Мошиахальное время и наши усилия

Можно заметить интересную тенденцию среди творческих и духовных евреев.

Периодически кто-то из творческих евреев «новаторов» предлагает интересный и важный проект по существенной трансформации мира.


На это предложение — находится часть евреев, которые заявляют, что этот проект — связан с приходом Мошиаха.  И когда Мошиах прийдет, эта идея реализуется, а пока — мы не имеем ни прав, ни шансов — ввязываться в этот проект (он нам «не по зубам»). То есть отсылка проекта к Мошиаху у этих людей нв деле означает отказ от наших усилий и «замораживание» проекта до «лучших времен».
= - = - =

Тем не менее — часть таких проектов постепенно реализуется, что приводит в смущение многих.

= - = - =

Приведем два самых важных подобных проекта.

а) приобщение народов мира к мудрости Торы.
б) создание государства Израиль.

Суть ситуации в том, что оба проекта «стартовали», но находятся в далеко не идеальном состоянии и нуждаются в постепенном, но планомерном усовершенствовании.

= - = - =

Оба этих проекта интересно вписываются в более общую концепцию.
Создание государства Израиль напоминает появление «головы» у организма, который состоял из разрозненных частей. Государство стало объединяющим фактором.
С другой стороны, обращение евреев к народам мира — напоминает появление «ног», позволяющих еврейской идее — двигаться в сторону ее распространения.

= - = - =

В чем суть разногласий между двумя сторонами?

Есть проблема в классическом понимании идеи прихода Мошиаха на которое ссылаются «консервативные» оппоненты «новаторов».

На упрощенном уровне понимания идеи Мошиаха, многим кажется, что сначала мир будет двигаться своим чередом и вдруг (сам по себе) — появится Мошиах, и сразу все изменится и станет хорошо.

Более того, некоторые думают, что должен быть еще больший контраст. Сначала все будет портиться (то есть двигаться в противоположную сторону), и когда все будут думать, что совсем плохо — придет Мошиах — и из совсем плохо станет совсем хорошо.

= - = - =

Такой резкий переворот — может напомнить два сюжета из Торы, связанные с жизнью Йосефа.

Первый момент «вдруг» - происходит  когда Йосеф в Египте раскрывается братьям.
Перед этим ситуация доходит до максимального накала — и вдруг — мгновенно — раскрывается суть и перед потрясенными братьями появляется Йосеф в роли властителя и спасителя.

Второй момент «вдруг» также связан с Йосефом. Это момент, когда Йосеф сидит в тюрьме — на самом «дне» Египетской иерархической лестницы. Фараону снятся сны — и «вдруг» - Йосефа вызывают из тюрьмы и после блестяще проведенной «презентации» его мгновенно возвышают до роли премьер-министра — властителя и спасителя.


Кстати, оба этих сюжета связаны с упомянутыми нами проектами. В первом сюжете — Йосеф становится над братьями — как внутриеврейская «голова». Во втором сюжете — Йосеф становится спасителем и властителем над народами мира.

= - = - =

Кстати, у этих «вдруг» был длинный подготовительный период.
В случае истории с братьями — Йосеф несколько лет готовил эту «комбинацию», так что — вдруг она стала только для братьев, но не для Йосефа.
В случае с разгадыванием снов — Йосеф сначала разгадал сны царедворцам, а до этого он прошел сложнейшую комбинацию (на этот раз организованную Вс-вышним), которая привела его на это место.

= - = - =

Это самое психологическое «вдруг» - играет плохую службу еврейству.  Оно парализует нашу волю.
Оно внушает нам, что от нас мало что зависит в глобальной перспективе. Мы должны только «ждать и верить» и «счастье - само прийдет».

И хотя истории с Йосефом — отражают идею прихода Мошиаха, но они не «закрывают» тему, а только дают частичный ответ, в том числе связанный с аспектами Мошиаха бен-Йосефа.

Наш подход больше связан с «карьерой» Царя Давида, который «медленно, но верно» шел к власти, в том числе и в противостоянии с предыдущим Царем.  Эту линию развития мы рассмотрим отдельно — во второй части.

= - = - =

Нам нужно понять две важнейшие вещи.

А) Приход Мошиаха — это не моментальное событие, а эпоха и работа поколения, живущего в эту эпоху.

