01-19. Прощание с детством

из  http://www.proza.ru/2011/07/11/224

Подготовка к защите дипломного проекта не оставила в памяти каких-либо особенных воспоминаний. Четыре месяца я проектировала блок арифметического устройства вычислительной машины, собирая необходимые материалы в каком-то проектном институте, находящемся в центре города. Руководителем проекта мне назначили Александра Александровича Эйлера, правнука знаменитого математика Леонардо Эйлера. Сан Саныч возглавлял нашу кафедру цифровых электронных машин и был добрейшим стариком – интеллигентом старой закваски и большой умницей.

Неизвестно зачем, я затеяла писать основную часть своей дипломной Записки на двух языках – русском и английском. Я еще не знала, куда меня направят работать после защиты, но на всякий случай решила заранее подсуетиться – вдруг этот факт моей биографии окажет мне полезную услугу в будущем, тем более, что и дополнительный труд был невелик.  Увы! Ничего этого мне не в жизни не пригодилось - ни на совковой работе в двух похожих по тематике ОКБ,  ни в другой моей – после перестроечной жизни. Ни у одного моего работодателя не было даже желания заглянуть в приложение к диплому с оценками – спасибо, что хоть наличие корочек в те времена еще имело какое-то значение! Сейчас, когда добрая половина «специалистов» приобретает все нужные для карьеры показатели образованности за деньги, мой красный диплом и все эти пустые хлопоты выглядят смешно и жалко.

Ну и пусть. Зато я научилась выживать и возрождаться на пустом месте. Научилась в трудную минуту жизни собирать в кучку мозги и много трудиться, осваивая новую и незнакомую прежде, неожиданно сваливающуюся на мою голову профессию. Наша память – не резиновая, знания, не подкрепленные практикой, улетучиваются очень быстро, но умение находить нужную информацию и терпеливо ее осваивать – всегда с нами.

Почти полгода  главным  занятием  нашей  семьи и ее головной болью был обмен наших квартир.  От предлагаемых вариантов не было отбою:  разменять одну квартиру на две отдельных желали многие, а прекрасных «сталинских» трехкомнатных было множество.  Но что-то постоянно случалось – по самым  разным, самым невероятным, абсурдным и непредвиденным причинам полностью подобранный вариант обмена вдруг неожиданно разваливался, и все приходилось начинать с начала. Сбор документов для предоставления их в Райжилобмен был по тем временам крайне затруднителен с учетом наличия нашего пока еще не выплаченного кооператива, первоначальный взнос за который необходимо было при каждой подаче документов заново проводить через сберкассу. Хорошо помню, как мы с мамой несколько раз подряд оформляли в разных инстанциях нужные бумаги, заново собирали и относили в сберкассу достаточно большую суммы для ее последующего снятия после завершения обмена. Ходить с большой суммой наличных денег по улицам было страшновато. Помощников не находилось  – Толик наблюдал наши с мамой страдания со стороны,  их не разделяя,  разве что не высказывал вслух свое отрицательное  отношение к обмену.

Всегда полезно задуматься над происходящим, если какое-то наше дело с редким постоянством начинает разваливаться. Мой Ангел-хранитель был невероятно настойчив, мешая нам отказаться от второй квартиры. При большом желании тогда все-таки можно было решить наш жилищный вопрос, не делая этого. Но мы с мамой оказались упорнее Ангела.

В июне состоялась моя защита, как и предполагалось, она прошла с отличной оценкой. Сан Саныч предложил мне остаться работать на его кафедре, где с учетом преподавательской работы я могла бы иметь неплохой зароботок. Работать в своем институте мне не хотелось. Во-первых, я себя совершенно не представляла в роли преподавателя: идея постоянно выступать перед аудиторией внушала мне священный ужас. Во-вторых, меня пугало то, что в родных стенах, я всегда буду чувствовать себя девочкой, робеющей перед своими коллегами – моими бывшими преподавателями, а мне хотелось быть  равной.

