10. 131 мужская средняя школа

   
               
Начиная с 6-го класса стал ходить в 131-ю школу, которая была близко от дома. Школа находилась в районе " компактного проживания" харьковской интеллигенции, в т.ч. технической. Поэтому культурный, да и жизненный уровень учащихся был  в среднем повыше моего. В 131-й школе было много талантливых ребят, которые стали видными физиками, математиками, химиками, спортсменами...

Не могу сказать, что мой 6" А"-10" А" был дружным классом, хотя бы потому, что закончив школу в 1951 г., мы встречались один раз, в 1952г. Учителей на протяжении пяти лет было много, но с любовью вспоминаю далеко не всех. Только тех, кто любил детей, искренне хотел и умел дать им знания, уважал их достоинство. Перечислю их.
Орлова И. А. , немецкий язык. Красивая пожилая женщина, похоже из " бывших", спокойная и благожелательная.
Кизей Н.П., география. Высокая, рыжеватая, симпатичная. Всегда оживленная, веселая, любила "подкалывать" нерадивых, но беззлобно. У нее были замечательно красивые ручные часы, золотые с крышкой, с художественной эмалью и , кажется, камешками. И этот аксессуар придавал ей в моих глазах какую -то таинственность и свидетельствовал о ее принадлежности к " бывшим". Наверное я не ошибался. Вот что пишут специалисты по фамилиям:  КИЗЕЙ- " значительная часть таких фамилий принадлежала древним дворянским родам, получившим большую известность в российской истории". Надежда Павловна, как классный руководитель, всегда пыталась оградить меня от нападок ее агрессивных коллег. Спасибо ей. Недавно в старых бумагах я нашел свою характеристику за 9-й класс, написанную Н. П., в ней есть фраза "...он очень любит ласку и совершенно не терпит категорического тона". Точно, был и остался за мной такой грех. Я хочу сказать, что Надежда Павловна была не только прекрасным преподавателем географии, но еще и  отличным психологом. Поэтому у нее никогда не была конфликтов с ребятами, она знала подход к каждому.

Антонина Семеновна, фамилию забыл. Математика. Думаю, преподавала она еще с дореволюционного времени. Я ей очень благодарен за то, что она научила меня чуть-чуть разбираться в математике.

Агибалова Е. В. История.  Миловидная женщина с умными, блестящими глазами. Один из авторов учебника по истории средних веков , 6 класс. Учебник был удостоен Сталинской премии и переиздается в течение многих десятилетий. Портрет Е. В. долгие годы висел на почетном месте в харьковском Доме Учителя на углу Чернышевской и Скрыпника.

     В своем классе я подружился с тихим, очень красивым мальчиком Лёсиком. В его лице, поведении было что-то благородное, а порой и ангельское. А учителя его невзлюбили, все время придирались, почему -непонятно. Правда учился он неважно. Да и я не блистал успехами. Вот он, в отличие от меня, был серьезным филателистом. Общее увлечение сблизило нас. Мы с ним проводили много времени в рядах Сумского и Благовещенского рынков, где можно было недорого купить в те годы массу интересных вещей, в т.ч. марки. Но  нужны были деньги!  И нам представился случай подзаработать.

 На Данилевской, на ее изгибе, стоял и стоит большой дом. После войны  в середине дома располагался магазин Военторга. Случалось, что в этом магазине  появлялись книжечки из серии  "Библиотека красноармейца", очень дешевые, копеек по 25 за штуку.  Продавались они не то чтобы совсем из под прилавка, а как то так, аккуратно. Но мы приспособились и не пропускали ни одной книжечки выпуска. А один раз, оплошали, прозевали очередную. Стоим расстроенные. Тут подходит к нам завмаг, посочувствовал нашей неудаче и велел продавщицам впредь оставлять два экземпляра " нашим постоянным покупателям", как он выразился.
   
    Прогуливались мы как -то с Лёсиком по Сумскому базару и вдыхали ни с чем не сравнимый запах хамсы пряного посола с толстой спинкой. После революции эту рыбку лишили звучного старорежимного звания " анчоусы" и превратили в пищу для пролетариата. Вкус её, слава богу, при большевиках не ухудшился. Хамса лежит эдакими терриконами на столах и серебром сверкает на солнце. Торговки в клеенчатых фартуках неспешно переговариваются, покупателей мало.

