Сопрано Тамар Ивери

Блистательное сопрано, лауреат многочисленных премий, дочь известного баритона Автандила Джавахишвили. В редакционной гостиной мы беседуем с Тамар Ивери.

- Вы из музыкальной семьи?
- Родилась и выросла я в интеллигентной семье. Думаю, что унаследовала вокальный дар от отца (к сожалению, он ушел из жизни в 1991 году). Автандил Джавахишвили был известным баритоном, заслуженным артистом Грузии. У него был очень красивый голос, но с карьерой не повезло. Из-за нездоровой конкуренции в Тбилисском оперном театре  отец был вынужден заниматься в основном  концертной деятельностью при филармонии.
Мама- специалист немецкого языка Мери Кипиани-Джавахишвили. Она сыграла решающую роль в моей карьере, очень помогала и поддерживала ,а что я ей безмерно благодарна.  Мой дед -Вано Джавахишвили был известным в те времена журналистом. Дома у нас часто собирались друзья дедушки по цеху: Арчил Гогелия, Гигла Гобечия, Иосеб Чумбуридзе.. в семье всегда царила творческая атмосфера.
- Кто был вашим первым педагогом, и повлиял ли на ваш жизненный выбор, пример отца?
- Бесспорно, если бы не отец, я не решилась бы посвятить свою жизнь вокалу. Отец был моим Гуро, первым преподавателем. Отец внушил мне, что у меня красивый голос,и что при желании я смогу добиться многого. Впрочем, он никогда меня не обманывал, не внушал напрасных надежд. Отец всегда говорил, не жди признания лишь за красоту голоса, он есть у многих. Только трудом ты сможешь добиться успеха и признания.           До сих пор на сцене я следую советам  отца: как петь в ансамблях, как двигаться, как перевоплощаться - не просто облачаться в костюм героини, а быть ею.                После кончины отца, я продолжала упорно трудиться. Огромный опыт я приобрела у Иветы Герсамия  исполняя камерную музыку. Можно сказать, что изучение камерной музыки явилось фундаментальной основой для дальнейшего освоения оперного искусства.                Что касается заграницы, то я стажировалась у примадонны Илеанны Котрубанны, она и дала моему голосу окончательную огранку.                Сейчас я понимаю, лучший педагог - его величество сцена и конечно ум.
-- Где и когда состоялся ваш дебют?
- Дебютировала в Батумском оперном театре в опере "Абесалом и Этери" в роли Марехи. 
После победы на конкурсах Моцарта и Верди, в немецком городе Бонне состоялся мой Европейский дебют. Я исполнила роль Элизабеты в опере Верди "Дон Карлос".

- Насколько мне известно, 2 марта нынешнего года вы открывали Венский оперный бал, расскажите об этом подробнее.
- Этот бал самое престижное мероприятие в Вене. Здесь собирается высший свет. Бизнесмены, политики, президент.
Отбором музыкантов занимается директор венской Стаатоперы, влиятельная фигура в музыкальных кругах Иоанн Холендер. Выбор всегда останавливается на звездах. На венском бале в свое время пели Хосе Каррерас, Анна Нетребко, Плачидо Доминго и др. В этом году на бал была приглашена я и известный тенор Рамон Варгас. Бал транслировали в прямом эфире на ведущем канале Австрийского телевидения. Этот вечер нам принес большой успех. Мы были приглашены к президенту Австрии Хеинцу Фишеру. Он является почитателем моего творчества.
Каждый год на бал приезжает приглашенная голливудская звезда. В свое время здесь в качестве почетного гостя побывали Софи Лорен, Кармен Электра, Памела Андерсон, Дита Фон Триер. В этом году была приглашена Николетт Шеридан, звезда телесериала "Отчаянные домохозяйки". За приглашение звезд отвечает миллионер, бизнесмен Ричард Лунгрен. Одним словом это огромное танцевальное шоу политического значения, с красной дорожкой и большим количеством фотографов.

- Вы замужем?
- Когда ты идешь к большой цели и вкладываешь в искусство всю себя, сложно найти время на личную жизнь. К счастью, мама всегда с пониманием относилась, к моему выбору, она как никто другой понимает какое не легкое дело я взвалила на себя. Конечно я мечтаю создать семью, родить детей, карьера и успех не вечны. Не завидую я примадоннам, которые после триумфа на сцене возвращаясь домой остаются наедине с собой в полном одиночестве окруженные четырьмя стенами.

