Рубль за улыбку

               

               
               
       Она улыбалась. Бывает же такое. Она, продавщица, отпускала товар, обслуживала покупателей и, представьте себе, при этом каждому улыбалась. Нет, я, конечно, понимаю, в это трудно поверить, я бы точно не поверил, но в том-то и дело, что я сам видел это своими глазами, а не верить самому себе у меня пока нет никаких оснований.
      Итак, она улыбалась. И под её очаровательную улыбку очередь к прилавку двигалась легко и незлобиво. Подошёл я, она улыбнулась и мне. Я купил, что хотел, не глядя, сунул в карман сдачу и ушёл в другой отдел гастронома, где мне предстояло сделать ещё одну покупку.
      Здесь обстановка была не столь обворожительной. В сугубо деловом стиле продавщица отпустила мне товар, я вынул из кармана деньги – и, о, ужас! – пересчитывая их, обнаружил, что рубля не хватает. Стало ясно, что та приятно улыбавшаяся продавщица, мне его просто-напросто недодала. Неясно было другое: случайно она это сделала или с умыслом. Сейчас проверим.
      Я вернулся к тому же прилавку и как можно спокойнее сказал:
      - Девушка, вы недодали мне рубль.
      - Вообще-то, - с той же неизменной улыбкой ответила она, - сдачу надо пересчитывать сразу, но я вам верю, - и она протянула мне рубль.
      Я поблагодарил её и отошёл от прилавка.
      - Вот теперь всё должно сходиться, - подумал я и в порядке самопроверки ещё раз пересчитал имевшуюся в кармане наличность. Получилась какая-то чепуха. Рубль оказался лишним.
      - Выходит, - растерялся я, - сдачу она дала всё-таки правильно. Выходит, я её обманул. Вернуть! Немедленно вернуть!
      - Девушка! – протиснулся я к прилавку. – Случилась промашка. Вы ни в чём не виноваты. Возьмите свой рубль и приплюсуйте к нему тысячу моих извинений.
      Она улыбнулась и взяла рубль. А я с чувством выполненного долга вышел из гастронома, сделал глубокий вздох, да так и замер от пришедшей в голову мысли. Простофиля! До того, как я первый раз сунул сдачу в карман, у меня там уже лежал рубль. Так что она действительно меня обсчитала. Впрочем, теперь, когда я был твёрдо уверен, что не обсчитала, а просто ошиблась, на душе у меня было не так тоскливо.
      Я вошёл в гастроном и ещё с порога увидел продавщицу с такой щедрой, располагающей улыбкой. Не было никаких сомнений, что, если я объясню ей всё, она поймёт меня и возвратит этот злополучный рубль.
      Но я вдруг испугался. Мне подумалось, что, если она снова увидит меня, у неё исчезнет улыбка. А вот этого мне не хотелось.
      Поэтому я издалека понаблюдал за её работой, полюбовался её улыбкой и махнул рукой на свои финансовые потери. В конце концов, рубль за улыбку – не так уж много. Тут уж я не переплатил. Потому что трудно переплатить за то, что не имеет цены.


Рецензии