Рассказы бабушки Любы

Наши старики поумирали, так и не поговорив с нами по-взрослому. Единственное исключение - бабушка моей жены, Белашова Любовь Гордеевна, 1924 года рождения.


1. Безрукие.
После финской войны пришли к нам в деревню Лиски Воронежской области двое парней. Молодые, красивые, в военной форме. У обоих не было рук. Калек жалели, они только посмеивались:
- Вспомним, ребята, озеро Хасан!
И вот что они придумали:
Был цементный завод, шли вагонетки под загрузку цемента. В них они и легли. Несколько тонн цемента на каждого.

Мои замечания: Калеки даже убить себя не могли, пока не нашли такой способ, чтобы сразу, и не создавать другим проблем своей смертью. Они вообще не хотели другим собой проблем создавать. Так себя держали. И никому они нужны не были, коли ходили по миру.

2. Активист
Был в деревне Лиски активист. Каждый вечер ходил по избам, в окна заглядывал - не зажгет ли кто лампадку перед иконами. И на них доносы писал. Но его господь жестоко наказал. Как-то зимой морозы стояли. А у активиста в семье одеяла не было. И они печь протопят, угли сгребут в сторону, и туда ребятишек своих кладут, крышкой закрывают. А однажды угли не прогорели как следуют, и оба мальчика к утру уже были мертвые от угарного газа. Открыл активист крышку - а они уж синие лежат.

Мои замечания: Бога баушка Люба не любила, знала, что жесток он без жалости.


3. Керосин
Был один человек, воровал на аэродроме авиационный керосин, и в погребе держал. И в том погребе лежали также и яблоки. Дети его голодные как-то захотели яблок поесть, полезли в погреб со свечкою. Заживо сгорели.

Мои замечания: Мы сейчас не поймем, но тогда яблоки ели не как фрукты, а как еду, это голод был реальный и страшный.


4. Картошка
Когда был голод, мама уходила на работу, а меня оставляла картошку чистить. И говорила:
- Люба, картошку чисть тонко, сильно не срезай.

Мои замечания: В то время бабушке Любе было пять лет. Бабушка Люба всю жизнь до последних лет, когда могла еще ходить, чистила картошку так, что через шкурку можно было читать.


5. Мадьяры
После войны я работала в Севастополе на железной дороге. Под моим начальством были пленные мадьяры. Я их язык выучила. Я их жалела, приносила им поесть жмыхов. Принесу, дам самому молому парню, и говорю ему:
- На, Янош, да один не ешь, со всеми поделись.
А после войны работала я уборщицей в санатории, к нам венгры приезжали, услышала я их речь, и разговорилась.

Мои замечания: Что такое жмыхи бабушка пыталась мне объяснить, но я так и не понял. Толи это из кукурузы, толи из подсолнечника, но после отжимки масла, одним словом. За год до смерти бабушка о чем-то долго думала, а потом и спрашивает меня:
- Балатон - это в Венгрии, или в Китае?
Я говорю:
- В Венгрии.
Она подумала, говорит:
- Они очень Балатон любили. Говорили, красивый.

6. Уголь
До войны трудно жилось. Мы выжили, потому что уголь с поездов воровали. Мальчишки заскакивали на платформы, и сбрасывали уголь с поезда. А мы, девочки, с ведрами собирали. Иначе зиму не пережить.
На окраине села у нас в заброшенных домах сироты жили. Не все, конечно, умерли. Они то соберут летом уголь, а то и забудут...

Мои замечания: Бабушка сама рано сталась сиротой. Когда мама умерла, ей досталась корова. Брат с женой взяли ее к себе, пообещали, что будут кормить за корову. А потом обманули, корову сдали государству в счет мясного налога, а ее не шибко кормили. Она ушла скитаться, работала всю жизнь, окончив всего два класса школы.

7. Казаки
После того, как немцев прогнали с Кубани, попали мы на Кубань. Ходили по домам, там люди злые, попить не давали, обещали собак спустить.

Мои замечания: После войны бабушка Люба вышла замуж за Белашова Зосима Николаевича, прошедшего всю войну, бравшего Берлин и Порт-Артур. Он был из кубанских казаков. Она к его родственникам так и ни разу не поехала, хоть и просили. Запомнилось на всю жизнь гостеприимство.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.