 Доводы против работы в институте были сомнительными, по крайней мере, с позиций сегодняшнего дня они уже не кажутся мне здравыми. С молодыми всегда трудно спорить, а со мной – тем более. В результате нас с Толиком распределили вместе - в научно-исследовательский институт, разместившийся в гигантском здании Дворца Советов, что находился рядом с нашим домом. Еще со школьных лет мне нравились вереницы его сотрудников, точно по часам входящих и выходящих из восьми проходных этого здания: они казались мне страшно умными и по уши засекреченными, - ужасно хотелось работать в таком большом коллективе! Довод в пользу данного НИИ– гораздо более сомнительный, чем предыдущие, тем не менее, сработал. И только сейчас, оглядываясь на прошедшие события, я начинаю понимать, почему меня занесло в эту, гораздо менее выгодную с точки зрения как зарплаты, так и карьеры, организацию.

 В июле этого же года на иностранной кафедре ЛИИЖТа я сдала кандидатский экзамен по языку, еще толком не зная, как и где мне может это пригодиться. Делать что-либо про запас, работая на свое неизвестное будущее – очень даже в моем характере!

Последний бал  всех групп нашей  специальности проходил в ресторане гостиницы «Ленинград». Огромный зал и масса постороннего  народу в нем не создавали  приятной  атмосферы последнего студенческого застолья,  да и еды оказалось маловато.  И чего мы  тогда не собрались на квартире? После ресторана все пошли гулять по Неве. К пятому курсу почти все наши уже студенты переженились, в основном, на своих же ЛИИЖТовцах,  мы с Толей уже не были единственной подобной парой. Многие навсегда уезжали в другие города – расставаться было грустно.

Как всегда, после принятия напитков, Толик стал говорлив, глуп и расслаблен,  мне стало за него неловко. Хотя, возможно, только я воспринимала его так болезненно. Почему-то все другие парни в моих глазах перед ним выигрывали. В памяти ожил мой выпускной вечер и праздник «Алые Паруса» после окончания школы. С горечью подумалось, что в  моей жизни очень многое повторяется. Все, что я когда-то очень любила, при прощании  неизменно оставляет у меня горечь и соседствует с одиночеством.  Я уже не так жалела, что расстаюсь с институтом, потому что  воспоминания о нем слишком тесно переплетаются с  воспоминаниями  о моей неудачной семейной жизни.  В этот последний институтский вечер Толик с трудом волочил ноги, и я, чтоб окончательно не портить себе настроение, уговорила его отказаться от ночного гуляния и пойти домой.

Спустя почти полгода после похорон дяди Миши мой муж снова стал вести себя  так же нагло и самоуверенно, как и раньше Наша семейная жизнь закончилась летом.

До начала работы оставался месяц, неделю из который было решено провести на даче. Все, наконец,  сладилось с нашим обменом квартиры, уже были сданы в банк деньги кооперативного взноса, и планировалась упаковка вещей к переезду. До самого последнего момента Толик ходил,  поджав губы,  а на дачу  вообще не поехал,  сказав, что у него есть дела в городе. Когда мы все вернулись на городскую квартиру, оказалось, что вещи Толика собраны. Судя по всему, он собирался съезжать с квартиры.

В самые тяжелые минуты у меня не бывает слез.  Видимо, они  появляются лишь  тогда, когда  есть еще что терять. Я сразу поняла, что  «это»  случилось, и чем раньше все закончится, тем лучше. Больше, чем предстоящее расставание,  меня  убил садизм в выборе дня для принятия его решения - как раз перед переездом,  когда уже были сданы в кассу большие деньги, причем,  не только наши!  Ни наши чувства, ни наше омерзительно неприглядное положение, в которое он нас поставил своим поступком, его абсолютно не волновали, а может быть, даже специально были подстроены. Возможно, именно эта мысль и оказалась для меня спасительной - о таком человеке явно не стоило жалеть, к тому же рана была еще слишком свежа, чтобы болеть!

