Уплата дани колено иссахара

               
                "ОСЕЛ КРЕПКИЙ..."

   В одной древней были молодой Иссахар жалуется на свою горькую судьбу. Он работает с утра до вечера, трудится в поте лица, а остается нищим и полуголодным.
  Ему давно пора жениться, но он не может даже мечтать об этом, поскольку себя с трудом обеспечивает. А о том, чтобы обеспечить еще и жену, и говорить не приходится.
  Где и в какое время жил герой этой были, не указывается. Но, скорее всего, оскудение колена Иссахара произошло после того, как очередной Ассирийский царь прошелся по землям Израильского царства (историки называют 732 год до новой эры), опустошив их и уведя в плен жителей многих городов и сел, а удел Иссахара присоединил к Мегиддо, сделав ее провинциальной областью Ассирийской империи.
  Работать на себя было в радость и прибыльно, а на завоевателя - горестно и убыточно.
  И как-то по - новому воспринимаются слова Иакова о Иссахаре:"Иссахар - осел крепкий, лежащий между протоками вод.
  И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна:и преклонил плеча свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани".
  Вот это - в уплату дани - невольно обращает на себя внимание. Уж не предвидел ли Иаков дальнейшую судьбу своего сына? Вероятно, у него был пророческий дар, если он общался с Ангелами, а однажды даже с Богом? Не станут же они тратить свое время и силы на нестоящего человека. А если в человеке что-то стоящее все-таки есть, то почему бы не приоткрыть для него завесы( хотя бы частично), каким будет будущая судьба его сыновей?
  Правда, не всегда Иаков смог верно рассмотреть, что там в нем, для каждого из сыновей, не все его пророчества сбылись. Но насчет Иссахара, пожалуй, он угадал:пришлось его колену работать в уплату дани.
  Правда, русскоязычный перевод Торы (редактор перевода П.Гиль) несколько по-иному интерпретирует слова Иакова:"Иссахар, осел костистый, лежит среди заград. Увидев, что покой хорош и что страна приятна, он преклонил спину свою для ноши и стал преданнейшим тружеником". Но в сущности, в обоих переводах есть и нечто общее:Иссахар уподобляется ослу, на которого можно взвалить труднейшую ношу, и он повезет ее, как бы трудно не приходилось.
  Разумеется, когда колено трудилось в своем уделе, даже самая неподъемная ноша была под силу. Тем более, что удел, доставшийся ему, был исключительно хорош, мечта многих - и израильтян, и окружающих народов. Большую часть его занимала Изреельская долина, плодороднейшая и красивейшая земля, да еще в окружении гор - Гелвуйских, Кармила, Фавора.
  В долине росли прекрасные сады и виноградники, водилось много дичи и ... диких собак, которые, как предполагают, были, вероятно, потомками волков.
  Со временем на одном из высоких холмов был построен город Изреель, с которого открывался прекрасный вид на долину и горы.
  Недалеко от него был расположен город Гелвуй (между Изреелем и Бен-Саном), а еще - на пути к Изреелю - Сонем или Сулем, как его еще называли.
  Именно из Сонема пришлют состарившемуся Давиду красавицу Ависагу.
  Девицу для него искали во всех пределах Израильских, а нашли в Сонеме (иногда название города пишется через "а" и "у"). "Девица была очень красива, и ходила она за царем, и прислуживала ему;но царь не познал ее".
  Ависагу хотел взять в жены один из сыновей Давида, Адония, который тоже претендовал на царский престол. И когда царем стал все-таки Соломон, он обратился к матери Соломона Вирсавии, чтобы она попросила у сына разрешения ему - жениться на Ависагии.
  "И отвечал царь Соломон, и сказал матери своей:а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? Проси ему также и царства, ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар, и Иоав, сын Саруи, друг".
  Поскольку Ависага исполняла роль заложницы, отдать ее в жены претенденту на престол - значило еще больше возвысить его. Этого Соломон допустить не мог, и в конечном итоге Адония и Иоав, поддержавший претензии Адонии на трон, были им казнены, а священник отправлен в ссылку в его родной город Анафоф.
  Как сложилась судьба Ависаги, неизвестно. Может быть, тоже отправилась в родные пенаты, а, может, осталась жить в Иерусалиме, в доме наложниц. Похоже, распоряжения на ее счет Давид сделать не успел или не посчитал нужным сделать.
  Во времена разделенного царства Сонам наведывал пророк Елисей. Там его обычно приглашала к себе одна богатая женщина. "И когда он ни приходил, всегда заходил туда есть хлеба".
  Потом она предложила своему мужу сделать для Божьего человека "небольшую горницу над стеною", поставить там стол, "и седалище, и светильник".
  В общем, в следующий раз Елисей отдыхал с комфортом, а потом попросил слугу позвать хозяйку и спросил ее, не нужно ли ему для нее что-либо сделать? Например, поговорить с царем.
  Она ответила, что хотела бы иметь сына, а муж стар.
  Елисей пообещал ей, что через год она родит сына, и хотя она ему не поверила, - действительно родила.
  Ну а дальше идет длинная история о том, как ребенок подрос, а потом вдруг умер, и как Божий человек, за которым на ослице поехала Сонамитянка  на гору Кармел, возвратился с ней в Сонам и оживил его.
  Видимо, женщины и девушки из Изреельской долины обладали какой-то особой привлекательностью, ибо еще Давид взял себе в жены одну из них, Ахииоаму, хотя перед этим только что его женой стала Авигея, до этого жена  богача Навала с горы Кармел, не давшего Давиду и его людям продуктов, и в итоге якобы скончавшегося от перегрузки сердца во время пира в его доме.
  В общем, Иссахаровские девицы и женщины были нарасхват, вполне возможно, что и в период Ассирийского владычества.
  А вот "ослам крепким", похоже, везло меньше. Вероятно, судьба, подобная судьбе героя были, была уже у многих. Иначе вряд ли бы появилась такая история, вызывающая чуть ли не слезы, настолько явственен стон рассказчика, который не видит просвета в своей жизни.
                Продолжение следует   


Рецензии