Письмо в редакцию телепередачи -Песня года-
Уважаемые её организаторы и воплотители в жизнь!
Идя навстречу Вашему предложению, прозвучавшему в очередных выпусках любимой широкими кругами населения неординаторной музыкальной телепередачи, рискнул и я высылать своё письмо с фактами моей автобиографии, связанных с влиянием песенного творчества.
Сколько я себя помню (а помню я себя с тех пор, когда в том изначально золотом возрасте стал осознанно понимать смысл колыбельных, исполняемых моей мамой), песни окружали меня постоянно. Поэтому значительно позже, услышав знаменитый девиз, прозвучавший из уст Леонида Утёсова: "Нам песня строить и жить помогает", а потому "тот, кто с песней по жизни шагает, - тот никогда и нигде не пропадёт", я сразу же с ним согласился полностью и безоговорочно.
А иначе и быть не могло. Песня всегда рядом. Застолья наших отцов и дедов никогда не обходились без Ермака, который сидел на утёсе объятый думой, без Стеньки Разина, бросившего за борт княжну в набежавшую волну, без хлопцев, распрягавших коней, и многих других песенных персонажей. Да и сегодня народные песни – постоянный атрибут подобных торжеств.
В пятилетнем возрасте, познав нотный стан и сначала аккордеон, а затем баян, который стал моим основным инструментом в детской музыкальной школе, я постепенно и настойчиво (идя навстречу пожеланиям родителей) освоил марш "Прощание славянки", ставший своеобразной ступенью в мир песен военных лет: "Синий платочек", "Землянка", "Тёмная ночь", "В лесу прифронтовом", "Жди меня", "Ехал я из Берлина", "Песня военных корреспондентов" и т.д., и т.п. Это были не "Песни года", а поистине "Песни веков" – Песни Мужества, Песни Героизма, Песни Настоящих Людей. С трепетом и большим уважением к их исполнителям я аккомпанировал на любимом всеми баяне. Часть из этих фолиантов уже тогда входили в нашу учебную программу музыкальной школы.
Шестидесятые годы ворвались в души нашего поколения с именами Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Городницкого, Александра Галича, Владимира Высоцкого и многих других – целой плеяды бардов, а также с магическим звучанием струнных аккордов гитары. Освоение (а может быть, в какой-то степени возрождение) этого инструмента моими ровесниками уподоблю лавине – в самые наикратчайшие сроки. Во дворах под "восьмёрочку" зазвучали "Песни года", "Песни десятилетий", а вернее сказать – "Песни шестидесятников". Позволю себя уточнить: "Песни шестидесятников XX века".
(Интересно – а какие песни будут звучать в 60-е годы XXI века?)
Для меня элементарное (трёхаккордовое) освоение гитары произошло без особых трудов. Кроме того, в стране появилась естественная потребность создания своих "гитарных" песен.. Я не остался в стороне от этого творческого движения. Постепенно множащееся число песен собственного сочинения сначала включало в себя лирику, а со временем и героическую тематику военных лет, о которых охотно повествовали нам отцы и деды – непосредственные участники тех судьбоносных событий Великой Отечественной войны. Именно эти рассказы с эмоциональными подробностями стали своеобразной почвой для написания песен. Позволю процитировать самого себя: "Я на войне по молодости не был, но снятся часто те, кто воевал".
Сразу полюбившиеся всему миру "Beatles" окунули нас в новую песенную эпоху – Эпоху Вокально-Инструментальных Ансамблей, приемлема аббревиатура "ВИА". "Песняры", "Орэра", "Самоцветы", "Добры молодцы", "Цветы", "Машина времени", "Ариэль", "Пламя", "Аракс"… Да всех возникавших на время и навсегда ансамблей всё равно никогда не перечислишь! Их виниловые диски после длительных и настойчивых поисков и "доставаний" слушались и многократно переслушивались, а затем аккуратно выстраивались на полках.