То что в наше время об идеях прихода Мошиаха стали говорить более активно, означает, что мы вступили в некую эпоху, когда Мошиахальные качества становятся все более активными.

А.1) Любавичский Ребе — организовывал целые кампании, связанные с Мошиахом. Некоторые восприняли эти кампании как необходимость «громкого», но пассивного призывания «We want Moshiach now” (Мы хотим Мошиаха сейчас).  Но смысл происходящего не просто в «хотении» и громких «заклинаниях»,  а в активном участии в этом процессе. И если ограничиться только хотением, то это окажется неадекватным тому, что от нас ожидает Вс-вышний.

А1.1) Существуют хронологические подсказки на этом пути. 
Талмуд в трактате «Авода Зара» - делит 6.000 летнюю историю на три периода по 2.000 лет.
Последние 2.000 лет — он называет «Эпохой Мошиаха».

А1.2) Если рассмотреть более позднюю историю, то можно увидеть еще более интересные закономерности.

5.500 год = 1740 год — важная веха в еврействе — появление хасидизма — как мощной обновляющей внутренней силы.

5.600 год = 1840 год — важная веха в истории Западной цивилизации — резкое ускорение прогресса. Включилась обновляющая внешняя сила при активном участии ассимилированных евреев.

5.700 год = 1940 год — самая «темная» страница (начало Холокоста) перед самой принципиальной страницей — созданием государства Израиль.

5.750 год = 1990 год — переход в еще более интенсивный этап развития (распад Советского Союза, появление Интернета, уход Любавичского Ребе) — возможность новых связей между евреями, выход в мир, возможность распространения знаний без физических усилий и т.д.

= - = - =

Ситуация выглядит таким образом, что приход Мошиаха — это не одномоментное событие, но человечество и еврейство — проходят различные Мошиахальные процессы, интенсивность которых увеличивается по мере продвижения в рамках новых этапов истории.

= - = - =

Поэтому вместо все более интенсивного, но пассивного ожидания, мы должны включаться во все более активную работу.

= - = - =


Б)  Если мы занимаем пассивную позицию ожидания — вместо активной позиции соучастия — это означает, что мы так и не поняли главную идею нашей истории.

Цель истории — во взрослении еврейства и человечества.

Первый человек — Адам — был велик своей близостью к Б-гу, но он был незрелым с точки зрения своей сознательности.

Мудрецы сравнивают ситуацию с отношением между младенцем и родителем в семье.  Младенец живет в максимальной близости к родителю, и родитель делает максимум, так как сам младенец еще не может контролировать свои поступки из-за своей незрелости.

В отношениях между родителем (Б-гом) и ребенком (людьми) — взросление ребенка должно сопровождаться «плавным» дистанцированием родителя от опеки над ребенком, чтобы ребенок сам стал самостоятельным — повзрослел.

= - = - =

Классический пример взросления в еврейской истории — это переход от эпохи пророков, которые выдавали народу готовые решения, «продиктованные» через пророков самим Вс-вышним - к эпохе мудрецов, которые должны были сами найти правильное решение, опираясь на знание Б-жественных принципов управления миром.

= - = - =

Исходя из этого, мы должны не ждать, пока к нам спустятся готовые решения и готовый правитель, а постепенно создавать эти условия и готовить «новые кадры» своими усилиями.

= - = - =

Приход Мошиаха нуждается в новом мышлении и новой «команде» тех, кто смогут своими усилиями (конечно же с Б-жьей помощью)  строить новые реалии, которые будут входить в план прихода Мошиаха.

= - = - =
И еще один важный принцип.

В духовных мирах существует идея сокрытия, которая также связана с идеей свободы выбора.

Различные процессы, приближающие нас к приходу Мошиаха — в современном мире могут быть «тщательно перемешаны» с различными сомнительными или даже деструктивными событиями.

Мы не видим моменты приближения Мошиаха — в «чистом виде». 

Более того, деструктивные события — могут выглядеть гораздо более заметными (даже одиозными).

И одной из наших задач является брира (разделение) — умение увидеть факторы нового в их смеси с другими факторами.

= - = - =

Наши два примера — создание Израиля и обучение неевреев еврейской мудрости — очень хорошо соответствуют данному процессу.

Мы видим, что вокруг важных конструктивных факторов — происходит масса паразитирующих и даже деструктивных аспектов. И наша задача — выделить те факторы, которые соответствуют мошиахальной программе. 

