ЗАГСе с Игорем. Час назад, как уехали, сообщает мне будущая тёща, а сама – скалой неприступной застыла в дверях. Стенобитным орудием не пробьешь.
- Послушай меня, Серёжа, ты хороший мальчик, но ты не пара Светочке - оглушает она меня. Ты ещё очень молод, в жизни не определился…
- Как это, не определился? Очень, даже, определился, - перебиваю я, её. Мне, вот-вот, вызов придёт из Владивостока! Я буду на сейнере ходить рулевым. А, Светка, между прочим, обещала со мной поехать. Так то!


- Никуда она не поедет! У тебя даже угла своего нет, нормального, - продолжает гнуть своё, тёща, или, кто она теперь мне, после её слов? - Ты, что ж думаешь, она в общежитии будет мыкаться с тобой? Так она не приучена к такой жизни. Да, не приучена!..
Ты, сам подумай, Серёжа, ей ещё два года ходить в студентках. Послушать тебя, так она должна институт бросить, что-ли? Отказаться от своей мечты?.. А с Игорем, она… тёща на мгновение прервалась, как-бы задумавшись, - не ломай ей жизнь, Серёжа. Очень прошу тебя!
Какой Игорь? Какой ЗАГС? – я всё ещё не понимал, о чём она говорит и, продолжал стоять, с обалделым видом и букетом, как-бы поникших от такой новости, цветов в руках.


- А, правда. Откуда этот Игорь взялся? – вдруг заинтересовался Алексей, - я, что-то не припомню такого имени в Светкином окружении.
- Тёща сказала – аспирант из вашего медицинского института – Клебовский Игорь. Ты должен его знать.
- Клебовский… Клебовский… а, вспомнил! Прыщавый такой очкарик… Вечно с кейсом ходит. Глиста-глистой! Что Светка в нём нашла такого, чего у тебя нет?
- Не Светка его нашла! - возмутился я, став на её защиту. Её мамочка, у какой-то своей закадычной подружки увидела его…
- И, что?
- Что, что. Ну, ты тупо-ой! Взяла и пригласила, как-бы в гости.
- Ты, то откуда знаешь?
- Так, тёща… теперь уже не тёща, - исправился я, чтобы скучно мне у дверей стоять не показалось – всё выложила.
Ну, что вспомнил? Ага, вижу, что вспомнил!
- Ну, так бы сразу и сказал, что про твою Светку! А, то… помнишь, да помнишь.
То-то, ты такой взбешённый к нам в общежитие влетел. Всех наших девчонок перепугал. К, стати, как это тебя наша комендантша, тётя Зина, пропустила? Она, когда дежурит – сущий Цербер!


- Да, не было её за столом. Она куда-то отлучилась по своим делам, вот я и проскочил. А, так бы, конечно, пришлось через, чьё-нибудь, окно в здание пробираться. Да, пустое. Меня же, все ваши, знают.
- Что дальше думаешь делать, Сергей?
- Что думаю, что думаю… да что думать! – Радиограмма пришла на имя капитана о моём переводе на Дальний Восток. «Схожу» последний раз в рейс и, прощай
- ?!
- Ну, как же. Я вас познакомил на Новый год, в Доме Культуры Речников… Вспомнил?..
 Так вот. Он, как заорёт на меня, - не спать на вахте! Личные проблемы решай в свободное время, а не когда за штурвалом стоишь! И, представляешь, матом меня покрыл… Я, в начале, даже опешил. Никогда от него не ожидал такого…
Я же не спал, понимаешь? У меня, какой-то провал в сознании произошёл. У меня же в голове одна мысль – о Светке.


Представляешь, что бы случилось, не крикни он вовремя на меня? Двухдечный, ну, то есть, двухпалубный пассажирский пароходище, со всеми пассажирами и грузом на борту, взять и посадить на мель! Такое, если даже, во сне приснится и то – страшно! Кошмар!.. Это в кинофильме «Волга-Волга» - красиво и смешно, а на самом деле – жуть! Я, как вспомню –  меня, до сих пор, в дрожь бросает и, мурашки по телу пробегают. Брр!..
Фу-у!.. Тебе поплакался – как-то на душе, немного, легче стало, будто камень с груди тяжеленный снял. Ну, да, ладно… Что это я – всё о себе любимом, да, о себе! Ты то, как? Только про трояк по анатомии мне не рассказывай. Уже слышали!
- ?!


