Аполлинарий Лаодикийский

 Аполлинарий родился ок. 305 г. в семье ритора-александрийца, переселившегося в Сирию. В молодости он получил хорошее образование под руководством языческих учителей. Между 346 и 356 гг. сделался епископом Лаодикии приморской в Сирии.
Борьба с арианами повлекла за собой его изгнание, во время которого Аполлинарий побывал в Италии и Егпите. В 362 г. по императорскому указу он вернулся на свою кафедру в Лаодикию. В эту эпоху Аполлинарий деятельно защищал никейское учение о Троице. Но с 70-х гг. его положение в церкви становится шатким, поскольку вызывают резкие возражения его христологические взгляды. Старые друзья отворачиваются от Аполлинария. Тем не менее он имел огромное число последователей. Его учение было осуждено на Римском соборе, а потом осуждения были повторены в Александрии и Антиохии. Окончательно он был осужден на Втором Вселенском соборе в 381 г. Вскоре после этого (где-то в 385 г.) Аполлинарий скончался.

     Аполлинарий старался выяснить условия, при которых Воплощение Слова будет действительным соединением Божества  и человечества в совершенном единстве личности Христа. Он не различал при этом «природу» и «ипостась», и потому находил в Христе не только единое лицо и ипостась, но и единую природу. «Бог и плоть, - писал он, - составили единую природу, - сложную и составную»… Ибо единство лица возможно, по Аполлинарию, только при единстве природы. «Из двух совершенных» не могло образоваться «совершенного единства». Если Бог соединялся с совершенным человеком, состоящим из духа (ума), души и тела, то осталось бы неразрешенное двойство. Если бы Слово восприняло ум человеческий - начало свободы и самоопределения, - то действительного соединения не получилось бы: оказалось бы два сосредоточия и два начала. И не была бы достигнута искупительная цель воплощения: умер бы не Бог, как человек, но некий человек. Кроме того, ум человеческий при сохранении его свободы и «самодвижности», не мог бы победить в душе закваски греха. Это возможно только для божественного ума. В виду этого Аполлинарий отрицал полноту или трехчастность человеческого существа в Воплотившемся Слове и утверждал, что «ум» не был воспринят в соединении и его место заняло Само Слово, соединившееся с одушевленным телом. Совершилось воплощение, но не вочеловечение. Аполлинарий полагал, что одушевленное тело Христа неразрывно «сосуществилось» и «срослось» со Словом, которое стало в нем началом действия.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239


Рецензии