А где цари Иудеи? история 4ч

       н-ло:http://www.proza.ru/2011/07/11/738               
                http://www.proza.ru/2011/07/11/1206
                http://www.proza.ru/2011/07/12/1272


  Царь Иудеи Ирод Великий умер в 4г. н.э. Семья царя устроила ему пышные похороны. Облаченное в пурпур тело несли на золотых носилках. За ними в сопровождении гвардейцев шли его сыновья: Архелай, Антипа, Филипп и другие, родившиеся от многочисленных жен Ирода. Но не успели смолкнуть вопли наемных плакальщиц, как началась борьба за власть между наследниками.

После похорон Ирода, его сын Архелай от жены Малфаке справил по отцу траур и его стали приветствовать как царя Иудеи. Но Архелай сказал, что не принимает титул царя, пока император не утвердит завещание отца. Для утверждения раздела нужно было ехать в Рим.
 
  Но перед его отьездом в Иерусалимском храме произошли волнения со стороны противников Ирода. Это случилось во время празднования Пасхи, когда в Иерусалим стекалось огромное множество евреев с израильских земель. После нескольких неудачных попыток переговоров волнения переросли в бунт, и Архелай выслал для усмирения зачинщиков отряд войск, который толпа закидала камнями и совершенно разгромила. Наследник престола, опасаясь активных действий бунтарей, выслал для подавления волнений в храме всё своё войско, включая кавалерию. Бунт подавили силой, в результате чего погибло около 3 тысяч человек, остаткам же разрешили вернуться в родные края к своим делам.   
 Тем не менее страна продолжала бурлить, а к императору отправились делегаты с просьбой о полном устранении ненавистной династии.   
 Фарисеи сделали попытку освободиться от власти сыновей Ирода. Архелай отверг все петиции и уехал, поручив Иерусалим римскому командованию, которое жестоко расправилось с восставшими.
И так как царская власть себя дискредитировала, появились самозванцы претендовавшие стать царями.
Некий Иуда, собрав людей, сделал набег на царский дворец, захватил там оружие и деньги и объявил себя царем.
Симон, который пользовался доверием умершего царя, обладавший красотой и высоким ростом, собрал вокруг себя толпу и провозгласил себя миссией и царем…
Афон из знатного рода надел на себя царский венец…
На усмирение восставших прибыл наместник в Сирии – Вар.
Две тысячи иудеев при наведении порядка было распято, и большее количество продано в рабство.
 
На фоне возмущений народа стали претендовать на власть два других сына Ирода: Антипа и Филипп. Римский император Цезарь Октавиан поделил царство между тремя братьями.
Филипп получил земли к востоку от Галилеи. Антипа – Галилею и Перею. Архелай –собственно Иудею, Самарию и Эдом. 
По завещанию Иорданская область и Галилея отходили к Антипе, земли к северу от них — Филиппу, а иерусалимский трон, Иудея и Самария — Архелаю.

   После разгрома бунтарей кроме Архелая в Рим отправились его брат Ирод Антипа, а также посольство из множества противников Архелая, чтобы оспорить его право на наследование престола Ирода. Однако император, выслушав обе стороны, положился на выбор Ирода и отдал предпочтение Архелаю.
Август одобрил завещание Ирода. Каждый из трех его сыновей получил свою долю наследства. Но Архелай, вопреки его ожиданиям, вернулся домой без царского титула! Цезарь дал ему только звание «этнарха», правителя народа, хотя при этом обещал, что сделает его царем позднее, если он докажет свою лояльность сенату!

  Согласно завещанию Архелай стал правителем Самарии, Иудеи (включая Иерусалим) и Идумеи.   
Архелай после прибытия из Рима в Иудею в качестве правителя женился на Глафире, вдове своего брата Александра. Из-за жестокого обращения с подданными Август в 6 г н. э. отправил Архелая в ссылку в Виенну — город в Нарбоннской Галлии недалеко от Лиона и конфисковал его имущество. Таким образом закончилось правление Архелая, а его владения были включены в состав римской провинции.
Упоминания в Библии:
"(Иосиф Обручник) Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся идти туда."(Мф.2:22) 
 Ирод Архелай правил всего два года, умер в ссылке в 18г. н.э.
 