Подругу себе нашёл, или нет?.. Слушай! Ты, кроме качания головой, другими телодвижениями владеешь?.. Нет? Так я и думал. Что, всё ещё в поиске своей суженой?..
- Сергей, я же тебе уже тысячу раз объяснял, мне нужна только Ядвига!
- Это, та полячка, с которой мы познакомились в Доме Культуры?
- Она не полячка! У неё мать – полька, а отец – русский, вновь берясь за учебник, пояснил Алексей. И, вообще, проваливай!.. Мне не до тебя.
- Я на троечке поеду с бу-бен-цами на семестр! – пропел я, дурашливо. Ладно, Лёша, я на тебя за твоё грубое слово «проваливай!», не в обиде. Мне, действительно, пора проваливать. У меня вахта через два часа.
- Подожди, Серёжа! – соскочив со стула, заговорил взволнованно Алексей. Я тебя немного провожу и, сняв с вешалки штормовку, схватил меня за руку. – Когда мы, снова увидимся?
- Если, конкретно, то через десять-одиннадцать дней. Я быстренько сплаваю в Усть-Каменогорск, оттуда в Омск и… назад – в родные пенаты. Хотя… совсем пройдёт немного времени и не будут они мне родными…
Дальний Восток!.. Что меня там ждёт?.. Какие, такие, сюрпризы жизни меня там ожидают?.. Не знаю…


Схватив Лёшку в охапку, я приподнял его и заглянул в глаза. В них светились участие и тревога за моё будущее. Всё-таки, замечательный у меня друг!
 Мы, из одного города, учились в одной школе. Вместе приехали поступать в медицинский институт, вместе сдали вступительные экзамены. Проучились почти год благополучно, а вот, во втором семестре, я оскандалился перед всем курсом.
В марте месяце нас повели смотреть операцию – «Кесарево сечение» и, стоя за стеклянной стеной, мы наблюдали за её ходом. Вот тут-то я и оконфузился! Увидев кровь и внутренности женщины я, как кисейная барышня, банальнейшим образом упал в обморок!..
 Об этом инциденте узнал декан и, вот результат… Я – флотский. И, будущий моряк, надеюсь!..
Мы шли к автобусной остановке, болтали – «ни о чём», здоровались с друзьями и знакомыми, но весело нам не было. В душе были – тревога и тоска. Тревога за своё будущее, тоска – наступала пора расставания и, надолго ли? Этого мы не знали. На год, на десять лет, или, быть может, навсегда?
                * * *
Пароход стоял у пассажирского причала. Сходни соединяли его с дебаркадером, делая из них, как бы, единый организм. Завтра утром мы идём в Усть-Каменогорск. Надеюсь, все три класса и каюты «Люкс» будут заполнены пассажирами.
Во время движения парохода приятно смотреть на прогуливающуюся по палубам публику и, снующих, тут и там, детишек. Кто-то заводит новое знакомство, а, кто-то, просто идёт в ресторан или буфет, чтобы выпить чашечку кофе или пропустить кружечку холодного пива.
Когда пассажиров много – нам сложнее. Иногда, возникают различные внештатные ситуации, но, зато, насколько интереснее проходит рейс. Сколько встретишь различных характеров и, нечаянно услышанных, признаний в любви и дружбе.


Особенно мне нравятся вечерние часы – солнце, посылая нам свои последние лучи, вот-вот скроется за горкой или лесочком на берегу и, над ними появляется розовая полоска, как-бы возвещающая об окончании дневной суеты. Река спокойна и величава, а вокруг – такая благодать! Играет музыка. Это наша радистка, Елена Ивановна расстаралась. Молодёжь, под звуки вальса, кружится в танце на второй палубе или, облокотившись на леерное ограждение, о чём-то нежно воркует.
А, когда не играет музыка – слышен равномерный шум колёс парохода – Чоп-Чоп-Чоп и, опять – Чоп-Чоп-Чоп. Они трудятся днём и ночью, выполняя команду вахтенного помощника.
От реки навевает прохлада. В воздухе носятся чайки, вспугнутые шумом приближающегося парохода. Взлетят, обгонят пароход и опять сядут на воду. И, так они нас провожают до самой темноты.
Иногда, я задумывался, - а, те ли это чайки, что сопровождали нас вон за тем поворотом, а может это совершенно другие, но так похожие на тех - прежних.
Вдали видны сопки, а, совсем-совсем далеко, в голубом мареве, можно увидеть невысокие коричнево-зелёные горы.

