А где цари Иудеи? история 2ч

 
                н-ло http://www.proza.ru/2011/07/11/738

  Преемником Иоанна Гиркана I стал его сын Аристобул I, внук Симона Маккавея и правнук священника Маттафии, того, кто начал освободительную борьбу против  сирийского политического, налогового и религиозного гнёта Селевкидов(правящая династия в Сирии).
Духовный подъем, вначале сопровождавший правление Хасмонеев(династия священника Маттафия), постепенно ослабевал. Уже Иоанн Гиркан склонялся к саддукеям(религиозная группа иудеев, признававшая только Закон Моисея,т.е. первые пять книг), пребывавшим под влиянием греческой культуры, Аристобул же присвоил себе царский титул в 106г. до Р.Х.
Хотя сам род Хасмонеев скорей принадлежал к роду священников, нежели к царственному, помазанному роду. Из чего следует, что претендовать на престол они не имели законного права.
   Сын Гиркана I, Аристобул I, взойдя на престол, положил начало Второму Иудейскому царству. Это был правитель жестокий и деспотичный. Рассорившись со своей матерью из-за власти, он велел бросить ее в темницу и уморить голодом. Следующего за ним по возрасту брата Антигона, который был его соправителем, Аристобул, заподозрив в измене, велел убить. Младшие братья также были посажены в тюрьму. Впрочем, правил Аристобул всего год и вскоре умер от какой-то тяжелой болезни. За свое короткое царствование он успел покорить значительную часть Итуреи и принудил ее жителей принять обрезание и иудейские законы. Вдова Аристобула Александра Саломея освободила от оков его брата Александра Янная и провозгласила его царем.   
  Александр начал свое правление с того, что с помощью кипрского царя Птолемея Лафура подчинил себе правителя Газы Зоила.
Затем между ними, в свою очередь, началась война. Неподалеку от Иордана произошло решительное сражение, в котором иудеи потерпели тяжелое поражение. Потеряв до 30 тысяч солдат, Александр бежал с поля боя, а Птолемей захватил Газу и опустошил всю Иудею. На помощь Александру пришла мать Лафура, египетская царица Клеопатра III, которая уже многие годы враждовала с сыном.
При ее поддержке Александр вторгся в Келесирию, взял после девятимесячной осады Гадару, потом овладел Амафунтом, Анфедоном и Газой.
Разгневавшись на жителей последней за то, что они перешли на сторону Лафура, он предал город жестокому разгрому и перебил большую часть его жителей (в 96 г. до Р. Х.).
Но когда Александр выступил против набатейского царя Ободата I, войско его попало в горной теснине в засаду и понесло большие потери. Сам царь едва сумел бежать в Иерусалим. В довершение несчастий против него восстали собственные подданные, и царь во главе войска наемников вел с ними упорную шестилетнюю войну. За это время, по свидетельству Иосифа Флавия, он перебил не менее пятидесяти тысяч иудеев. Когда последние стали изнемогать, они призвали к себе на помощь царя Дамаска Деметрия Эвкера. Тот явился во главе большого войска. Александр выступил против него, и возле Сихема произошел бой. В нем пали все 6 тысяч наемников Александра. Александр бежал в горы и вскоре собрал новое войско.
Деметрий, который понес в первой битве большие потери, не стал с ним сражаться и отступил. А Александр овладел Бемеселисом, где укрывались последние из его врагов. Восемьсот пленников он привел в Иерусалим и здесь велел всех их распять. В то время когда эти несчастные умирали столь мучительной смертью, царь велел изрубить на их глазах жен и детей. Водворив таким образом мир, Александр вновь приступил к внешним завоеваниям: взял Дий, Ессу, Гауланию, Селевкию, Стратонову Башню, Азот, Рафию, Скифополь и некоторые другие города.  В период правления Александра происходила бурная борьба между фарисеями и саддукеями. Он вступил в брак с Александрой, вдовой Аристобула I, которая после смерти мужа правила в 78-69 гг. до Р.Х. и покровительствовала фарисеям. Последние три года он страдал лихорадкой, но, несмотря на болезнь, не прекращал походов и умер во время осады Рагавы.