 Брат Архелая, Антип так же претендовал наследовать царский титул и трон. После ссылки Архелая это стало возможным.

   Однако римский император Август, который утверждал назначение, "предоставил Архелаю половину царства с титулом этнарха и обещанием возвести его в царский сан, как скоро он покажет себя этого достойным". Вторую половину он разделил на две тетрархии, которые предоставил двум другим сыновьям Ирода. (Иосиф Флавий, «Иудейская война» II, гл. 1-6, также «Иудейские древности» XVII, гл. 8-11). Таким образом Антипа получил лишь более низкий титул тетрарха, но не царя.
  Ирод Антипа (20 год до н. э. — после 39 года н. э.) — правитель Галилеи и Переи с 4 года до н. э. по 39 год н. э., сын царя Ирода Великого и одной из его жен, самаритянки Малтаки.   
   Ирод Филипп II (4 год до н. э. — 34 год н. э.) — правитель (тетрарх) Итуреи, Батанеи, Трахонитской области и Аврана (Южная Сирия), сын царя Ирода Великого и его пятой жены Клеопатры Иерусалимской. Филипп наследовал северную часть королевства своего отца. Этот факт упоминается в Евангелие от Луки: "В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне."
(Лк.3:1,2)
 Филипп женился на своей племяннице Саломее, дочери Иродиады.
  Иосиф Флавий пишет про Филиппа следующее:

"Секвестровав имущество Архелая и окончив перепись в тридцать седьмом году после поражения Антония Цезарем Августом при Акции, Квириний сместил первосвященника Иоазара за то, что он не поладил с народом, и назначил на его место Анана, сына Сефа. Ирод и Филипп получили каждый по предназначенной им тетрархии. Ирод затем окружил стенами Сепфорис, красивейший город всей галилейской страны, и посвятил его императору, а другой город, Вифарамфту, он также окружил стеною и назвал его в честь императрицы Юлиадою. Филипп, со своей стороны, отстроил расположенную у истоков Иордана Панеаду и назвал ее Кесарией. Местечко Вифсаиду, расположенное у Генисаретского озера, он обратил в город, увеличив число жителей и снабдив его всем нужным, и назвал его Юлиадою в честь Юлии, дочери императора.
Тогда же, на двадцатом году правления Тиберия, умер и брат тетрарха Ирода, Филипп, после того как в течение тридцати семи лет правил Трахоном, Гавланитидой и Батанеею. Его правление отличалось мягкостью и спокойствием. Он провел всю жизнь в пределах подчиненной ему области. Когда ему случалось выезжать, он делал это в обществе нескольких избранных. При этом за ним всегда возили его кресло, сидя на котором, он творил суд. Если по пути к нему являлся кто-либо с жалобою, то он, недолго думая, тут же ставил кресло, садился на него и выслушивал обвинителя. Виновных он тут же подвергал наказанию и немедленно отпускал тех, кого обвинили несправедливо. Филипп умер в Юлиаде. Труп его был доставлен в мавзолей, который он сам заранее воздвиг для себя, и торжественно похоронен там. Так как Филипп не оставил после себя потомства, то Тиберий взял его область себе и присоединил ее к Сирии. Впрочем, доходы с этой тетрархии он распорядился сохранить за нею." 

Что послужило причиной заключения, а в дальнейшем и казни Иоанна. По Марку Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк.6:20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады  (Саломее) выполнить любое её желание.
 
Однако по Матфею Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф.14:5).
Иисуса из Назарета, пророка и Сына Божьего, многие признавали за Христа(Мессию) и народ, видя какие чудеса творит,и т.к.царя в Иудее не было, хотели поставить Его Царем, как по Св. Писанию.(см.еванг. от Иоан.6:15)
Да и происхождение Иисуса из колена Давида, давало повод народу законно посадить Его на трон и признать в Нем царя.
Но Сам Иисус всякий раз отказывался от этой народной идеи, говоря, "что царство Его не отсюда", имея в виду Царство Божье, " и время Его не настало" и "не для того Я пришел".