А мы – уже студенты, создав в Alma Mater на медицинском факультете свой ВИА, пели песни из их репертуаров и пытались сочинять свои. Наш ансамбль действительно доминировал в долгие годы, занимая постоянно первое место на Смотрах художественной самодеятельности студентов - предтечи нынешних "Студенческих вёсен". И здесь "моя хата не стояла с краю", тем более, что до самого выпуска из ВУЗа я в ансамбле был постоянным художественным руководителем, сценаристом, исполнителем песен (особенно новых, появляющихся) изо дня в день, а иногда даже и танцором.
Мало того, под влиянием творчества Онегина Гаджикасимова, который один из первых, в том числе был и, конечно же, неиссякаемый и вечный (так казалось нам) песнописец Леонид Дербенёв, "русифицировал" битловские тексты, я стал писать свои русские тексты к наиболее понравившимся иностранным песням. Так появились: "перевод" с турецкого "Я пьян от любви" (будучи участником "Орэра" эту песню спел Буба – наш обожаемый и любимейший Буба [Вахтанг Константинович Кикабидзе], а я всю жизнь мечтал о том, что придёт время и он, то есть наш кумир - Буба, ещё раз споёт эту песню, но уже с моим русским текстом); песня "Поёт артист" из репертуара молдавского ВИА "Норок" под руководством Михая Долгана – автора музыки; песня "Ты идёшь" на музыку испанского композитора М.Алехандро из фильма с участием певца Рафаэля; песня "Сезон любви" на музыку Таку Идзуми для одноименного японского фильма и другие.
А в это время набирала свои обороты телевизионная передача "Песня года", заключительные концерты которой мы полностью записывали (и часть из них храним до сих пор) на магнитофонные ленты, а потом на аудиокассеты. Эта передача сразу же стала любимицей всех слоев разновозрастных телезрителей. (Правда, случалось и такое – малообъяснимое или совсем необъяснимое: в ней звучали как полюбившиеся, так и совсем неизвестные, ранее не звучавшие с экрана телевизора песни. Но любовь к действительно популярным песням года подавляла это загадочное удивление).
"Песня года" дарила нам творческие успехи не только вокально-инструментальных ансамблей, но и перлы наших любимых композиторов – Александра Зацепина, Матвея Блантера, Юрия Саульского, Раймонда Паулса, Никиты Богословского, Давида Тухманова, Яна Френкеля, Микаэла Таривердиева, Юрия Антонова, Владимира Ивасюка, Евгения Мартынова, Владимира Мигули, Эдуарда Ханка, Игоря Крутого и многих-многих других - список их бесконечен.
А сколько мы узнали и – главное – увидели исполнителей: Софию Ротару, Валерия Леонтьева, Ирину Понаровскую, Александра Серова, Ирину Отиеву, Альберта Асадулина, Аллу Пугачёву, Игоря Талькова, Валентину Толкунову, Льва Лещенко, Марию Пархоменко, Иосифа Кобзона, Людмилу Сенчину, Филиппа Киркорова и других нынешних "Звёзд эстрады". Передача была и остаётся своего рода трамплином для начинающих певцов или, выражаясь современным языком, "презентацией талантов". Мы всегда ждём её с нетерпением!
Справедливости ради, хочется узнать, глядя на нынешние передачи, - как сейчас происходит отбор песен года. Разговор не о пресловутой цензуре, которая существовала, как утверждают в некоторых телепередачах. Неужели, как доносятся слухи, в этом деле принимают участие только москвичи? В таком случае (если это правда) следует название передачи изменить на "Московская песня года".
Хорошо, что появилось несколько номинаций – таких, как: "Дебют года", "Композитор года" и прочие, не говоря о более глобальных премиях. Может быть, стоит подумать о номинации "Лучшая бардовская песня года", "Лучшая песня, написанная в содружестве профессионалов и непрофессионалов".
В связи с последним скромно делаю предложение:
посылаю текст новой моей песни, авось кто-то из наших композиторов напишет свою музыку, если слова заинтересуют. (А мне-то как будет радостно!)
Конец ХХ века
Свидетельство о публикации №211071200221