Броня, Бронька, Бронислава-Глава1-18

                Воспоминания без даты
                Флорида Шевелёва

   Не знаю, как написать о том, что я чувствую, как вспоминаю, как я не верю, что Бронечки нет в живых. Я не видела её во время болезни и не хоронила её, для меня она жива. Нет дня, когда бы я ни вспоминала её в связи с происходящим у меня в жизни.

   Она на собственном примере учила меня не жаловаться, не прислушиваться к своим болячкам и неприятностям, жить так, чтобы всем вокруг было тепло от твоего присутствия.
Телефонный звонок обжёг – сегодня утром умерла, нет – ушла от нас на некоторое время моя дорогая, моя любимая подруга, человек, от кото-рого всем, кто её знал, было светло – Моя Брончик.

   Восемь лет жизни рядом с ней перевернули моё представление о спо-собностях человека жить «тепло» и «вкусно». Писать трудно, в ушах звучит «Флоридик, что у тебя? Как ты?», и очень редко о себе.

   Сердце болит так, что трудно дышать. Умом понимаю, что произош-ло, но душа не принимает. Её нет среди нас, но она осталась навсегда в душе каждого, кто хоть раз с ней встречался. Говорят, что человек живёт, пока его помнят. Бронечка будет жить долго, а со мной всю мою оставшуюся жизнь.

   Я в семье была одним ребёнком, и только в Израиле у меня появилась сестра Брончик – любимая, уважаемая, надёжная, которая всегда была рядом и помогала в любой беде.
Помню утро в день моего рождения. Вечером будут гости, но сейчас грустно. Грустно от воспоминаний, от осознания прожитых лет, от ощущения возраста, от отсутствия рядом дорогих близких, оттого, что хо-чется обратно в молодость. Но вдруг звонок в дверь – с огромным букетом входит Бронечка, весело поздравляет, и жизнь сразу меняет свои краски. Становится тепло, спокойно, радостно. «Я на минутку», – говорит эта добрая волшебница, которая без слов понимала твоё настроение. Несколько минут на кухне с разговором и чаем, и на целый день празд-ничное чувство не покидает тебя, а она ушла, побежала по делам, не осознавая, какое ощущение счастья она оставила в моём доме. Не осознавая, потому что это для неё норма отношений.

   Возможно ли забыть… Ночью у меня был сердечный приступ, лежу в госпитале, в 7 часов утра с трудом открываю глаза и не верю – надо мной склонилась Брончик. В одной руке апельсин, в другой приспособление для выжимания сока. Когда успела эта неугомонная женщина узнать о моей беде? Она бросила все свои дела и примчалась ко мне в палату.
Сколько любви, тепла, внимания и чуткости в этом человеке! Сколько необходимости помочь тому, кому плохо, и сколько умения эту помощь оказать! Боже, где берутся такие люди?

   С ней всегда было интересно: «Что-то мы давно не собирались, а ведь скоро день рождения Пушкина», – это опять она, неугомонная, жадная к жизни, к эмоциям, к общению. И мы уже в павильоне на берегу Средиземного моря рассказываем каждый о своём Пушкине.

   Отъезд в Австралию лёгким не был. Несмотря на то, что все мои дети оказались, наконец, рядом, чувство одиночества не покидало. Нет языка, нет друзей, всё чужое. И вдруг по Интернету послание. Детская, весёлая, жизнеутверждающая песенка, которую послала мне моя любимая, всё чувствующая подружка. Душу обдало теплом, и жизнь сразу показалась не такой мрачной.

   Мы часто разговаривали по телефону, скучали, нам трудно было без близкого общения друг с другом.  «Посылаю тебе книгу. Такая же постоянно лежит у меня на столе. Уверена, тебе она тоже поможет», – сказала моя Бронечка. Это правда, сейчас эта книга и моя настольная «Страницы истории мировой культуры». Книга, которая помогает справляться или, вернее, смириться со склерозом. Забыла – загляни.

   Воспоминаниям нет конца. Она рядом, она жива, она со мной – эта необыкновенная, любимая, бесконечно дорогая сестричка Бронечка.

                Июль 2007 г.


Рецензии