Ностальгия

   Богу задали вопрос, «Что больше всего удивляет тебя в человеке»  и он ответил:   
- им наскучивает детство, они спешат повзрослеть,  а потом мечтают опять попасть в детство».
«Они живут, как будто ни когда не умрут,  а умирают, как будто ни когда не жили».

   К сожалению, для нас очень часто вопросы нравственные и материальные идут не нога в ногу.  Одному человеку удача и счастье,  другой жилы рвет, чтобы не засесть в болоте нищеты. Другой просто берёт сам, что ему нужно.
И  в этой жизненной кутерьме пролетают годы, как курьерский поезд и не замечает человек, что этот поезд уже на границе станции. Говорят, что жизнь прожить не поле перейти, а я представляю, что жизнь это большое поле. Пока его перейдешь, сколько встретится на пути кочек, коряг, болот и всякого рода преград.  Встретятся и полянки с шелковистой травой и цветами.  Но когда человек всё же перейдёт это поле и окажется на меже, то ему покажется, что он не шел, а бежал и очень быстро перемахнул его.
Жил человек в деревне, пахал землю, косил траву на лугу, исходившую ароматом цветов и земляники. Топтал, не замечая всей этой красоты сапогами. Приезжал домой ставил лошадь,  мылся в бане,  вечерял и ложился спать. И вот война. Смерть впереди. Смерть с боков. Смерть каждый день. И стало приходить в голову человеку, что он жил дома и  что-то не видел. Что-то не доглядел, и что то возможно уже потерял. И когда прошило его тело пуля, он, падая молниеносно, мгновенно понял, что луг его был очень красивый и пах земляникой и мёдом, летали бабочки и пчёлы. Пела в лесу кукушка. Что баня его пахла берёзовыми вениками и снаружи по брёвнам как слёзы стекала смола,  что жена его красавица самая лучшая на свете,  с тёплыми и ласковыми руками и душистые пахнущие солнцем дети.
Боль не от пули, а боль от предсмертного прозрения сразила падающего человека.
За такую жизнь, построенную самими людьми, судьба раскрывает им глаза на краю, пройденного поля. Заставляет их увидеть на мгновение то, что они не увидели или не желали видеть в течение жизни.
А есть крайняя противоположность этим людям. Есть такое чувство и именно чувство, а не понятие. Ностальгия – по греческому «Ноталь», что в переводе боль; тоска по родине; по утраченному и ушедшему. Для людей подверженным этой болезни, ностальгия протекает по разному. В одном случае мягко романтично и немного печально. В другом случае изводит человека годами, он работает, семья, положение, удачи, друзья. Но целью – это рано или поздно вернутся к той точке, откуда исходит это не дающее спокойно жить чувство, и очень часто в жизни получается, что стремление это было «погоня за призраком». Мой любимый писатель, прожив, основную жизнь в другой стороне России вернулся  в свою родную деревню,  купил домик и стал ждать прошлого, а главное детство ….? И не дождался.
По моему понятию земля и люди стареют одинаково, только масштабная разница космическая. Земля стареет естественно от времени, от тех явлений, которые проходят в ней самой, от космоса, солнца и даже от человека. А человек от образа жизни, социального положения войн, бед катастроф, болезней и возраста.
К чему я всё это пишу, сейчас постараюсь пояснить.
Когда мы с мамой жили в деревне Каргино , мусора не было в деревне,  потому что физически его не могло быть. Не было пластиковых бутылок, пакетов и других химических отходов. Сахар и другие продукты завёртывались в серую оберточную бумагу, которую хозяйки дома пускали для других хозяйственных дел, тряпок было мало, железо и техники тоже. И поэтому улицы были чистые, и за огородами в худшем случае могла оказаться мёрзлая картошка. Берега проток, дамба и все поляны были ровные покрытые мягкой травкой,  клевером, Куринной слепотой и одуванчиками. От которых казалось что поляны окрашены светлой яркой жёлтой краской. Когда расцветала черёмуха на островах, на деревню и на Кабанск шёл густой волнами запах цветения. Я помню летние вечера, когда с пастбища возвращалось деревенское стадо. Тёплый, летний, мягкий воздух вытеснялся прохладой с нашей легендарной кормилицы Селенги с которой  мы на рыбалке черпали воду для чая и купались до покраснения глаз.
Посевная или уборочная – это отдалённый гул тракторов, марево, жара. Жаворонки в небе. А сенокосная пора сено запах, которого любят люди, стогами как булки хлеба стояли вдоль всех сенокосных угодий. Кто не возил в детстве копны в совхозе, зарабатывая себе на учебники и тетради, не знает что такое зной, овод, жара и усталость. И как финал, который весь день ждали мальчишки – это на распряженных лошадях, несёшься в телятник, отпускаешь пастись лошадей и ныряешь в протоку. Ныряешь и не хочешь выныривать.
