Нет больше Юрия Кукина

Юрий Алексеевич Кукин (17 июля 1932г. - 7 июля 2011).

«…Ну, что, мой друг, свистишь,
Мешает спать Париж?
Ты посмотри, вокруг тебя тайга…

Подбрось–ка дров в огонь,

Послушай, дорогой,

Он там, а ты у черта на рогах…»

 Сегодня, 12 июля 2011 года страна и Санкт-Петербург простились с известным бардом Юрием Кукиным.
Гражданская панихида в ДК имени Дзержинского. Время, как будто, замедлило свой бег. Люди идут и идут. Цветы, слова, скорбь, растерянность… Юрия Кукина больше нет…

«…Понимаешь это странно, очень странно,
        Но такой уж я законченный чудак.
       Я гоняюсь за туманом, за туманом
И с собою мне не справиться никак…»

Прощание длится почти три часа. По дороге на кладбище небеса как будто разверзлись, и над Питером разразилась жуткая гроза.
Южное кладбище Санкт-Петербурга. Похороны. Без церкви. Без отпевания. Речи. Слёзы. Прощание…

«…Мой маленький Гном, поправь колпачок
И брось, не сердись, разожми кулачок.   
Беги от людей, мой маленький Гном,               
Беги поскорей в свой старенький дом...» 

Юрий Алексеевич Кукин родился 17 июля 1932 года в Ленинградской области в поселке Сясьстрой. В 1954 году с отличием окончил Ленинградский государственный институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, был одним из учеников известного фигуриста и тренера Игоря Москвина. Работал детским тренером по фигурному катанию, артистом в «Ленконцерте», участвовал в многочисленных геологических экспедициях по всему Союзу: в Горную Шорию, на Дальний Восток, на Памир и Камчатку...

«…Ах, гостиница моя, ты гостиница,
       На кровать присяду я,  ты подвинешся.
Занавесишся ресниц занавескою.         
Хоть на час тебе жених, ты невеста мне.

Бабье лето, так и быть, не обидится.
Всех скорее позабыть, с кем не видеться.
Заиграла в жилах кровь коня троянского.
Переводим мы любовь, с итальянского…»

Всего Юрием Кукиным написано более ста песен, большая часть их - в 60-е годы. С тех самых 60-х он и известен широкой публике. Особенно тем, кому дорог вольный ветер странствий, аромат лесного костра и дух свободы, дух КСП.
Главные, как сейчас говорят, «хиты»: «За туманом», «Город», «Гостиница», «Гном», «Поезд» и другие. Многие из этих песен за долгие годы стали поистине народными…

«…Я лицо мукою мелкой побелю,
Я его покрашу яркой краской свежей,
Я себя совсем, совсем переменю...
- Здравствуйте, я снова на манеже!

Я поставлю чувства на голову с ног:
От печалей - смех, а радость - от мучений.
Буду я смешней и неожиданнее снов,
Буду интересней приключений.

Шарик, что казался сверху голубой,
Поднесу, а он - зеленый, желтый, красный...
И сомненье, радость, горе и любовь
Сделаю, как я, простым и ясным.

Если же внезапно истинную грусть
Как-нибудь случайным жестом обнаружу,
Я подпрыгну вверх, и я перевернусь,
И тогда опять вам буду нужен.

А когда домой вернетесь поздно вы,
Спор обычный, как всегда, сменив на нежность,
Кто-нибудь заметит: "А ведь клоуны правы..."
- Здравствуйте, я снова на манеже!..»
   

С юности Юрий Алексеевич Кукин увлекается музыкальной самодеятельностью, играет в джазовой группе на барабанах. А с 1948 года начинает писать песни и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Многие из этих песен получили широкую популярность в среде туристов, геологов…
 Со временем Юрий становится лауреатом различных конкурсов и фестивалей, таких, как Конкурсы туристской песни в Москве (1966 и 1967 год), Ленинграде (1965, 1968), Зелёной Гуре (Польша, 1973)…
В июне 1964 года в Ленинграде, с успехом проходит фестиваль «Белые ночи». После этого возникает идея организовать конкурс самодеятельной песни в рамках планируемого на 1965 год пятого ленинградского фестиваля молодёжи, на котором прозвучали две песни в исполнении Юрия Кукина, - «За туманом» и «Париж»…

«…Может далью таежною
Перекутать себя,
Может жить осторожнее -
Никого не любя?
Собачонкою куцею,
За печалью - печать...
Это ж надо запутаться
Так, чтоб вновь не начать...»


С 1968 года Юрий Алексеевич выступает как артист «Ленконцерта», параллельно работая в ленинградском клубе «Меридиан» инструктором физкультуры. С 1971 года работа в Ленинградской областной филармонии, с 1979 года — в Ленконцерте, с 1988 года — в Ленинградском театре-студии «Бенефис».
У Юрия Кукина вышли всего две виниловые пластинки на фирме «Мелодия» (в 1988 и в 1990 г.г.), аудиокассеты, компакт-диски, книги песен. Его песни переписывались и распространялись между любителями авторской песни, сами бродили по стране, переходя из дома в дом, из рук в руки…

«…Повесит эполеты
Оставшимся страна,
И к черту амулеты,
И стерты имена...
А мы уходим рано,
Запутавшись в долгах,
С улыбкой д'Артаньяна,
В ковбойских сапогах.

