О книге 12 прикосновений к горизонту
«Холмы – жизнь, жизнь….» Таким жизненным итогом закончилась невероятная летняя история 2009 года Миши Мирова. Герой летних размышлений «На качелях между холмами», написавший под влиянием стихотворения Иосифа Бродского свою первую книгу, повзрослел. Сделав первые шаги в мир взрослых, где он стремится жить по законам добра и сострадания, школьник, сопереживающий животным, погибшим под колесами лихачей, заставляет людей «с добрыми глазами» прислушаться к его мнению, услышать его!
И самое главное, он требует от нас, взрослых, действовать!
Рискуя собой, Миша Миров спасает жизнь маленькой девочки. Оказавшись на больничной койке, мальчик думает о том, что «обязательно нужен знак «Осторожно! Домашние животные! – 2». Знак, где собака и кошка стоят в обнимку, знак гарантирующий братьям нашим меньшим право на жизнь.
Повесть «На качелях между холмами» знакомит нас с ребенком, которому не все равно по каким улицам он ходит, какие книги читает. Каждый человек для Миши Мирова – отдельный, имеющий право быть, человек – мир! Но этот мир не должен нести зло! Влюбленный и верящий, читатель и писатель, Миша «Мирный» созерцает, сочувствует миру взрослых и продолжает в нем жить, продолжает в него верить.
Вторую книгу из серии «Приключения Миши Мирова» автор назвал не менее метафорично: «Двенадцать прикосновений к горизонту». Интересна знаковая символичность: качели-движение, вверх-вниз. Человеческая жизнь! Как прикоснуться к горизонту? Дотронуться? Ощутить? Опять движение! Для героя романа-продолжения важно желать прикосновения. Горизонт у каждого свой! Правда, ведь, взрослые? Кто-то за линию горизонта принимает линию кругозора, а кто-то прикасается и понимает истины, открытые далеко не всем, не всегда радужные и радостные, может, горькие, но настоящие.
И если в первой книге, находя и теряя, Миша Миров движется по склону холма с присущей его возрасту детской беззаботностью, то в продолжении истории, во второй книге, жизненные качели испытывают героя задачами и вопросами из взрослой, непредсказуемой и постоянно меняющейся жизни.
Куда ведут различные дороги Мишу Мирова? Вторая книга – метафоричный роман о любви. Школьник ради встречи с любимой девчонкой рискует жизнью. Какой-нибудь циник скажет: ну вот, снова история о необузданной страсти. Но чтобы не говорили не умеющие любить, путешествие Миши Мирова из Москвы в Ростов-на-Дону – это не просто страсть, это путь преодоления своих страхов, это дорога к самому себе, познание самого себя, новое открытие – наблюдение взрослого мира.
И снова герой движется по склону холма. Но теперь вверх! Вверх! Ему трудно, ему больно, ему холодно, ему страшно, радостно, ему весело! Но он любит жизнь! Потому что чувствует, потому что живет не только для себя, но и для других, потому что познает самого себя и окружающих его людей.
Жизнь «Мирного» теперь дорога! Не книжная, не чужая, а своя, реальная дорога. Взрослый мир семиклассника насыщен теперь красками и звуками. Размышляя над правильностью решения, мальчик вспоминает московского художника Юрия Купера и известного русского писателя Владимира Набокова. На фоне глухоты и слепоты взрослых истины именно этих талантливых людей толкают героя в дорогу к любимой девочке Маше.
Необычно и структурное решение романа. Михаил Самарский предваряет содержание двенадцатью прологами, за которыми следуют двенадцать прикосновений к горизонту, а лишь потом сам эпилог, звучащий скорее, не как финальный аккорд, а весьма яркая и разноголосая зарисовка к содержательному продолжению. Это оправданно – жизнь не останавливается. Качели возвращают героя назад, в Москву, разлучают с любимой, но оставляют надежду на встречу и веру в любовь.
Семья Мировых дала подростку тот потенциал, с которым ему, как Дон Кихоту, нестрашно сражаться с ветряными мельницами. Но это не бессмысленный бой! Люди, ситуации, происшествия в судьбе «Мирного» реальны. И во второй книге, читатель, мы вместе с героем будем то взлетать вверх, то падать вниз. Роман «Двенадцать прикосновений к горизонту» - эмоциональный шок! Кто – то сказал бы: «Шоковая терапия». Да, к сожалению и счастью, одновременно. И нам, взрослым, нужен такой вид врачевания, чтоб не оглохли, не ослепли совсем.