Царицей после него стала его жена Александра Саломея, а первосвященником — старший сын Гиркан II.
Чтобы удержаться на престоле, Александра постаралась помириться с прежними противниками мужа — сектой фарисеев(религ. группа иудеев, толкователи Закона Моисея). Последние получили при ней огромное влияние.
Прежние сторонники Александра Янная были очень недовольны таким положением дел и настроили против матери ее младшего сына Аристобула.
Между ее сыновьями Гирканом II и Аристобулом II началась борьба за власть. Аристобул в 69-63 гг. обладал политич. властью, в то время как Гиркан был первосвященником.
В 67 г. до Р. Х., узнав о болезни матери, он поднял против нее восстание. Менее чем за пятнадцать дней его сторонники овладели 22 городами. В разгар этого мятежа царица умерла. Аристобул беспрепятственно вступил в Иерусалим и провозгласил себя царем. Его старший брат, Гиркан II , сначала признал его власть, но потом бежал к арабскому царю Харитату III, который встретил его очень дружественно. Харитат выступил против Аристобула II и победил того в сражении. Аристобул укрылся в Иерусалиме, а арабы начали осаду города. В разгар этих событий в Иудею по поручению Помпея прибыл римский полководец Эмилий Скавр. Аристобул, дав взятку 400 талантов, привлек того на свою сторону, и Скавр освободил его от осады. После ухода римлян обратно в Сирию Аристобул напал на своих противников и разгромил их при Папироне. Тем временем Помпей, ознакомившись с положением дел в Иудее, принял сторону Гиркана как старшего брата. В 63 г. до Р. Х. он подступил к Иерусалиму. Аристобул выехал к нему навстречу и обещал сдать город. Однако когда римляне подошли к Иерусалиму, его ворота были заперты — жители отказались пустить их. Помпей заподозрил обман и приказал взять Аристобула под стражу. Его войско приступило к осаде. Иудейская столица была хорошо укреплена, но римляне разбили таранами стену, ворвались внутрь и перебили до 12 тысяч иудеев. Помпей низложил Аристобула и провозгласил первосвященником Гиркана II.
Аристобул был свергнут с престола,Гиркан же в 63-40 гг. оставался первосвященником и одновременно правителем, зависимым, однако, от Рима.
 Помпей вернулся в Киликию, а Аристобула и его семью велел отправить в Рим. Вскоре Аристобул бежал, вернулся в Иудею и начал против римлян войну. Многие евреи взялись тогда за оружие, но вскоре были разбиты и рассеяны. Аристобул во второй раз попал в плен, вновь был отослан в Рим и содержался там до самой смерти в темнице.
  Новый правитель Иудеи Гиркан II был слабым человеком медлительным и апатичным. Всю жизнь он находился под большим влиянием своих приближенных,а в особенности идуменянина Антипатра*(отец Ирода Великого), который оказывал на него все большее влияние,что приведет в последствии к гибели Гиркана.
Римляне назначили Антипатра*(отца Ирода Великого) -приближенного Гиркана, прокуратором Иудеи (под властью Гиркана), и он, Антипатр, также добился для своих сыновей Фазаила, Ирода, Иосифа и Ферора высоких должностей.
Именно Хасмонеи привели в Иудею новых захватчиков. Римляне были приглашены в Иудею для участия в гражданской войне, разразившейся между сторонниками двух братьев Хасмонеев, не поделивших между собой престол. Это вмешательство обернулось оккупацией Иерусалима, а впоследствии — утратой еврейской государственности в Эрец-Исраэль на две тысячи лет.
   