На другой день после своего «выезда»,  Толик,  как ни в чем ни бывало,  позвонил мне и попросил выйти во двор для разговора.  Я вышла.  Оказывается, он  снял комнату на двоих и предлагает мне начать собирать вещи. Я отказалась. Даже, если бы я действительно его безумно любила,  после его непорядочного поступка по отношению к моей семье, я  бы с ним никуда не поехала.  «А мне наплевать на твою семью!» - взвился он, но дальше я слушать его не пожелала. Я уже приняла для себя решение.

Еще долгих три месяца после этого дня Толик терзал меня беспредметными телефонными разговорами. Он то посылая ко мне друзей, якобы не ведающих  о  нашем  разрыве и не верящих в него,  то утомлял меня рассуждениями о том,  почему я такая сердитая. Со слов наших общих знакомых, Толик никак не ожидал от меня,  что я пойду до конца и не побегу вслед за ним.

Неожиданно для самой себя, я поняла, что совсем не знала Толика. Его непосредственное и подчас грубое выражение его чувств я, почему-то, принимала за искренность, отсутствие двойного дна и делала скидку на его трудное детство без матери.   Похоже, он не был ни искренним, ни простодушным. Его длинные, путаные и бессодержательные телефонные монологи ни о чем начали меня по-настоящему раздражать. Он ни в чем не раскаивался, ничего не хотел менять, а только бездарно пытался сделать красивую мину при плохой игре – то ли надеялся все вернуть, то ли хотел помучить меня на прощание. Я вдруг воочию увидела, что Толик всегда говорит  только десятую часть того, что думает, используя для этого тысячи  слов так, что я не могу понять, чего же он хочет.

29 ноября наш брак был официально расторгнут. На заседание суда я не пришла,   отправив заказное  письмо с просьбой не откладывать решения о разводе. 

Почти все в моей жизни мне теперь было нужно начинать с начала, заново, и, по возможности, не оглядываясь на свое прошлое. Это было нелегко. Я  очень надеялась реализовать себя на работе, которая пока еще не пускала меня к себе. Отделение,  в которое  меня направили, предусматривало высокую форму допуска к закрытым материалам, и пока мои документы рассматривались в Москве (на проверку обычно уходило от двух до трех месяцев) я приходить  в свой отдел не могла и общалась со своими начальниками только на территории отдела кадров. Все остальное время я проводила в конференц-зале, где по заданию отдела кадров  заполняла учетные карточки сотрудников института.

Впереди меня ожидало то, что у всех моих подруг было  уже  позади,  -   встречи с мужчинами,  романы и приключения, радости и разочарования.  В то время, когда мои подруги приобретали опыт общения с ребятами, я, не знавшая никого, кроме собственного мужа,  все свое лучшее время отдавала учебе и семейным дрязгам.  В моей жизни все шло не как у других людей:  конец семейной жизни совпал у меня с концом детства, еще не перешедшего в молодость. В свои 22 года я выглядела много старше. Все вокруг меня в те месяцы находились при деле, а я даже не была знакома со своим будущим коллективом, отгородившимся от меня проходной с вооруженным охранником. И все-таки, я была полна надежд на лучшее.  Я понимала,  что, только потеряв старое, можно освободить в своей жизни место для нового.

Мои детские мечты о любви, моя потребность в том, кто похож на меня и меня поймет,  - мой «Журавль в Небе»  был в моей жизни важнее прозаической «Синицы в Руках», вполне устраивающей большинство. К сожалению, мой Журавль оказался подранком,  птицей,  утерявшей свою крылатость по вине тех, кто не желал причинить мне вред.

К концу своего детства я подошла с тяжелым чувством вины перед теми, кто меня действительно любил, но не понял. Я еще не знала религии,  но уже чувствовала себя великой грешницей. 

Я называла себя плохим другом, потому что близкая подруга детства считала меня предателем. Но является ли предательством невозможность заставить свои чувства соответствовать общепринятым? Что было правильнее – фальшивить, чтобы сохранить отношения, или остаться собой, потеряв дружбу? В результате я так и не обрела «единственной» настоящей подруги, не научилась  полностью доверяться женщинам, боясь как непонимания, так  и потери своей свободы. 