Водители, рыцари дорог, вожатые. Вот они, добрые и не очень. Колоритный дальнобойщик дядя Федя, определенно успех автора. Душевный, по-отечески заботливый, умный, понимающий. Взрослый, помогающий сделать мечту реальностью. В дороге герой встречается с милиционерами, по-разному понимающими закон и порядок. Мальчик видит бандитов, не отбирающих последнее. Барсеточников, рассуждающих о превратностях любви так же, как и о тонкостях своей работы, едущих по зимнему бездорожью на Куликово поле и безвозмездно помогающих попавшим в беду путникам.
Миша Миров пытается понять проститутку Ленку и замечает, что она обыкновенное, земное существо. Дискуссия о сущности любви, случайно записанная на диктофон, - реквием любви взрослых, который звучит диссонансом рядом с симфонией подростка, спешащего за тысячу километров в Ростов-на-Дону.
«Двенадцать прикосновений к горизонту» - роман о любви, о гранях любви, о вечной проблеме любви. Если в первой книге мы читаем о любви детей к родителям, родителей к детям, видим зарождение мальчишеской привязанности, светлой любви, то в метафоричном продолжении автор показывает нам разную любовь, потрясая и, опять же, шокируя своими наблюдениями, которые мы, взрослые, часто просто не замечаем. Или не хотим замечать? Тут каждый пусть ответит себе сам.
Глубокий и эмоциональный эпизод ДТП на автостраде, смерть сверстника глазами Миши Мирова! Крик матери, звучащий так же больно, как звучат откровения и песни в исполнении Купера! Куликово поле, Покровка…
Почему мы тянемся к корням, к прошлому? Нельзя без памяти – понимает это и герой-подросток, как осознают истину окружающие его взрослые. Учительница, ставшая проституткой. Сволочи, охотящиеся на медали стариков – ветеранов. Террористы, которые никого не любят. Качели переворачивают мир мальчика! Но только истина ведь одна! Спросите у ребенка: есть ли любовь? Он ответит: «Да!» Расставаясь с попутчиками, герой услышит напутствие из уст девушки легкого поведения: «Без любви человек превращается в скотину». Школьник пообещает проститутке не обижать свою девочку! Это ли не смысл любви? Не обидь!!!
Встреча с бабой Фросей и её свекровью Татьяной Алексеевной. Роль внука, правнука, ложь во спасение. Боязнь, страх и понимание ужаса одиночества старого брошенного человека. Мальчишеский вызов плохим взрослым: «Эй вы! Возьмите у меня всё, только не трогайте ветеранов!» Выходит, по Самарскому, взрослые не потеряны для мира. Они грешат, но исповедуются. Они совершают ошибки, но каются. Они хотят постичь новое и понимают, как никчемно ненужное старое.
Испытания героя на ростовском автовокзале едва не стоят ему жизни. Оставшись лишь с книгами, борясь с холодом, Миша Миров обращается к собаке, которая и приведет на помощь беспризорных донских малолеток. Образы «Крабушки» и ее брата Димки, собаки Кролика, от нищеты питающейся морковкой – ещё одна мощнейшая удача автора. Дети, живущие без родителей (мама осуждена за наркотики) не верят в любовь. Бабушка пьет беспробудно, но говорит: «Мимо храма проходить нельзя». Снова качели! Резонанс! Как в музыке! Как в картинах Купера! А в жизни – это подсолнечное масло, вместо него и на льняном картошку пожарить можно!
Как и в искаженном мире взрослых, так и в мире детском встречаются дети «с добрыми глазами». Благодаря своего спасителя Димку, оберегая единственную из всех материальную ценность после ограбления – книги («Рукописи не горят», Книги не крадут!), Миша Миров открывает ростовскому беспризорнику выстраданную по-настоящему дорогой – испытанием истину: «Без любви человек превращается в скотину!»
В чужих лохмотьях, замерзший, грязный, но любящий и светлый душой, юный Ромео, Миша Миров успевает к своей Джульетте – Марии всего за несколько минут до Нового года.
12 и 2010 числа новой жизни. Эпилог произведения оставляет нам уже совсем другого подростка. И если в первой повести начальник ГАИ называл его настоящим мужчиной, то теперь перед нами просто герой. Реальный, обыкновенный, московский мальчишка, в которого верят. Герой нашего времени – да именно так, без кавычек. Подросток, не боящийся сказать нам свою, «детскую» правду. Подросток, которого, надеюсь, услышали.
Татьяна Макарова
_______________________
Свидетельство о публикации №211071201053