Итак в стране появился претендент на царский титул, важно понимать, что Иисус не собирался свергать римских узурпаторов, устраивать революцию, с целью захватить трон.
Но в стране сложилась политическая обстановка,такая, что народом выбранный царь, без участия римлян не мог состояться.Такая вольность угражала нации расправой со стороны римлян. Боялись этой расправы и те, кто занимал второстепенный пост после римлян, это Ирод Антипа, первосвященники, служители...
Пэтому они решили расправиться с народным кандидатом в цари.

Лука — единственный из евангелистов, кто упоминает о встрече Ирода Антипы с Иисусом:
Когда Иисус был задержан, Понтий Пилат, «узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк.23:6-12).
 
Лука пишет, что это привело к улучшению прежде враждебных отношении между Пилатом и Иродом, так, что сделались они друзьями, и дало Пилату возможность заявить: «… и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нём достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу».
Но отпустить Пилат не смог, ибо народ заявил:"если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю."(Иоан.19:12)
Ибо первосвященники и служители, подстрекавшие народ, решили, лучше одному человеку пострадать, чем всему народу.

И те, кто хотели сделать Иисуса царем, за это же Его и распяли, написав на кресте,Его вину - Царь Иудейский.
Когда удивленный Пилат спросил народ:"Царя ли вашего распну?"
Они ответили:"Нет у нас царя, кроме кесаря."(Иоан.19:15)
Чем иудеи и подписали свою судьбу.

Ирод Антипа сумел установить дружеские отношения с императором Тиберием и даже назвал в его честь свою новую столицу — Тивериаду. Однако следующий император, Калигула, благоволил племяннику Антипы, Ироду Агриппе(сыну Аристовула, внуку Ирода Великого).

 Ирод Агриппа I (10 г до н. э. — 44 г.) — сын Аристобула и внук Ирода Великого и его жены Мариамны из династии Маккавеев (см. Маккавеи); братом Ирода Агриппы II был Ирод II, царь Халкиды, сестрой - Иродиада. Ирод Агриппа I — царь Иудеи с 37 по 44 гг. н. э.
Агриппа воспитывался в Риме вместе с сыном императора Тиберия — Друзом.Ироды были династией, правившей Иудеей. По происхождению они были идумеями , или эдомитянами. Идумеи считались иудеями, потому что примерно в 125 году до н.э. их заставили сделать обрезание. Он завел дружбу с разными членами императорской семьи. Одним из них был Гай, более известный как Калигула, который стал императором в 37 году н.э. Сначала Агриппа перенёс разные превратности. Привыкший к расточительной жизни, он растратил состояние, доставшееся ему от матери, и был вынужден после смерти своего приятеля Друза (в 23 г.) вернуться в Иудею, разделённую тогда на несколько княжеств под правлением потомков Ирода в качестве римских ставленников, и принять у шурина своего Антипа, князя галилейского, подчинённую должность. Но он на этом посту долго не удержался. Впавши в неоплатные долги (он одной римской казне был должен 40000 динарий, за что чуть не попал в долговую башню), он решился вернуться в Рим, чтобы снова испытать там счастье.

Сначала счастье ему не улыбалось. По причине одного неосторожного отзыва о Тиберии он был брошен в темницу, где оставался до смерти Тиберия, но с восшествием на престол Гая Калигулы (37 г н. э.) звезда его засияла. Калигула не только возвратил ему свободу, но и осыпал милостями. Он возвратил ему царский сан и корону, наделил его бывшими владениями тетрарха Филиппа,умершего в 34г., Батанеей и Трахонеей.

 Этого не могла стерпеть сестра Иродиада, вынудив Антипу вопреки его собственному желанию, обратиться к Калигуле с просьбой о присвоении ему царского титула. Однако, когда Антипа отправился к императору, Агриппа(его дядя) послал Калигуле донос, обвинив Антипу в заговоре с парфянским царем Артабаном и в соучастии в заговоре Сеяна. В результате в 39 году н. э. Ирод Антипа был сослан в Лугдунум в Галлии (современный Лион). Тетрархия и имущество Антипы  (Галилея и Перея )были переданы Агриппе, внуку Ирода Великого.
  Иродиаде было предложено остаться под покровительством брата (Агриппы), но она предпочла отправиться в ссылку с мужем.
Согласно Флавию, Ирод Антипа умер в изгнании в 39г .
  Во время очередной поездки в Рим Ироду Агриппе I удалось отговорить римского императора Калигулу от намерения установить свою статую для поклонения в Иерусалимском храме (40 г. по Р.Х.).   
Агриппа находился в Риме, когда в  январе 41 г. н.э. был убит Калигула.
 