- В каком оперном театре вы работаете?
- Я такая же приглашенная певица как и многие мои коллеги. Для нас каждый театр радушный хозяин. Один штатный контракт говорит о том, что у певца нет интернациональных приглашений.
 
-  Как часто приезжаете в Грузию?
-  Довольно часто. Я очень люблю свою страну. В Тбилиси у меня много родных, друзей. Именно в Грузии я могу зарядиться той энергией которая помогает двигаться в правильном направлении. К сожалению я не часто пою для грузинской публики.
Впрочем, 6 мая под Эгидой Благотворительного фонда Иавнана в Тбилиси выступит мой коллега, известный итальянский баритон Амброджо Маэстри. Паата Бурчуладзе и я также примем участие в этом концерте.

- Расскажите о  своих партнерах
- Мне везет с партнерами. Огромное значение для меня имеют артистические способности певца. Я и себя не хочу и не могу поставить в жесткие рамки лишь поющей певицы. Певец лишь силой голоса  может передать огромную палитру чувств, красок........ в этом смысле я бы хотела отметить гениальных певцов Д'Арканджело Ильдебрандо, Эрвин Шротт, Плачидо Доминго, Лео Нуцци, Роландо Виллазон и многих других.

- Почему Вы взяли такой псевдоним?
- Я всегда гордилась своей фамилией Джавахишвили, но будучи человеком служащим музыке и искусству, решила взять псевдоним. Я не первая и не последняя. Думаю в этом нет ничего предосудительного.
Хотелось выбрать имя ассоциирующееся с моей родиной. Иверия это Грузия, соответственно Ивери- Грузин. Сегодня я счастлива, что посредством моего творчества публика узнала, что Иверия это историческое название Грузии. 
 
- Ваш любимый композитор и любимая ария.
-Если говорить об оперном жанре, то бесспорно Джузеппе Верди. Его музыка удивительно певуча и прекрасно ложиться на голос. Люблю Пуччини, Моцарта. Что касается арий, то сложно выделить одну или две. К примеру ария Нормы   "Casta Diva", ария Элеоноры из "Трубадура", ария Луизы Густава Шарпантье, ария Валли и многие другие.

- Не могли бы Вы Вспомнить курьезный случай
- Пела я в Париже "Дон Карлоса". Партию Родриго  исполнял известный русский баритон Дмитрий Хворостовский. По роли он выходил на сцену и передавал письмо королеве Елизавете, (Партию королевы пела я). На данном листке всегда был текст,которой я вслух должна была зачитать. Вот однажды выходит на сцену Дмитрий, передает мне письмо. Начала я петь, разворачиваю бумагу и что вижу. Вместо текста на листке бумаги красуется фотография обнаженного мужчины, которую как позже выяснилось Хворостовский вырезал из журнала, вклеил мне в письмо и теперь дожидался моей реакции. Я растерялась позабыла весь текст, не смогла издать ни звука, оркестр конечно сбился. Позже подходит ко мне Дмитрий и говорит: ну как я тебя подколол? Вот такой он у нас приколист.   

- Что вы можете посоветовать ребятам решившим посвятить себя оперному искусству?
- В первую очередь адекватно подойти к своим возможностям и способностям. Быть трудолюбивыми, но не максималистами. Как говориться "Поспешишь людей насмешишь". Надо помнить за два три дня сложнейшие оперные арии не осилить. Взял высокую ноту, сформировал голос, еще не означает, что ты готов к большой сцене и к серьезному репертуару. Для певца огромную роль играет интеллигентное мышление. Крик вместо извлечения звука многих певцов загубил. Когда ты молод ты еще можешь вытянуть произведение, но когда за 30, 35 ты можешь и развалиться, как машина на запчасти. Впрочем, повторюсь лишь красотой голоса многого не добиться, надо обладать определенным талантом, даром.

- Ваши планы на будущее?
- В данный момент я задействована в ряде премьерных спектаклей. Исполняю роль Татьяны в "Евгении Онегине". Спектакли намечены до июня.  В апреле, в Палермо буду петь в Дон Джованни. В июне в Австрии запланирован большой Гала концерт. Исполню 4 арии на знаменитом фестивале Графенег. Там же будут выступать музыканты мирового значения пианист Янг Янг и Джанин Джансен. Осенью в театре Бастилии спою оперу Пучинни "Богема".

- Спасибо за беседу. Желаем творческих успехов.

                Этери Габашвили


Рецензии