Огни... Обитатели Московского форштадта1. 2

1.2. Обитатели Московского форштадта

Первая половина ХХ века.
Истоки
Так, кто - же он, наш герой Миша Строков,  парень с   Московского форштадта Риги, или попросту с  Москачки.  Так сложилось, что почти вся его  жизнь проходила в Риге, в одном из ее предместий, под названием  Московский форштадт. Возможно, это имя закрепилось за ним как нарицательное. Возможно,  что-то  нарицательное  закрепилось и за обитателями этой территории, растянутой вдоль Даугавы от Городского рынка до  выступа в берегу, Напоминающий чем-то  коровий рог, и  словно дугой охваченной железнодорожной веткой, уходящей на Москву.
Если углубиться в историю Риги, то Московский форштадт, можно считать старейшим предместьем Риги:  1240 годом отмечено поселение на Рижском острове, образованном Даугавой, Ридзене и её притоком Спекюпе.  В то далёкое время, с XIII по XVI век, на полях, за пределами городской стены к востоку,  росли овощи и фрукты для духовенства Домского капитула. В той -же стороне, в 1208 году Ливонский орден поставил свою укреплённую мельницу, названную именем Бертольда.
В 1348 году появилась предшественница форштадта Ластадия, своим именем обязанная немецкому слову "Last" — груз.  Разгрузкой грузов и их хранением занимались там поначалу, в 1377 году открылась канатная мастерская, а в 1422 ом — судоверфь, позже появился и городской известковый завод, действовавший в XVI-XVII веках. Находилось всё это на месте нынешнего Центрального рынка, где в XIX веке многие амбары возродили «складские традиции» местности.

А вскоре район стали заполнять  русские, приплывшие с верховьев Западной Двины -Даугавы на стругах, гонимые из-за реформ старообрядцы, и другие, кого судьба разными дорогами занесла в Ригу  и оставила в бесчисленных поколениях.  Известно,  что одна из первых деревянных православных церквей в Риге, Николаевская в Московском форштадте, приплыла в Ригу по Даугаве вместе с русскими плотогонами. После опустошительного пожара 1812 года в рижских предместьях началось небывалое строительство. Строили жилые и общественные дома, склады и церкви. Так на старом православном кладбище на Католической улице появилась скромная деревянная Всехсвятская церковь. Кладбище здесь существовало ещё с XVII века, и церковь была крайне необходима. Но к веку XIX церковка уже порядком обветшала, и община решила строить себе новый храм. К тому же Рига росла, а вместе с ним и Московское предместье. Всехсвятское кладбище стало уже слишком маленьким, и неподалёку открыли новое, известное теперь как Иоанновское (Ивановское). Там тоже нужна была церковь, вот община и решила перенести туда старое здание Всехсвятской церкви.

Трудно определить, когда  предки Миши перебрались из России в Латвию,  но определенно, более столетия назад.  Тогда очередной значительный подъем промышленного производства,  ремесла и торговли, привлекло в Ригу значительную людскую волну из центральной России.  Кроме того, в Латвию уже несколько столетий прибывали гонимые по религиозному разногласию старообрядцы.  Вероятно так, попали в Латвию предки  Миши по материнской линии и поселились неподалеку от Гребенщиковой общины на Витебской улице. По рассказам, это были люди строгих правил, достойного поведения, крепкого характера и большого трудолюбия.  Такими Миша запомнил свою бабушку с ее тремя сестрами и братом,  провожая в своем раннем возрасте в последний путь от Старообрядческого храма до старообрядческого Ивановского кладбища.
В другом месте  поселилась семья по отцовской линии на Славянской улице, неподалеку от  фабрики Кузнецова, где работала художницей  бабушка Миши.  Но ее жизнь оборвалась рано.
 В суровом и голодном 1919 году в Риге началась страшная эпидемия, и когда в округе почти все слегли, она оказалась единственной, кто мог помочь соседям.  Но сама поплатилась,  своей жизнью, оставив троих детей. Так, в одиннадцать лет,   будущий отец Миши, Николай, остался без матери.  Учебу в школе пришлось прервать и искать работу. Одно время семья открыла свою малую хлебопекарню и с трудом выжила.  Подрастая,  отец продвигался по коммерческой линии и в том - же направлении открыли свое предприятие ,  будущие бабушка и мама Миши и на совместном  интересе и симпатии, образовалась  будущая семья Миши. Венчание в православной церкви и свадьба его  родителей состоялись 16 июля 1939 года.  В  том - же году они совместно покупают домик с садом на  улице Чайной, одной из самых коротких улиц Московского форштадта, и поселяются в нем. Так заканчивалось время, которое  впоследствии старожилы будут называть короткой ностальгической фразой - "до войны". И это ностальгическое настроение он  не раз ощущал,  обращаясь к истокам...
Затем, последовало время потерь и испытаний, к которому он  обратиться впоследствии, через призму собственного понимания.
На рисунке одна из первых гравюр восточных окрестностей Риги,  впоследствии Московского Форштадта.


Рецензии