                *  *  *
  На пароходе тишина. Не слышно шума работающей паровой машины: не бегают взад-вперёд ползуны, не вращают коленчатый вал шатуны и утробно не пофыркивают цилиндры. Только, изредка, раздастся равномерное постукивание  водяного насоса. Пароход отдыхает. Он набирается сил для последнего, в этой навигации, рейса. Сделав его, он будет поставлен на зимний отстой. Навигация заканчивается. Вот-вот начнётся ледостав. Река покроется льдом и всё на ней затихнет.
В каюте светло от горящих на пристани фонарей и тихо. Команда на берегу. Кто с девушкой на танцах в Доме Культуры, а кто, в тихом семейном кругу, коротает вечер, играя с детишками или ведя неторопливый семейный разговор.


Смотрю на часы. До начала вахты осталось минут двадцать пять. Пора переодеваться. Думаю, вахта должна пройти спокойно. Когда мы стоим у дебаркадера перед началом следующего рейса, а вся команда на берегу, кроме вахтенных конечно, и, до отправления часов одиннадцать-двенадцать, делать совершенно нечего. Можно просмотреть лоцию или почитать интересный роман, а можно, просто помечтать. Вахтенные матросы знают свои «обязанности» и, подгонять их нет нужды. Они прекрасно  понимают, чем быстрее наведут чистоту на пароходе, тем больше времени останется побалагурить и покурить. Вообще, на флоте – строго заведённый распорядок жизни. Каждый член команды знает  - пришёл работать во флот, значит, пришёл в хорошо организованный, спаянный коллектив! Здесь, не на словах, а на деле, применяется поговорка – «Один за всех и все за одного!»
Раздался негромкий стук в дверь – это, скорее всего, вахтенный матрос пришёл напомнить, что пора идти на смену.


- Войдите! – пригласил я, заканчивая переодеваться. Осталось надеть мичманку и, я готов заступить на вахту.
Открылась дверь и в каюту вошёл матрос – Николай Васильев – статный, белокурый парень, всегда весёлый, неунывающий в любых ситуациях и гроза всех девушек. И, не только местных – Затонских.
- Сергей Владимирович – он, ко всем обращается только по имени и отчеству, - пора на вахту. Вас приглашает на мостик первый помощник капитана, Пигарев, и… откуда он взялся? – добавил он, как-бы про себя. Я видел его утром, уходящим с парохода.
- Говоришь, на мостик? – уточнил я. Кто ещё наверху?
- Вся заступающая вахта.
- Хорошо, Коля. Ты сменился? – поинтересовался я.
Он кивнул утвердительно головой и вышел из каюты.


Поднявшись на капитанский мостик и войдя в рулевую рубку, я увидел всю нашу, заступающую на вахту смену во главе с третьим помощником – Александром Циммерманом.
 Они стояли полукругом возле сидевшего на диване и, курившего свой неизменный «Памир» - Пигарева Григория Ивановича. Он, что-то им разъяснял и, часто спрашивал, - ну, как! Поняли?
 Прислушавшись к разговору, я понял – на нашу вахту упало «счастье» в лице Григория Ивановича! Он «попросил» нас навести порядок в носовом и кормовом трюмах.
 Григорий Иванович, практически, никогда не приказывал, а только вежливо просил исполнить то-то, или сделать – это. Ну, как такому человеку откажешь? Правда, ведь?
Сегодняшнюю работу нужно было понимать так – «чтобы служба мёдом не казалась», да, ещё в ночные часы.
 Пришлось возвращаться в каюту и переодеваться в рабочую робу.