  По некоторым сообщениям, Агриппа играл не последнюю роль в том, чтобы урегулировать последовавший за этим кризис, он выступил посредником между сенатом и преторианцами, провозгласившими новым императором Клавдия . Он принимал непосредственное участие в переговорах между римским сенатом и Клавдием -сына Друза, еще одним его влиятельным другом. В итоге Клавдия провозгласили императором, и так удалось предотвратить гражданскую войну. Чтобы отблагодарить Агриппу за его посредничество, Клавдий расширил его царские владения, даровав ему в благодарность за свои услуги  Иудею и Самарию, которые находились в подчинении римских прокураторов с 6 года н.э. Ирод Агриппа I объединил под своей властью царство деда - Ирода Великого, и должность рим. наместника была упразднена.
   
Таким образом при Агриппе Иудея была снова объединена и достигла прежнего своего размера.      
 
   Столицей царства Агриппы был Иерусалим, где он снискал благосклонность религиозных руководителей. Говорят, он тщательно соблюдал иудейский закон и традиции, напрмер ежедневно приносил в храме жертвы, читал народу Закон и исполнял "роль ревностного защитника иудейской веры". Но все его утверждения, что он служит Богу, были напрасны, потому что он устраивал гладиаторские бои и языческие представления в театре. По мнению некоторых, Агриппа был "коварным, легкомысленным, экстравагантным".
Агриппа, став царём всей Иудеи, решил завоевать популярность у фарисеев и стал исполнять все предписания иудаизма, за что и превозносится в Талмуде (Ктубот 17а; Мишна Сота, гл. 7, § 8).
  Полит. интересами объясняется его отношение к христ. церкви в Иерусалиме. По его приказу был казнен Иаков, брат Иоанна и сын Зеведея; он же распорядился заточить в темницу Петра, который был освобожден Ангелом Господним (Деян 12:1-18).
 
Некоторое время спустя Ирод Агриппа I благосклонно принимал в Кесарии льстивое поклонение толпы, которая, под впечатлением его царств. вида и изысканного великолепия одежды, объявила его "богом". Но Агриппа царствовал недолго.
 Вслед за этим его постигла Божья кара за непочтение к Богу - смерт. болезнь, и в 44 г. по Р.Х.на пиру в Кесарии, он внезапно заболел и умер в возрасте 54 лет.
 
«Ангел Господень поразил его за то, что не воздал славы Богу, и он был изъеден червями» (Деян.12:23).

 Из его детей в Новом Завете упомянуты  Ирод Агриппа II,  Вереника и  Друзилла; кроме того, у него был сын Друз и дочь Мариамна.
 
     После смерти Ирода Агриппы I взошёл на престол его брат, Ирод Халкидский или Ирод V  — идумеянин, сын Аристобула. Царь Иудеи (44 — 48 гг. н. э.) Был женат на двоюродной сестре Мариамне, а затем на племяннице Береник. Аристобулус — сын от 1-о брака, Беренисиас и Хирканус — сыновья от 2-о брака.
 
  Ирод II получил царство Халкиду у подножия Ливана. Таким образом, на короткий срок страна вновь стала вассальным царством. Но в 44 г., после смерти Агриппы, она окончательно отошла под власть римлян. В 49 г., после смерти Ирода II в 48г., сын Агриппы I, Агриппа II, был объявлен царем Халкиды с правом надзора над Иерусалимом.
 
   Марк Юлий Агриппа II — (27 — 93), царь Иудеи, с 49г. сын Ирода Агриппы I, внук Аристобула, и правнук Ирода Великого. Четвёртый и последний правитель из династии Иродиад.

