Эх не дороги, а реки какие то!

                Украинский потоп...
    
     Сильные ливни стали причиной огромных проблем у Киевских дорожных служб в середине июля этого года. В среду, 6 июля, на Киев обрушился ливень, всего за 20 минут затопивший полгорода. Вследствие стихии сразу в нескольких районах столицы было парализовано движение транспорта. Глубина образовавшихся на дороге луж достигала 1 метра, машины плавали по окна в воде.
     Огромные массы воды после ну просто тропических ливней, ринувшиеся в городской сточный коллектор и подземные реки, коих как оказалось в Киеве достаточно зарыто под проезжей частью не найдя другого выхода, сорвала крышки люков и хлынула на проезжую часть столицы. Улицы на время превратились  в настоящие реки с бродами вместо переходов и машинами вместо пароходов.  В низинах, куда стекал водный поток, затопило автостоянки и припаркованный автотранспорт, судя по всему в столичных автомастерских аншлаг по «утопленным» автомобилям. В некоторых местах автомобили нырнули по самую крышу, ну а про подземные переходы я вообще молчу – там без акваланга пройти пешеходам было просто невозможно.
     Во время ливня на Артема, в районе станции метро «Лукьяновская», гуляли огромные волны. Уехать от метро было невозможно, так как общественный транспорт встал, а таксисты отказывались ехать. Вода неслась с такой скоростью, что сносила с ног пешеходов, по волнам плыли обломки торговых лотков с нехитрым скарбом и различный мусор. На проспекте Комарова и Борщаговской во время ливня образовалось озеро глубиной больше метра, из-за чего все прилегающие улицы встали. Прекратил движение скоростной трамвай и трамвай, который ходит в Пущу, поскольку затопило и Автозаводскую. На перекрестке улиц Вышгородская и проспекта Правды, на мостовую вырвался подземный ручей «Куреневский» когда-то заключенный в трубу под проспектом Правды. Огромные фонтаны воды подняли крышки люков и столбом встали по среди проезжей части, превратив ул. Вышгородскую в быструю горную реку через которую можно было пройти лишь в брод, закатав штаны по колено. В районе ул. Шутова два автолюбителя пытались проникнуть в салон своего автомобиля с лодки  - очевидцы утверждают, что зрелище было впечатляющее.
     Традиционно под водой оказался район Шулявки. В подземном переходе возле станции метро «Шулявская» потоки грязи за считанные минуты  затопили торговые ряды. Предприниматели, находясь по пояс в воде, безуспешно пытались спасти свой товар.
     Некоторые лужи, раскинувшиеся на проезжей части в полном смысле слова не имели дна, поэтому поездка по киевским улицам превращалась в езду по «минному полю» - утонет, не утонет. Так на улице Телиги, напротив Кирилловской церкви в Шевченковском районе Киева огромная лужа на проезжей части неожиданно превратилась в огромную дыру прямо под проезжающей над ней фурой. По счастливой случайности мгновенно выросший провал не поглотил машину целиком оставив многотонный грузовик висеть над многометровым провалом.
     «Тут проехал «КамАЗ» с песком, а я за ним ехал. Вижу, покрытие начало валиться, как в фильме! Я хотел объехать его, но справа ехали легковушки, я бы их просто задавил», — рассказал водитель фуры Сергей. К счастью, он не пострадал, ведь водительская кабина успела проскочить обвал, полуприцеп же повис над пропастью. Диаметр ямы, в капкане которой оказался грузовик был целых 8 метров! Теперь одна из самых крупных магистралей города будет закрыта на 10 дней, пока не будет восстановлен провалившийся коллектор под проезжей частью, а так же не уложено новое дорожное покрытие.
    В мэрии считают, что ничего экстраординаторного не произошло. «Это ливень и нормальная ситуация». Вода, дескать сразу сошла – чего мол панику разводить. А кто оплатит ущерб владельцам потопленных автомобилей? «Небесная канцелярия»? Чиновники уверенны что «мусор засорил стоки» и из-за этого образовались такие огромные лужи… только непонятно почему тогда рухнул от напора воды ливневый коллектор на Телиги, если туда вода «не могла попасть»?
     Казалось бы – уже не первый год в Киеве идут серьезные дожди. В прошлом году столица «плавала» не меньше, однако выводов коммунальные службы не сделали. Поговаривают, что буквально накануне лета, весь состав столичного «Киевпидземшляхбуда» отправили в неоплачиваемый отпуск на два месяца по причине хронического недофинансирования столичными властями. Ситуация напоминает самоуспокоенность прошлого, почти бывшего Мэра столицы, Черновецкого, которого «не предупредили» в позапрошлом году о надвигающихся морозах и снегопадах, после чего город завалило снегом, а по тротуарам без снегоступов продвигается было просто невозможно. Сегодня же ситуация напоминает фильм-апокалипсис. Город тонет, власти молчат и все гребут веслами по рекам с названиями улиц.
     Всего, по данным «Киевавтодора», в Киеве 208 самых «потопляемых мест». Среди них — улицы 40-летия Октября, Изюмская, Артема, Борщаговская, Гетьмана (возле Индустриального моста), Богатырская, Ереванская, Луговая, Жолудева, Полупанова, Пестеля, Старовокзальная, Шутова, пересечение Фрунзе и Сырецкой, перекресток Серафимовича и Бучмы, пр-т Науки у ж/д переезда, переходы рядом с Севастопольской площадью, возле станции метро «Шулявская».
     В любой другой стране мира после первого же потопа решили бы вопрос об чистке и расширении ливневых стоков, но у нас как водится, решили что событий 2010 года в Киеве не повторится. А зря. В Мэрии и сейчас питают надежды на будущую августовскую жару,  мол, дожди закончатся и проблем не будет – и что, киевлянам ждать на Евро 2012 опять венецианские пейзажи? И не только киевлянам. После последних июльских ливней под воду ушли Черкассы и Харьков, где залило даже метро. Там те же проблемы – дороги и чиновники, оказавшиеся как всегда «не готовы» перед стихией и опять «утопленники», слава Богу, что только среди автомобилей.

                Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
    

     Если сильный ливень застал вас в дороге на городских улицах, вам нужно знать несколько простых правил, которые смогут исключить ваш заплыв на перископной глубине вместе с автомобилем.
     Каждая крупная лужа может таить в себе несколько опасностей. Во-первых, вода нередко скрывает изъяны проезжей части. То, что участок дороги знакомый, еще ничего не значит. Под водой могут быть камни, кирпичи и другие предметы, а колодезные люки иногда снимают и сами коммунальщики, чтобы ускорить отток воды через систему канализации, иногда их срывает потоком воды. А иногда под лужей в дорожном покрытии образуются пустоты и тогда реально у вашей машины есть все шансы, превратится в подводную лодку, случаи были, и осторожность не помешает.

     Кроме того, слой воды на дороге сам по себе представляет серьезное препятствие для машины. Особенно опасно, когда автомобиль въезжает в воду колесами одного борта – на высокой скорости его может сбить с курса и вынести на встречную полосу.  Разок даже я лично наблюдал как «мерседес» на высокой скорости пытался преодолеть большую лужу на ул. Луговой в г. Киеве, после чего «блинчиком» вошел в отбойник как катер без киля.
       Этот эффект называется «водным скольжением» или «Аква-планированием». При движении через лужу на скорости каждая шина постоянно выдавливает жидкую субстанцию из пятна контакта, гонит перед собой водяной вал. Испытания показали, что давление в этом вале доходит до 2 bar. Высота его может быть от 1 до 3 см. Приняв среднюю ширину протектора легковой шины равной примерно 15 см, можно утверждать, что усилие, с которым водяной клин вдавливается между шиной и дорогой, может достичь 30-40 кг. До какого-то момента шина успешно выдавливает клин воды и создает пятно контакта с дорожным полотном. Эффективность этого процесса зависит от трех факторов: рельефа протектора, толщины водяной пленки на дороге и скорости движения автомобиля. Аквапланирование начинается по-разному на машинах с разными типами привода. У заднеприводного автомобиля этот эффект наблюдается вначале на передней оси. Опытный водитель может почувствовать момент начала аквапланирования. Руль становится «мягким», реакции дороги более не ощущается. В этом случае, даже не увеличивая скорость, можно поплатиться: достаточно встретить лужу поглубже - и... Аквапланирование переднеприводного автомобиля, как правило, начинается с задних колес. Поскольку передние являются ведущими и "вытягивают" автомобиль, водитель может ничего подозрительного и не заметить, даже увеличив скорость. Однако самое незначительное притормаживание, даже сброс газа способны развернуть машину!
       Но даже если вы пытаетесь преодолеть «водную преграду» на небольшой скорости, вы должны помнить, что вода может на время вывести из строя узлы или повредить агрегаты машины. Больше, чем другие узлы, страдают от влаги электронные блоки и приборы электрооборудования. Обычно их располагают вверху, однако зачастую «орошению» подкапотного пространства помогает вентилятор системы охлаждения, лопасти которого достают до поверхности преодолеваемого «водоема». Малополезны холодные ванны для агрегатов трансмиссии – коробок передач, ведущих мостов: при резком охлаждении вода может засасываться в них через сапуны. Если жидкость попадет в выхлопную систему, может заглохнуть двигатель. Если авто затонуло с работающим двигателем, он получает гидроудар и превращается в груду железа.
     В любом случае решив преодолевать водную преграду на дороге, соизмеряйте глубину лужи ориентируясь по бровке. Лужа вровень с бортиком дороги, будьте осторожны, пересекайте лужу на малой скорости, не поднимая волну или брызг. «Озеро» поглубже - поверх тротуаров? Тут шансов пройти, не заглохнув, если вы не на «внедорожнике» меньше. И рисковать не стоит – проще объехать по другой улице, ваша машина ведь не катер и не лодка, так что пусть остается машиной и не тонет.


Рецензии