Когда в Риме началась гражданская война между Цезарем и Помпеем, Гиркан по совету Антипатра*(отца Ирода) принял сторону Цезаря и не прогадал — победитель обласкал его и осыпал наградами. Но после того как в 44 г. до Р. Х. Цезарь был убит, в Иудее началась усобица.
Не обращая внимания на слабого Гиркана, отдельные наместники городов и полководцы вступили между собой в борьбу за власть. Союзниками первосвященника в этой войне выступали сыновья Антипатра* Фазаил и Ирод (сам Антипатр был тогда уже отравлен своими врагами), а одним из основных противников Гиркана стал его племянник, сын Аристобула II, Антигон.
 Ирод сразился с ним и изгнал из Иудеи. Римляне уже в 40 г., когда Антипатра и Фазаила не стало, сделали Ирода царем Иудеи. Ирод вступил в брак с Мариамной, внучкой Гиркана II. 
Тогда в 40 г. до Р. Х. Антигон привлек на свою сторону парфянского царевича Пакора. Он обещал парфянам тысячу талантов и пятьсот женщин из наиболее знатных семейств, если они лишат Гиркана власти и убьют приверженцев Ирода. Ввиду этого парфяне пошли войной на Иудею — сам Пакор двинулся по прибрежной полосе, а его сатрап Барзафарн вторгся во внутренние области страны. Некоторые города принимали Антигона, другие, напротив, закрывали перед ним ворота. В Иерусалиме враги Гиркана попытались взять штурмом царский дворец, но Фасаил и Ирод отразили это нападение. Впрочем, установить контроль над всем городом они были не в силах. Ежедневно между ними и их противниками происходили кровопролитные стычки. Вскоре в Иерусалим приехал с небольшим отрядом Пакор.
Он, сделав вид, что хочет решить дело миром, предложил Гиркану и Фасаилу отправиться для переговоров к Барзафарну. Тот сначала принял их очень любезно, а потом приказал заключить в оковы. Узнав об этом, Ирод оставил Иерусалим. Парфяне овладели городом и разграбили царский дворец. 
  Таким образом, Антигон утвердился у власти. А чтобы никто не попытался вернуть на престол его дядю, он велел отрубить у Гиркана уши (по древнему иудейскому закону первосвященником не мог быть человек, страдающий каким-либо телесным недостатком). Но успех Антигона не мог быть длительным. Получив власть при помощи парфян, он тем самым сделался врагом римлян.
Воспользовавшись этим, Ирод отправился в Рим с жалобой на Антигона и был там при поддержке Антония провозглашен иудейским царем. Весной 39 г. до Р. Х. он высадился в Птолемаиде, набрал из наемников и иудеев значительное войско и вторгся в Галилею. По мере того как он продвигался вперед, могущество его росло с каждым днем, и за малым исключением к нему присоединились вся Галилея, Идумея и Самария. В 38 г. до Р. Х. парфяне были изгнаны из страны, Пакор погиб.
Положение Антигона после этого резко ухудшилось. Но поскольку Ирод должен был на некоторое время уйти из Иудеи, чтобы принять участие в парфянском походе Антония (здесь он сумел отличиться при осаде Самосаты и тем заслужить еще большую дружбу триумвира), Антигон сумел отчасти поправить свои дела. Под Иерихоном он разгромил младшего брата Ирода Иосифа (тот пал в бою). После чего в Галилее опять поднялось восстание. Назначенных Иродом сановников приверженцы Антигона проволокли к морю и там утопили. Но когда Ирод вернулся из похода с двумя римскими легионами, он у деревни Иканы, мстя за брата, устроил страшное избиение своих врагов. Весной 37 г. до Р. Х. Ирод осадил Антигона в Иерусалиме.   
  В течение пяти месяцев тот отважно оборонялся, но не смог сдержать натиска превосходящего войска. В конце концов римляне ворвались в город, захватив его и устроили на улицах жестокую резню. Антигон сдался в плен, но это не спасло его от кары — по приказу Антония (которого об этом очень просил Ирод) он был вскоре обезглавлен. На нем пресеклась династия Маккавеев-Хасмонеев. Власть в Иудее перешла к Ироду идумеянину и его наследникам Иродиадам.   