Уборка грузовых трюмов – это вам не палубу шваброй драить! Здесь лёгкой работы нет. Вначале – подмести всё свободное пространство, потом его промыть шваброй. На чистое место аккуратненько сложить всё, что «плохо», до этого, на взгляд первого помощника, лежало и тд. и тп. и пр.
Ну, Григорий Иванович!.. Ну, удружил!.. Ну, порадовал!..
Отбарабанив (так, у нас, между собой говорят) вахту, я принял душ и, с наслаждением улёгся в кровать. Ныла натруженная спина. Повертевшись, так и сяк в кровати, я, нашёл-таки, удобную позу и, вскоре, задремал.
Сколько я спал – не знаю. Мне приснилась война. Я, полз, к вражескому окопу, а по мне стреляли из пулемёта. Это было, так по-настоящему!.. Мне стало страшно, да, так страшно, что я в ужасе проснулся.


В ушах раздавалось непрекращающееся татаканье пулемёта, а за дверью каюты слышался топот ног, казалось, все, вдруг, помчались с парохода на берег. Наверное, у меня сработал инстинкт. Вскочив, не раздумывая, на ноги я выскочил из каюты, как был в трусах и майке и, увидев, бежавшего к трапу, подвахтенного рулевого – Щельникова, крикнул ему, - вы чего бежите, как ошпаренные?
- Котёл! – в ответ прокричал он и, не сбавляя прыти, сиганул на дебаркадер.
Не долго, сумняшеся, я помчался за ним следом. Проскочив по палубе парохода и дебаркадеру со скоростью зайца, удирающего от гончих, я рванул, что есть мочи, от них, подальше, на спасительный берег. А, на берегу я увидел всех наших.


Кто-то был одет, а кто-то, как и я, был в трусах и майке. А матрос Ержанов, вообще сверкал белыми кальсонами, с распущенными у щиколоток, завязками. Все возбуждённо говорили, перебивая друг друга и доказывая что-то.
Татаканье на пароходе не прекращалось долго, а потом, неожиданно, стихло…
И, тут я вспомнил, а вспомнив, содрогнулся! Такой звук издаёт предохранительный клапан при огромном превышении давлении пара в котле! Если бы клапан не сработал… Боже, спаси и сохрани нас! Микрорайон Гавань и мы, вместе с ним, разлетелись бы мельчайшими частицами на многокилометровом пространстве!
 После наступившей вокруг тишины, мы, друг за дружкой, с опаской, обсуждая случившееся, вернулись на пароход.


Впоследствии, когда произошёл разбор Чрезвычайного происшествия и, были наказаны виновные, мы узнали подробности ночного переполоха.
Оказывается, стоявший на вахте машинист, уснул (утренняя вахта самая тяжёлая) и упустил воду из котла. Топка работала на полную мощность и быстро превратила в пар оставшуюся в нём воду. Давление резко поднялось…
 Всё сложилось вместе – уснул машинист, обязанный следить за показаниями приборов, не сработала автоматика, в результате – своевременно, не заработала водяная помпа….
От страшной катастрофы нас спас, вовремя сработавший предохранительный клапан! Спасибо ему огромное, за то, что он есть - такой небольшой, но такой жизненно необходимый на пароходе!


Утро нашего выхода в рейс ничем не радовало. Я всё ещё был под впечатлением ночного происшествия. День, тоже не задался. Было пасмурно и ветрено. Пассажиры, медленно, как снулые гусеницы, шли по трапу и поднимались на борт парохода, постепенно исчезая в его чреве, растекаясь там ручейками по классам и каютам.
Пароход постепенно, заглатывая, как удав, всё подходивших и подходивших пассажиров, наполнялся, оседая до грузовой марки.
Играла музыка.
И, вот долгожданный гудок.
Медленно завертелись колёса, шлёпая плицами по воде. Пристань, вместе с провожающими, стала отодвигаться назад. И, вот, наконец, прозвучала долгожданная команда вахтенного помощника капитана – полный ход!
Колёса завертелись во всю свою мощь. Пароход двинулся против течения реки, разрезая своим острым носом, как плугом, воду на два крутых вала. А, за кормой  оставались лишь волны, покрытые белой пеной, но постепенно и они исчезали, растворяясь в общей массе воды.
                --«»--
       По вопросу приобретения обращайтесь: http://migelino.ru


Рецензии