Это соответствует концепции «искр» и «клипот», которую рав Кук применил для описания процессов работы с различными источниками мудрости.




Часть 2

Описание препятствий на пути к приходу Мошиаха —
на примере истории Царя Давида.

История из Танаха — о приходе к власти Царя Давида — работает в жанре «Маасэ Авот — Симан ле-Баним»,  (деяния отцов — урок для потомков)  уча нас распознаванию в нашей жизни разных аспектов процесса прихода Мошиаха.

= - = - =
Вступительное замечание.  В этом тексте я выделю только самые заметные моменты. Я предлагаю читателям дополнить список, так как совместными усилиями — можно найти гораздо больше идей, особенно если знать «где копать».

= - = - =

Итак, наша задача — увидеть те трудности и те особенности, которые проходит Мошиахальный процесс — на своем пути.

а)  Первым Царем — объединившим колена в единый народ — был царь Шауль. Он был человеком талантливым, но недостаточно «глубоким» (по сравнению с Давидом).

При этом его отношения к Давиду были как конструктивные, так и деструктивные.

Рассмотрим позитивные аспекты:

Царь Давид выступил в роли воина, победившего Голиафа — в армии Шауля.

Б) Какие интересные «симаним» (уроки)  видятся из этого сюжета?

«Один в поле воин». Невзирая на противоположную поговорку,  Давид совместив свои таланты (точного метателя пращи) с Б-жественной помощью — в одиночку добился цели, победил Голиафа.

Заметим, что он в тот момент не был царем, но вполне частным лицом — с «сомнительной» биографией.

Переведем образ на наши реалии.

История учит нас, что Творцов современных идей, работающих в Мошиахальной парадигме — может быть совсем немного.
При этом — у них есть свой опыт и таланты.
И они опираются на Б-жественную помощь, которая помогает им находить «победные» решения.

Важное качество члена Мошиахальной команды — точность — в движении к цели.

в) второй позитивный аспект — Царь Давид занимался духовной «психотерапией» —
он «лечил» Царя Шауля от депрессии — с помощью своих поэтическо-музыкальных талантов.
(и даже без таблеток :) 
Когда на Царя Шауля нападала тоска и депрессия — он приглашал к себе юного Давида, который пел и играл ему

Учитывая те гигантские перспективы, которые открываются сегодня  перед этим направлением «лепки» человеческих душ — можно предположить, что этот жанр — также относится к Мошиахальному арсеналу.

= - = - =

Особенно драматичным является негативный аспект отношений к Давиду.

г) уже сам факт помазания Давида пророком Шмуэлем — освещает «темные стороны» этого выбора.
Мы видим, что родной папа Давида даже не выдвинул Давида среди своих сыновей на «соискание» звания Царя, так как по «формальным» признакам — Давид не считался серьезным претендентом.

Это означает, что в Мошиахальной команде могут оказаться люди, которые не входят в формальную элиту. 

д) самое драматическое — это то, с каким рвением царь Шауль «гонялся» за Давидом уже после того как тот был помазан на царство. 

Это говорит о том, что члены Мошиахальной команды должны быть готовы столкнуться с неприятием — со стороны своих же, представителей официальной элиты.

Мы видим, что с момента помазания — до момента прихода к реальной власти — Давид нахлебался многого и должен был пройти всевозможные истории — например, историю с Авигайль и ее мужем.

= - = - =
Мы сейчас не будем упоминать историю Бат-Шевы, так как она происходила уже в пору царствования Давида.  Мы просмотрели очень коротко только два периода:
1) когда Давид еще не был помазанным, но уже взаимодействовал с предыдущим царем — Шаулем. В этой роли еще не было противостояния, но уже было раскрытие ценных качеств будущего Помазанника.
2) между помазанием Давида и его вступлением во власть. На этом этапе Давид вынужден был сталкиваться с самыми разными вызовами и препятствиями.  Эти сюжеты говорят нам о том, что приход Мошиаха (помазанника) — это не момент в истории, а процесс, в котором нас будут ожидать серьезные задачи и Вс-вышний — относясь к нам как ко взрослым людям — будет предлагать нам самим находить решения этих задач — а не ждать готового Мошиаха, который «по мановению волшебной палочки» все за нас решит.


Рецензии