                продолжение следует http://www.proza.ru/2011/07/12/1272


-*Антипатр- идумеянин, отец Ирода I Великого, правитель Иудеи, основатель династии Иродиад.
Сын Антипы, или Антипатра, которого Александр Яннай, царь Иудеи, сделал правителем Идумеи. Войдя в милость к Помпею, Антипатр сделался опекуном царя-первосвященника Гиркана II, сына Александра Янная и фактическим правителем покорённого римлянами еврейского народа.
Своё положение Антипатр укрепил ещё более, когда во время борьбы Помпея с Цезарем оказал последнему важную услугу. Сбросив с себя маску, он захватил иудейский престол в свои руки и хотя носил только данный ему Цезарем титул прокуратора, или эпитропа, всей Иудеи, но в действительности сделался её правителем.
Антипатр был женат на арабской принцессе Кипре, от которой у него было пятеро детей: Фазаель, Ирод, Иосиф, Ферор и Саломея.
С согласия царя Гиркана Антипатр сделал своего старшего сына Фазаеля мэром Иерусалима, а младшего Ирода — губернатором Галилеи.
Антипатр был отравлен в 43 году до н. э. Малихом, который надеялся занять место Антипатра, но Малихом был убит по приказанию Ирода.

Литература:
-Хасмонеи -история -http://www.hrono.ru/biograf/bio_h/hasmonei.php
-Маккавеи — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Маккавеи
-Исторический словарь - история, государство.Хасмонеи http://www.enc-dic.com/history/Hasmonei-45806.html
-Иосиф Флавий. Иудейская война http://www.docme.ru/doc/5998/iosif-flavij.-iudejskaya-vojna
-Антипатр Идумеянин — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Антипатр_Идумеянин
 


Рецензии
Какой Вы молодец! Читаю и получаю удовольствие. Чредой проходят предо мной цари наши...

Лев Виленский   24.10.2011 01:34     Заявить о нарушении
Вы заметили Лев, что в последнее время место царя занимал совсем не помазанный для этого, не царственный род, не род Давида?
После Заровавеля Библия не называет имени царя, почему? Значит не было царя на троне, лишь священники...Нет, сам царственный род был, но он не занимал своего положения на троне, причины? Пришли узурпаторы, цари других стран и правили, как хотели...
Очень заинтересовали и заинтреговали слова Господа в Иер.22:30 получается, что Бог знал,что уже никто не сядет на престоле Давидовом из племени его до времен Христа разумеется.
Это так и случилось в действительности.Это просто поразительно.

Юлиана Котенко   24.10.2011 14:11   Заявить о нарушении
Маккавеи, вроде как, были дальними потомками Давида. Впрочем, знаете, потомков Давида очень много - я сам один из них.

Лев Виленский   24.10.2011 21:02   Заявить о нарушении
Ниче себе! Лев, Вы меня поражаете!
Надо же Вы знаете из какого рода?
Потрясающе!
Поздравляю!

Юлиана Котенко   25.10.2011 10:55   Заявить о нарушении
Получила фотки, спасибо! Буду их долго разглядывать.
Лев, не могли бы Вы как-нибудь снять место, где покоится царь Давид?

Юлиана Котенко   25.10.2011 11:14   Заявить о нарушении
Место упокоения царя Давида неизвестно. Так называемая "могила Давида" в Иерусалиме - место неподтвержденное.

Лев Виленский   25.10.2011 20:51   Заявить о нарушении
А где всех царей хоронили? Это место известно?

Юлиана Котенко   26.10.2011 11:12   Заявить о нарушении
Известны 2 места по Библии - царский некрополь и сады Уззы. Некрополь в долине Иосафата - под Масличной горой - сохранился. Там всего несколько одиноких царских могил, а также могила Авессалома.

Лев Виленский   26.10.2011 17:04   Заявить о нарушении
А я думала, что в царской долине похоронен Давид., там же и Соломон и остальные...
Не знаю не исследовала этот вопрос.
А в садах Уззы, могилы Давидовой нет?
Что люди говорят?

Юлиана Котенко   26.10.2011 21:07   Заявить о нарушении
Левушка, вот открыла Библию и цитирую:"И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом"(3Царств 2:10)
А город Давидов это же Иерушалаим, верно?
Где-то в старом городе он и похоронен, а вот где, это Вам виднее.

Юлиана Котенко   26.10.2011 21:19   Заявить о нарушении
Совершенно верно, Юлиана, да только вот Град Божий с тех пор два раза разрушался до основания. Одно точно - могила Давида была вне городских стен. Я продолжу исследовать этот вопрос.

Лев Виленский   26.10.2011 21:28   Заявить о нарушении
Да, да, вне врат и я так думаю.
По-крайней мере я так преполагаю.

Юлиана Котенко   26.10.2011 21:34   Заявить о нарушении
Скажите, Вам известно кто захоронен а некрополе, ну, какие цари?
Есть преположения? Там есть таблички?

