За что бороться? Московская правда. 15. 06. 1990г

ЗА ЧТО БОРОТЬСЯ - ЗА ВЛАСТЬ, ИЛИ ЗА КОНСОЛИДАЦИЮ?                Нашему обществу сейчас было бы полезно осмыслить, на какой стадии развития оно находится. Следовало ли оно, как писал недавно в «Московской правде» профессор А. Бутенко, тезису «классического марксизма» о линейности исторического прогресса, согласно которому все страны и народы идут от первобытно-общинного строя через эксплуататорское общество, капитализм к обществу светлого будущего — «коммунизму», или естественно-исторический процесс был нарушен большевиками в октябре 1917 года? Необходимо ли нам вернуться назад «ради восстановления общецивилизационных основ прогресса»? И хотя известный ученый, анализируя проект «Марксистской платформы в  КПСС» приходит к выводу, что она вовсе не марксистская, все же, как мне кажется, в ней содержится отношение ее сторонников к тому, что происходило с нашим  обществом предшествующие семь десятилетий. Во всем спектре политических течений эта платформа может стать консолидирующим началом для левоцентристских сил.

Платформа дает нам возможность осмыслить марксизм в своем подлинном значении. Он не имеет ничего общего с вдалбливающимися десятилетиями в головы людей догматическими представлениями о классовом подходе к оценке любых общественно-политических событий, об обострении классовой борьбы, о необходимости диктатуры  пролетариата, о линейности исторического прогресса и проч. Начиная Манифест коммунистической партии словами: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов», Маркс и Энгельс имели, понятно, в виду только до сих пор существовавшие общества. Сущностью их идеи, как известно, было достижение пролетариатом бесклассового общества и тем   самым     уничтожение своего собственного  господства
как класса. И определили они коммунизм как ассоциацию, «в которой свободное развитие каждого является условием свобод¬ного развития всех».

Что касается «экспроприации», «централизации», «конфискации», «обобществле-ния» и т.д., то эти термины были взяты на вооружение сталинской партократией в качестве меча, которым они карали всякое инакомыслие и неподчинение воле вождя. Эти термины, которыми изобилует Манифест коммунистической партии, могли бы быть отнесены к методологии марксизма с таким же успехом, как и сталинский «Краткий курс» к достижениям передовой общественной мысли. Стоит ли нам сегодня с такими мерками подходить к понятию «классический марксизм»? Однако проецировать его основные положения на сегодняшнюю действительность надо.

Платформа ЦК КПСС «К гуманному, демократическому социализму» утверждает, что КПСС выражает интересы «рабочего класса, всех трудящихся». А как быть со студентами, пенсионерами, наконец, с безработными, которые с введением рынка неизбежно у нас появятся? И потом, интересы рабочего класса сегодня настолько многообразны, что они не всегда совпадают с той линией, которую преследуют коммунисты, в частности создание общества, свободного от эксплуатации. Есть рабочие которые хотят приличного заработка и изобилия товаров в магазинах на любых условиях, в том числе на условиях эксплуатации наемного труда. Пред¬ставляется, что приписывать единые интересы рабочим, исходя из формального объединения их в класс, не совсем правильно.

В то же время «Демократическая платформа в КПСС» стремится объединить представителей различных слоев  и групп народа, выступающих за демократический социализм. Но интересы людей при демократическом социализме настолько многообразны, что объединить их на  этой основе  также невозможно.
 
И все же объединение людей по интересам представляется в нынешней ситуации более перспективным, чем по классам. Это больше отвечает концепции «гуманного, демократического социализма». Социальная база «Марксистской платформы в КПСС» гораздо более надежна: она рассчитывает на понимание и поддержку прежде всего тех людей труда, кто не может решить своих материальных и социальных проблем без улучшения жизни общества в целом.

Вопрос об идеологии. Какую идеологию будет исповедовать «Демократическая платформа в КПСС» в рамках так желанной для ее сторонников партии парламентского типа? Из ее содержания не следуют даже какие-либо определенные намеки на этот счет. В качестве идейной основы они выдвигают использование части марксизма и передовых достижений человеческой мысли при отказе от наследия ленинизма. Но это слишком расплывчато и непонятно: какую же все-таки «часть марксистского наследия, которая сохранила значение в современных условиях», составители «Демократической платформы» имели в виду?
А что выдвигает в качестве идейной основы Платформа ЦК КПСС? Она подтверждает свою верность творческому духу и диалектической методологии Маркса, Энгельса, Ленина, решительно отбрасывает идеологическую зашоренность, догматизм И нетерпимость к иным взглядам и идеям. Но ведь подтверждать верность тому, чего не было десятилетия Советской власти, невозможно.