И, миражом пустыни
Сраженный наповал,
Иду, как по трясине,
По чьим-то головам.
Иду, как старый мальчик,
Куда глаза глядят...
Я вовсе не обманщик,
Я - Киплинга солдат…»

Умер Юрий Алексеевич Кукин 7 июля 2011 года у себя дома в Санкт-Петербурге.

Список песен:

    А в тайге по утрам туман… — Поезд
    А вы что думаете, мне не страшно?.. — Канатоходец
    А мне порою так бывает тошно… — Арику Круппу
    А над Петропавловском снова облака… — Камчатская песенка
    А ночь надо мной распустила хвост… — Осенняя композиция
    Ах этот дом на полпути… — Дом на полпути
    Ах, гостиница моя, ах, гостиница!.. — Гостиница
    Ах, чтоб мне лопнуть — это ж старый Билл!.. — Ковбой
    Было тихо тогда… — Расставание
    В конце концов, плевать на это…
    Вот вы поверили в меня, а жаль мне…
    Вот якорь поднят, птиц звенящий караван…
    Все чаще стали сниться поезда… — Сны
    Вы пришлите в красивом конверте… — Романс
    Где вы, близкие, где — чужие?.. — Дорожные размышления
    Где ж ты, мой добрый волшебник… — Волшебник
    Где же мы виделись? Вспомнить так хочется!.. — Воспоминание
    Говоришь, чтоб остался я…
    Горы далекие, горы туманные, горы… — Город
    Горы слева, горы справа… — Темиртау
    Дверь не идут открывать…
    Днем морозным петергофским парком… — Оборванная лыжня
    Есть поверье у людей, у людей… — Сердце Данко
    Жизнь, мой путь, увы, исповедим…
    И холодно, и ветер… — А все-таки жаль, что кончилось лето
    Как осенний лист, закат на землю падал… — Шлягер
    Когда на сердце тяжесть и плохо в животе… — Пародия на Александра Городницкого
    Мертвенным светом луна заливает… — Памирский блюз
    Мне в жизнь пути весенние… — Сумерки
    Мне солнце виски опалит… — Иди
    Мое пальто — моя страна…
    Мой маленький Гном, поправь колпачок… — Маленький Гном
    Наговорили мне… — Гости
    Не надо, не надо, не думай об этом!.. — Гонимые ветром
    Не помнил я, куда летел… — Палатка в облаках
    Ни боли, ни досады… — Морская песня
    Ничего, ничего, все пройдет, перестань… — Ничего
    Ну убежишь, ну убежишь за горизонт… — Остается
    Ну что ты смеешься, а слезы в глазах?..
    Ну, поедем со мной, ну, поехали… — Ну, поедем
    Он ушел мимоходом, заглядевшись на небо… — Памяти Визбора
    Опять тобой, дорога… — Солдат Киплинга
    От песен в мире тесно… — Трактат о песнях
    Первый пояс — девяностый пояс… — Билет
    Подарите в дорогу песню…
    Пожалуйста, тихо, не надо шуметь…
    Понимаешь, это странно, очень странно… — За туманом
    Пора, пора, сними ладонь с плеча… — Пора
    Потерял я тебя, потерял…
    Потянуло, потянуло… — Осенние письма
    Почему-то вдруг мне стало неспокойно… — SOS
    Приснился сон — и маюсь… — Шутка
    Пью за подорожник, он мне всех дороже… — Подорожник
    С одним человеком случилась беда...
    Сегодня обнаружил ровно в восемь… — Потеря
    Тридцать лет — это время свершений… — Тридцать лет
    Ты что, мой друг, свистишь? Мешает жить Париж?.. — Париж
    У каждого свой Эверест и Монблан…
    У человека есть душа… — Душа
    Устали герои, устали… — Устали герои
    Цветы поставьте в воду! Все за стол!..
    Черт возьми, я ужасно завидую… — Альпинистская песня
    Я — заснувший пассажир… — Миражи
    Я бездомным марктвеновским Геком… — Гек Финн
    Я безнадежно счастлив, как влюбленный евнух… — Восточная композиция
    Я возвратился, сбросил… — Песенка позднего прохожего
    Я губами солнце снял со щеки…
    Я лицо мукою мелкой побелю… — Клоун
    Я не романтик, нет, я не романтик… — Романтика
    Я перепутал звезды… — Поздно
    Я старый сказочник, я знаю много сказок… — Сказочник
    Я уверен, не лгут мне цветы на снегу… — Весенняя песня
    Я умру на бегу, торопясь, опоздав…
    Ящички, мешочки, дальние дороги… — Песенка о ногах


«…Понимаешь это просто, очень просто,
  Для того, кто хоть однажды уходил.
  Ты представь, что это остро, очень остро
  Горы, солнце, пихты, песни и дожди.
  Пусть полным-полно набиты мне в дорогу чемоданы:
  Память, грусть, невозвращенные долги.            
  А я еду, а я еду за туманом,               
  За мечтами и за запахом тайги...»
 
Прощайте, Юрий Алексеевич!
Мы Вас не забудем!

12 июля 2011 года.


Рецензии
Спасибо Вам, Игорь, за память о талантливом человеке!
Хорошо изложена биография и творчество Юрия - я тоже
помню его песни..
Думаю, он благодарен Вам за это..
С уважением

Валдис Хефт   01.09.2023 02:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Валдис!
Да...хороший был человек, пел хорошие, добрые песни!..
Вечная память!..

Игорь Лебедевъ   01.09.2023 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.