Один из номеров стенгазеты Геолог

В традиции русского офицерства смотреть на студентов как бы свысока – хилое, очкастое, полуголодное существо, из которого только армия и может сделать человека. Армия охотно за это бралась. Студенты офицеров тоже не жаловали, и в армию идти не хотели, «как надену портупею, так тупею и тупею». Ну, какой из студента офицер – двухгодичник, в армии именуемый «двухгадюшником».
Традиция древняя, все, примерно, так же как и в одном из сюжетов, описанном кем-то еще из классиков русской литературы:
Офицер прогуливается по Летнему саду, и видит студента, который дрессирует свою собачку:
Офицер:  Учись хорошо, бобик, студентом станешь.
Студент: А не будешь, бобик, хорошо учится, станешь офицером.
В новое время, похоже, армия теряет интерес к перевоспитанию студенчества в духе истинного патриотизма, решено обходиться своими силами, даже военные училища переименовали в военные институты, да и нынешнее положение офицера пока не вызывает желания шутить над ним, еще неизвестно кто из них более полуголодный – студент или офицер. 
Но времена меняются, и, думаю, добрая старая традиция подшучивать офицерам над штатскими, а штатским над офицерами никогда не умрет.
В нашем Горном, где при входе написано «Сие училище, …где юношество единственно к службе горной готовиться будет», шутки по поводу армии вообще и военной кафедры, в частности, были весьма популярны. Как-то перед очередным празднованием Дня советской армии стенная газета «Геолог» поместила серию карикатур на эту тему.
Автором карикатур был Володя Кликушин. Он рисовал очень хорошие карикатуры, сюжеты некоторых из них я помню до сих пор. Вот их мое безыскусное словесное описание:
Железнодорожная колея в пустыне. В позе роденовского мыслителя сидит у дороги студент. Свой огромный крокодилий хвост он положил на рельсы и с надеждой ждет, не покажется ли дымок паровоза, который отрежет ему этот проклятый хвост. Дымка на горизонте не видно. Называлась карикатура «Сессия».
Второй сюжет:
На столе стоит нечто невообразимой формы, раскрашенное во все цвета радуги. Профессор, с довольным видом,  показывает указкой на это «нечто» и произносит: «Наконец-то, студентам станет понятно, что такое энтропия»
Карикатуры в той злополучной стенгазете тоже были отменные, и всем кто их видел, очень понравились, но газета не провисела и одного дня. Пришли с военной кафедры, сняли газету и отнесли ее в партком. Туда же вызвали и всю редколлегию. Рассказывали, что обсуждение было весьма бурным. Шили «подрыв обороноспособности страны». Особенно возмутила военных карикатура, на которой был изображен могучий затылок то ли полковника, толи прапорщика (погон не разобрать) в каске, а надпись гласила: «Железная шляпа на сульфидном месторождении».

Для справки:
«Железная шляпа – верхняя окисленная часть сульфидных месторождений, в изобилии содержит пирит. Состоит преимущественно из различных водных окислов железа (гётит, гидрогётит и др.), иногда безводных (гематит), минералов кремнезема (кварц, халцедон, опал) с участием вторичных карбонатов меди (малахит), свинца (церуссит) и др.» (Геологический словарь. М. 1978 г.)

Поначалу, требовали исключить всех из института, потом только Кликушина, но прибежали с кафедры палеонтологии и Кликушина тоже отстояли. Ему, как и всем другим членам редколлегии, влепили только выговор по комсомольской линии и взяли обязательство собственноручно порвать газету. Изображать из себя Джордано Бруно ребята не стали, и разорвали свой шедевр на мелкие кусочки. Рвали долго, газета состояла из стандартных листов ватмана, и имела по длине около трех метров. Потом обрывки бумаги трамбовали в мешок и выносили в мусорный бак на улицу, урна в парткоме оказалось маловата для такого количества мусора.   Жаль - не сохранилась газетка.


Рецензии