Я называла себя плохой дочерью, чувствуя свою вину перед мамой, так многим пожертвовавшей ради нашего брака, который я все равно не сумела сохранить. Но у каждой принесенной жертвы есть своя цена: я платила своим унижением и болью за все мамины жертвы, только еще больше запутывающие мою, и без того неудачную, семейную жизнь, которая все равно была обречена. Я не любила человека,  взявшего меня в жены, спутав любовь со страхом перед одиночеством.

Я называла себя плохой женой и, несмотря на все случившееся, чувствовала свою вину перед Толиком. Он  был таким, каким его воспитали,  не более, он по-своему любил меня. Пусть грубо и неуклюже, но он совершал мужские поступки - пытался делом спасти нашу семейную жизнь так, как считал правильным, борясь за нашу самостоятельность. Все другие – и до и после него -  уходили без борьбы, и теперь, по прошествии времени,  я не могу не оценить этого. К сожалению, несмотря на свой возраст и жизненный опыт, Толик не смог  понять, что я - не та, кто ему нужен,  он мог только сломать меня, но все равно не превратил бы  в простую бабу, безропотно следующую за своим мужем, который хорош уже тем, что мужчина. Мне же было просто не с кем его сравнить. Так ли уж было  необходимо мне выходить за него,  не имея никакого опыта общения с мужчинами?

Мой раненый и бескрылый Журавль не достиг Неба, и мне ничего не оставалось,  как отправляться на поиски Синицы. Мое затянувшееся детство заканчивалось. Теперь  всю ответственность за свои решения мне надо будет  брать на себя.

                Конец 1-ой  книги
 
Планируется публикация 2 книги "Синица в руке"


Рецензии
Уважаемая Маша!
Мне очень нравится как Вы пишете - интересно, увлекательно.
Но я хочу обратить Ваше внимание на один недостаток Ваших текстов. Вы очень невнимательно используете некоторые понятия. Пример:
"Руководителем проекта мне назначили Александра Александровича Эйлера, предка знаменитого математика Леонардо Эйлера".
Ну, не мог быть Ваш руководитель предком знаменитого математика Леонардо Эйлера!
Ваш руководитель мог быть только потомком знаменитого математика Леонардо Эйлера!
При описаниии Киева и Днепра в другой части Вашего повествования
Вы, как мне кажется, неправильно употребляете понятие "порог (реки)". Из Вашего текста видно, что Вы пишете о подъёме воды в шлюзе. Но пороги на реке - этокаменистое поперечноевозвышение дна реки, нарушающее её течение. Днепровские пороги находились только перед нынешним городом Запорожье. После постройки и после восстановления Днепрогеса эти пороги остались на дне водохранилища. Больше нигде на Днепре порогов нет и не было, в том числе и возле Киева.
Но свои киевские воспоминания Вы написали замечательно. В школьные и студенческие годы я жил в Киеве, поэтому я читал Ваш текст с большим интересом.
Желаю Вам дальнейших успехов в творчестве.

Олег Киселев   23.01.2013 23:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег! Учла ваши дельные советы, поправила "предка". Записок сохранилось много, никак не найду времени привести их в порядок для публикации. Да и надо ли? Хотя, очень радостно, что кто-то прочел с интересом. Сейчас публикую продолжение книги, но и там - непочатый край работы...

Творческих успехов! Маша

Маша Стрекоза   23.01.2013 11:55   Заявить о нарушении
Согласен с автором предыдущей рецензии: написано в целом хорошо, но есть ошибки.
В отношении статьи "Еврейский вопрос" - почти та же картина. Написано хорошо, видна эрудиция автора, чувствуется увлеченность темой и желание проникнуть в философскую сторону явления. Заковыка в том, что почти все положения статьи - неверны, или неверны наполовину, или сформулированы плохо. Но это не беда. Достоинства перевешивают.

Дан Берг   12.11.2014 21:33   Заявить о нарушении