Воспитанный в Риме, при дворе императора Клавдия, остался после смерти отца 17-летним юношей,должен был взойти на престол, но рим. император счел его слишком молодым, и над провинцией Иудеей вновь был поставлен рим. прокуратор. После смерти своего дяди, Ирода Халкидского (48 г. по Р.Х.)получил его царство (Халкиду), Иудея была оставлена в ведении правителей из римлян, Агриппа же получил владения прежней Филиппской тетрархии, а в Иерусалиме ему было поручено только верховное наблюдение над храмом и право назначения первосвященников.В 53 г. по Р.Х. Агриппа II обменял свои владения на области, принадлежавшие Филиппу и Лисанию, и сделал своей резиденцией Кесарию Филиппову.  По смерти Клавдия (54 г.) император Нерон прибавил к его владениям часть Галилеи, бывшую тетрархию Филиппа (то есть Батанею, Трахонею и Гавлан)  с главным городом Тивериадой.В отличие от отца, Ирод АгриппаII не пользовался расположением иудеев; его сожит-во с сестрой Вереникой вызывало всеобщее возмущение.
 
После разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. И.А.II сопровождал имп. Тита в Рим. Там он и умер в весьма преклонном возрасте. Год его смерти точно не установлен (93 или 100 г. по Р.Х.).
 
 В 66 г. Агриппа всеми силами пытался  стать посредником между евреями и римлянами, стремясь недопустить открытых столкновений.Он хотел  остановить начало иудейского восстания, но, увидев, что это невозможно,  видя наростание недовольства иудеев,  принял сторону Рима и сражался на стороне римлян.Потом  покинул Иерусалим и уехал в свое царство.Восставшие иудеи выбили из города его войска и сожгли его дворец. В дальнейшем Агриппа помогал Веспасиану в усмирении Иудеи. После его смерти все иудейские земли были отданы под власть римских наместников.
 
Таким образом, Агриппа II считается последним царем иудейским, хотя в нём ничего иудейского не было. Как он, так и все потомки Ирода, как в нравах, так и в чувствах своих совершенно выродились и сделались полными римлянами и язычниками.

Агриппа II умер в 3-й год царствования Траяна, на 51 году своего собственного царствования, 68 лет от роду. У него был племянник, сын его сестры Друзиллы, которого также звали Агриппой и который погиб вместе с своей женой в 79 году н. э. при извержении Везувия, засыпавшем города Геркулан и Помпеи.

  В еврейских источниках говорится, что Агриппа жил в кровосмешении с родной сестрой Вероникой.
 Вероника была женщиной необычайной красоты, до этого была замужем уже за двумя царями. Позже она была любовницей императоров Веспасиана и Тита. Другая сестра его, Друзилла, бросила своего мужа, эмесского царя Азиза, открыто перешла в язычество и вышла замуж за римского претора Феликса. А когда наступил последний час иудейского царства, то при осаде Иерусалима в 70 г. последний иудейский царь находился в рядах врагов своего народа.

После разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Агриппа II сопровождал имп. Тита в Рим. Там он и умер в весьма преклонном возрасте. Год его смерти точно не установлен (93 или 100 г. по Р.Х.).
   Упоминания в Библии:
Деян.25:13-26:32 — Агриппа II, согласно библейской книге Деяний святых апостолов, выслушал защитительную речь апостола Павла и нашёл последнего невиновным. Павел в то время был заключён в Кейсарии, куда Агриппа II прибыл вместе со своей сестрой Вероникой с целью поздравить Порция Феста с занятием высокой должности римского прокуратора Иудеи.
 
  Так окончательно закончилось правление династии Иродиад и исчезновение государства с исторической арены после разрушения римлянами Иерусалима (70 г. н. э.) и превращения окружающих территорий в римские провинции.   
Само государство Иудеи перестало существовать, а народ был рассеян.



Литература:
-Лимарев В. "Как умирал иудейский царь Ирод Великий."
-Ирод Архелай — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Ирод_Архелай
-Ирод Филипп II-Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Ирод_Филипп_II
-Ирод Антипа - Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Ирод_Антипа
-Ирод Антипа - путеводитель по Израилю -Ирод Архелай — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Ирод_Архелай
-Ирод Агриппа I - Библейская энциклопедия Брокгауза http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bible/1972/Ирод
-Александр фон Бреннер "ТЕОКРАТИЯ И ВЕРА В БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ" http://www.von-brenner.com/teokratia.htm
-Иосиф Флавий - Иудейские древности http://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/aj/15.html
-Агриппа II — Агриппа Младший - Словарь -Иудейская война http://www.church.kiev.ua/Librery/Iudejskaja.htm
- Ирод II - Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Ирод_II


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.