И чувствуешь, как толчками выходит из тебя жар и усталость. Я за свою жизнь купался в Тихом океане, Амуре и других реках Дальнего Востока. Но нигде такого наслаждения не знал, я не где не ел такой вкусной черёмухе и душистой землянике как на наших островах. Проезжая на машине через Каргино я остановился и зашёл на бугор знакомый мне до боли с детства. Слов нет, как нет и ровных полян, ни знаменитой черёмуховой рощи, от знаменитой «Сидрихинной» это такая роща, состоящая из боярышника и обрамлённая дикими яблонями, чистая и когда - то всей деревней любимая и уважаемая. От этой «Сидрихинной» рощи остались рваные клочья.
Поляны заросли дикой и сорной травой и кустарником,  и как шрамы, изрезанные колёсами и гусеницами, кругом мусор. Дома были раньше простенькими, но опрятные, их было гораздо больше. Стою я и смотрю на постаревшую, изменившуюся мою малую родину и догадываюсь, что это мое отражение и отражение всех людей, кто уже прожил значительную часть своей жизни. Сестра моя старшая, больная и уже не ходящая, проживающая далековато от нашей деревни плача говорит, что легла бы на травку «Сидрихинной» поляны и лежала и мне кажется, впитало бы её больное тело тепло родной земли, запах земляники и клевера. Она услышала бы голоса друзей детства и голос мамы, зовущей нашу корову по кличке
«Жданка» домой.
Не надо во всём винить людей, времена меняются,  мусор реальный и мусор духовный растут горами, на нашей многострадальной земле Людям которые ни куда не уезжали и пережили не один обман государства, которые были поставлены на грань нищеты, трудно было разглядеть, как меняется родная сторона  в области экологии, красоты и чистоты.
Я стоял на месте кузницы, где, когда - то работал мой отец Норбо Прохорович, а вокруг по выпуклостям земли определялись, когда то стоящие конюшня, склады, сушила,  была тишина, а в небе как в детстве пел всё тот же жаворонок. Ностальгия! это остроугольная, а временами опасное чувство, что ты делаешь с людьми. Мой родственник в молодые годы служил в читинском краснознаменном военном ансамбле. Был женат с успехом выступал со своим ансамблем занимался в свободное время своей дочкой и своими любимыми делами, встречался с друзьями обыкновенная нормальная жизнь, но защемит сердце, ударит дурь в голову и, найдя любую причину, если не положен отпуск несется мой солист на вокзал.
Дом родной,  Байкал, братья, родные, друзья, лес родные с детства места, отходила и успокаивалась душа, ходил, смотрел, рыбачил, собирал ягоду и естественно по вечерам после бани с братьями застолье.
Снова Чита служба песни и пляски на сцене семья, друзья. Но не надо песен, не надо семьи, квартиры и друзей. Душа не знает покоя воздух не тот одуванчики не такие деревья кривые, снится Байкал. И уехал, уехал и окунулся с головой в лес, в Байкал, в родню, постепенно из года в год, меняя внешность, забывая про свой талант, превращаясь постепенно в обыкновенного пьющего простого мужика. Исходившего вдоль и поперек всю тайгу, все речки.
Мужики, ловящие сетями омуль, считая это своим делом и доходом, порой забывают, что они выпутывают из ячеи знаменитого красавца омуля, а мой родственник, проживший несколько десятков лет на Байкале, из принципа не разу не поставил сеть. Он поймает, где-то километров за пять в речке двух трех хариус, с вожделением и уважением посмотрит на них, вздохнет и бережно положит их в заскорузлую сумку висячую на боку. Блаженный скажут некоторые, да блаженный в здоровом смысле слова по отношению к природе, и родному краю, если не считать что потерял семью. Он пропах тайгой, речками, Байкалом сыт по горло? А мне кажется, предложи ему поменять действительное на старое, он все равно задумается.
Идёт он по улице с удочкой в сторону речки, в стареньком дождевике опустив одно плечо и прихрамывая. А я гляжу ему в след, и мне слышится песня в исполнении Военного Краснознамённого читинского ансамбля песни и пляски.
Ностальгия - это не понятное и сложное чувство, которым нас наделила природа по воле божьей. Она заставляет человека помнить свою малую родину, людей, среди которых провел свое детство, свою речку поля, деревню, поселок, город и улицу и в целом свою страну Но временами ломает человеческие судьбы и калечит самих людей..
Я надеюсь, что наша маленькая родина Кабанский район обретет силы и снова люди почувствуют тепло своей земли. Будут зеленеть поля, пастись большие стада скота.  Природа восстановит красивые места на наших островах. Будет играть громкоговоритель в центре по вечерам как в мою молодость, он играл на весь посёлок популярную песню» Красивое небо над нами» и в небе по утрам будет петь тот же жаворонок. Я не писатель я просто хочу выплеснуть с помощью газеты свои мысли для тех людей, для которых  поле без жаворонка, это уже не поле……


Рецензии
Произведение охватывает большой временной пласт. Может быть стоит написать повесть? Мне очень понравилось!

Владимир Винников   20.07.2011 02:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.