Юлиана Котенко   26.10.2011 21:38   Заявить о нарушении
Исследуйте местозахоронение Давида, потом поделитесь со мной, пожалуйста, мне ж интересно тоже.
Конечно, древние люди знали, где его могила.
Но столько веков прошло...и да, римляне перепахали Божий Град вдоль и поперек, это да, было.
Потом жили арабские поселенцы, князи, султаны...все это понятно.
Но может из уст в уса передавалось поколениям, что вот под тем камнем... захоронен великий царь Давид, к примеру.
Неужели так и неизвестно приблизительно хоть?
---------------
Про Некрополь просто интересно узнать, кого ж там могилки?

Юлиана Котенко   26.10.2011 21:50   Заявить о нарушении
Википедия сообщает вот такое
Долина известна своими кладбищами. Здесь расположены гробница Авессалома, гробницы сыновей Хезира, Захарии и Иосафата, а также многие христианские святые места, в том числе гробница Богородицы и апостола Иакова.
Кроме того, там могилы иудейских царей Йосии (Ошея), Хизкиягу (Хизикия).

Лев Виленский   27.10.2011 13:10   Заявить о нарушении
Спасибо Лев.
Скажите Вы были на Елеонской горе и наслаждались видами оттуда?
Да, и я тут натолкнулась на находки археологов http://www.unseal.narod.ru/arheolog_find_nz_full.html, есть и про Ирода и др....там три страницы.
возможно что-то из этого Вам известно.
Но есть и интересные статьи на этом сайте..

Юлиана Котенко   27.10.2011 20:12   Заявить о нарушении
Бывал и на Масличной (Елеонской) горе, причем, неоднократно))).

Лев Виленский   27.10.2011 20:44   Заявить о нарушении
А не сфотографировали случайно эти живописные места с горы?

Юлиана Котенко   28.10.2011 16:18   Заявить о нарушении
Там такая красотища, я бы еще раз взглянула....с удовольствием.
Простите мою пытливость и если я напрягаю Вас искать что-то ради любопытства.

Юлиана Котенко   29.10.2011 12:07   Заявить о нарушении
Видела, есть красивые места.
Да, еще бы коментарии, например, на третьей фотке, я не поняла, что это за камни за крепостью? Это могилы что ли, кладбище? Там надписи какие-то.
А что в скале за замок был?

Юлиана Котенко   30.10.2011 00:12   Заявить о нарушении
Это все могилы, Юлиана. В скале могила пророка Захарии, с конической крышей.

Лев Виленский   30.10.2011 00:38   Заявить о нарушении
Н-да, как то печально,за городской стеной одни могилки...

Юлиана Котенко   30.10.2011 09:59   Заявить о нарушении
Нет,это правильно. Вы, наверное, знаете, что по иудейской традиции все, что связано с похоронами, трупами и могилами является "нечистым" - тум"а, поэтому должно выноситься подальше от населенных пунктов. Кстати, язычники хананеяне часто своих покойников хоронили под полом домов))). Поэтом кладбище за городской стеной есть норма. Те могилы, которые Вы видите на фотографиях, возраст имеют разный, в основном раннее и позднее средневековье и более молодые. Это самое важное еврейское кладбище. С него восстанут из мертвых первые покойники, когда придет Машиах и воцарится Царство Б-жие на земле.

Лев Виленский   30.10.2011 12:44   Заявить о нарушении
Вы меня не поняли, я это все понимаю, не хоронилть же покойников в городе, где люди живут, это понятно. Традиции мне известны.
Просто, слишком близко к городу, к стене...я об этом.
И потом все на виду, поэтому и печальная картина, есть о чем задуматься, о вечном...

Юлиана Котенко   30.10.2011 21:29   Заявить о нарушении
Удивительно, откуда в человеке столько агрессивности и жестокости?

Кузьма Кукин   08.12.2011 21:58   Заявить о нарушении
От того, кто соблазнил Еву и Адама,от того, кто подчинил себе человека через грех, и заразил смертью,желая разрушить Божье творение, если можно так сказать.
Чего удивляетесь? Весь мир лежит во зле.

Юлиана Котенко   09.12.2011 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.