Оценка Марксом и Энгельсом капитализма как общества, обреченного на отмирание, и представление о том, что буржуазия «производит прежде всего своих собственных могильщиков» в лице пролетариата, сейчас кажется ошибочной. Но могильщиком буржуазии  становится сегодня уже не пролетариат, в сам марксизм, взятый     на    вооружение классом эксплуататоров, но ограничивший тем самым власть кучки богатых людей над миром, давший возможность владеть средствами производства не только им, но и рабочим. Думаю, что это достаточно убедительное свидетельство тому, что марксизм жив и сегодня, и его никак нельзя назвать «чудовищной мистификацией» XIX—XX веков, как это представляется леворадикалам.

Марксистская платформа своей идейной основой безоговорочно ставит марксизм как диалектический метод оценки и прогнозов общественного развития и а этом не ошибется: стремление к социальной справедливости присуще сегодня представителям всех общественных систем.

Марксистская платформа видит место и роль партии в обществе в обьединении усилий граждан для решения социальных проблем, для реализации социалистического выбора. Предполагается, что это должно быть достигнуто через работу в трудовых коллективах, по месту жительства и в массовых общественных организациях на основе повсеместного самоуправления и превращения общественных движений в демократический фундамент Верховного Совета. Она предполагает постепенный мирный переход власти из рук бюрократии к блоку демократических сил социалистического выбора. Таким образом, ставя во главу угла своей деятельности самоуправление и развитие общественных  движений, Марксистская платформа не мыслит свое место и роль в обществе вне связи с демократическими устремлениями широких слоев трудящихся. Такая позиция представляется более основательной, чем борьба за сохранение правящей партии, предложенная в Платформе ЦК КПСС.

В ЦК КПСС, видимо, не учитывают, что бороться за сохранение правящей партии любой ценой да еще в условиях дискредитации коммунистической идеи гораздо сложнее и бесперспективнее, чем объединить людей на основе их возросшего общественного сознания. Сложнее потому, что соединить несовместимые взгляды практически невозможно, если только не ставить своей целью сохранить в партии власть молчаливо - послушного большинства, в котором компартия сейчас нуждается меньше всего.
Поэтому свое место и роль в обществе Коммунистическая партия должна искать прежде всего не в борьбе за положение правящей партии в качестве самоцели своей деятельности, а в борьбе за объединение общественных сил на идейной основе и в блоке с другими партиями и общественно-политическими движениями, о чем достаточно определенно высказывается Марксистская платформа.

И, наконец, в сфере внутри¬партийных отношений Марксистская платформа предполагает их глубокую демократизацию, в которой видит основу для ликвидации существующей модели КПСС как партии «казарменного коммунизма». Марксистская платформа предполагает превращение КПСС в равно-правную политическую партию в условиях многопартийной системы: право на обьединение единомышленников вокруг идейных платформ при недопустимости исключения из КПСС сторонников той или иной платформы на основе идейных разногласий и выборности делегатов на партийные сьезды и конференции из альтернативных кандидатур по округам и по платформам на основе прямого, равного и тайного голосования; подконтрольность и подотчетность всех выборных органов членам КПСС, а аппарата — выборным органам при сохранении за делегатами съездов и конференций их полномочий в перерывах между этими форумами: право меньшинства отстаивать свою точку зрения после принятия решения большинством.               

Сравнивая все сказанное об обновлении партии в Платформе ЦК КПСС, нетрудно увидеть, что Марксистская платформа по ряду положений высказывается более определенно. Возьмем, к примеру, отношение Платформы ЦК КПСС к организации идейных течений в партии. «В уставном порядке, — сказано в ней, — следует гарантировать коллегиальность в работе всех органов партии, плюрализм мнений, свободу критики, многообразие подходов и платформ, проведение в особых случаях референдумов...». Как видим, о формировании платформ в партии отмечено лишь вскользь, не ясно, каковы будут возможности и права идейных течений в партии.

Демократическая же плат¬форма, на мой взгляд, впадает в другую крайность: ее цель сводится к размежеванию и формированию фракций внутри партии, что в свою очередь ведет к расколу, который неизбежно станет итогом политической борьба внутри КПСС. Да, партии необходимо размежеваться, но так, чтобы энергия этого процесса была направлена на созидание, а не на разрушение.

Если бы марксизм как течение в партии заявил о своем возрождении года два назад, он мог бы обрести гораздо больше сторонников. К сожалению, на фоне проявившейся в последнее время политической апатии это течение может выглядеть вполне заурядным. Но отвернуться от него не могут те люди, которые заинтересованы в своем свободном развитии и обществе социальной справедливости. Заявив о себе в ряду других политических течений. Марксистская платформа готова сотрудничать с теми, кто разделяет такую перспективу. Она выступает за социалистическое будущее и коммунистическую перспективу. Призраку коммунизма еще предстоит стать реальностью.
М. ЛАВРЕНОВ,
ПОЛИТОЛОГ

 

 

 


Рецензии