Броня, Бронька, Бронислава-Глава1-14

                Старые фотографии
                Лена Васюкова

   Передо мной старые фотографии, им не меньше 20 лет. В основном, моментальные снимки, сделанные прямо на работе: здесь и совещания, коих было много в нашей прошлой жизни, и субботники, так нам памятные, и просто рабочие моменты. Но на одной из них – поздравление кого-то из наших сотрудников с юбилеем. На ней  стоит остановиться. Мы с Броней работали в организации, которая имела филиалы почти во всех республиках бывшего СССР. А поскольку мы были – Центр, то наши филиальские коллеги часто приезжали в Москву на семинары и по другим делам, все были хорошо знакомы и прекрасно друг к другу относились. И вот этот юбилей – к сожалению, не помню точно, чей, я в это время болела и праздника не видела – был отмечен очень оригинально. Поздравить юбиляра приехали посланцы из разных республик. Понятно, что собрать всех одновременно было невозможно, так их изобразили сотрудники нашего отдела. Сценарий всего этого действа придумала и руководила им Броня. Хорошо помню, как она мне рассказывала об этом празднике. Да и кто, кроме нее, мог так загораться и, главное, немедленно делать, а не рассуждать. Вот в этом она вся: придумать, подать идею и тут же всех уговорить, зажечь и начать работу. Как много, благодаря ей, удалось сделать полезного в нашем деле!
 
   Очень трудно свыкнуться с мыслью, что уже не услышишь ее звонкий голос, в котором никогда не было ни тени усталости или раздражения. Удивительный для нашего времени человек, никогда не жаловавшийся на жизненные трудности, а их у нее вполне хватало, пожалуй, их было даже больше, чем у большинства из нас. Мне повезло, что мы не только работали вместе полтора десятка лет, но и стали друзьями. Нигде мне не было так тепло и просто, как в ее доме. Невозможно забыть и ее участие, и внимание в трудный период моей жизни. Она вытаскивала меня на концерты, в театры, в общем, на люди, чтобы не давать углубляться в свои проблемы. Я бесконечно ей благодарна за душевное тепло, житейскую мудрость и понимание.

   Не только из суровой прозы и работы, конечно, состоит наша жизнь, и можно припомнить и достаточно забавные ситуации. Например, происхождение ее «представительского» костюма, который ей шел необыкновенно. Все, наверное, помнят долгие годы дефицита всего, от продуктов до зубной пасты, все «доставалось». И вот кто-то где-то «достал» красивый шерстяной костюм редкого розовато-сиреневого цвета. Это цвет специфический, мало кому идет. Принесли этот костюм к нам в отдел, и мы подумали, что именно Броне он должен подойти. Она в это время сидела дома со сломанной рукой, ей позвонили, объяснили. Но его же нужно примерить, прежде чем сказать «да» или «нет», а путь от дома до работы не близкий, и стоит ли ехать? Она попросила меня к телефону и спросила только: «Ты считаешь, ехать стоит?». Я уверенно сказала, что стоит. В общем, в итоге костюм послужил ей сполна.

   Говорят, что все болезни от нервов, и, наверное, так оно и есть. Когда человек все пропускает через себя, старается помочь справиться с бедами и болезнями, и своими, и своих близких, он сам становится очень уязвимым. Бесконечно больно, что так тяжко она уходила, это было настолько не ее, ведь она из тех, кто всегда в действии, в участии, и только на бегу или на лету, в момент мог прерваться этот полет.
Дорогая, милая Броня! Так горько, когда уходят друзья, потеря эта невосполнима.

                Июль 2007 г.


Рецензии