 У Лёсика в руках свежий выпуск" Библиотеки..." Кажется, " Пестрая лента". Самая толстая продавщица обращается к нам " Хлопчики, дайте почитать, а я вас хамсой угощу. Почитаю и завтра верну. Ага?" Мы согласились, хотя прекрасно понимали, чем будет пахнуть книжечка после прочтения. Получили обещанное угощение и тут же, не отходя от прилавка, с жадностью съели его. Пока мы ели, продавщица  грустно и как-то удивленно смотрела на нас. Особенно на Лёсика, видно не часто приходилось видеть ей ангела, да еще голодного!

 Через  день пришли мы к нашей знакомой. Она была немного смущена видом и запахом Конан Дойля и предложила выкуп за него в размере трех рублей. Деньги были немалые и мы согласились. Женщина рассказала, что книжка ей и ее товаркам очень понравилась и попросила нас стать поставщиками литературы для работников рыбных прилавков рынка. Отправились мы к нашему завмагу и рассказали о поступившем предложении. Он быстро согласился оставлять для нас по несколько экземпляров книжечек и отметил важность  той миссии, которую мы отныне на себя возлагаем- просвещение  народа. Веселый человек был !

 Заработанные деньги шли на марки. Иногда мы позволяли себе такую роскошь, как паточники, т.е. подобие пирожных темно коричневого цвета. Изготавливались они частниками из муки и патоки, а их вкус зависел от мастерства производителей.

Лёсик ушел из нашей школы после седьмого класса. Затем он надолго исчез из моего поля зрения. Уже в нелегкие годы перестройки я его случайно встретил, он выглядел больным и был навеселе. Вспомнили детство и разошлись. Потом мне сказали, что он умер. Ангелы на земле не доживают до старости.

    Хочется мне рассказать еще об одном соученике - А. Б. Бланке. В классе, а может быть и дома, его звали Бэма. Это был человек, который за все годы учебы по всем предметам  получал только " 5 ". В нем безусловная талантливость сочеталась с трудолюбием , целеустремленностью и  высокой порядочностью. Он не стремился к лидерству, не было в нем и тени зазнайства. Его исключительность была очевидна и учителям и ученикам. Друзей в классе у него не было. Я всю жизнь  восхищался  людьми, подобными Бэме и даже испытывал к ним подобие зависти, скорее не зависти, а сожаления , что я не такой.

 На некоторое время я сблизился с ним вот при каких обстоятельствам. Был у меня один недостаток. Конечно, недостатков было больше, но речь пойдет об одном - любил я "подначивать" некоторых учителей.  Делал я это не по злобе, а так, ради красного словца. Но отношения портились. Несколько раз вызывали на педсовет. Один раз за то, что на уроке украинского языка в качестве примера сложного прилагательного я назвал слово "жовто-блакитний", не вкладывая в него никакого политического смысла. Учительница обозвала меня петлюровцем, но педсовет, к его чести, не согласился с таким определением.
 
Меня три раза исключали из школы, был такой педагогический прием. Один раз совершенно незаслуженно. Ученики, сидевшие на первой парте прямо перед столом учительницы, подглядели текст будущего диктанта и выяснили его первоисточник . В результате все ученики написали диктант без единой ошибки. Поднялся страшный скандал, пришел директор и устроил поименный допрос. Я отвечал, наверное, не совсем вежливо и учительница ( украинского языка) уверила всех, что я и есть преступник. Конечно,  мог назвать настоящих виновников, но в то время по моральным соображениям это было недопустимо. Ни один ученик за меня не заступился и ушел я домой отбывать наказание.

 Через пару дней неожиданно приходит ко мне домой Бэма, приносит домашние задания и помогает в них разобраться. Так приходил он ко мне несколько раз, мы делали уроки и гуляли. Через неделю он мне сообщил, что я могу возвращаться в школу. Я думаю, я почти уверен, что мое " досрочное освобождение"- дело рук Бэмы.

      У  меня почему -то не было сомнений в том, что его ждет большое будущее на гуманитарном поприще, то ли он станет писателем, то ли историком. Может быть потому, что он жил в Доме писателей на улице Культуры. Отец у него был художником. Я испытал какое-то разочарование, когда мне сказали, что Бэма поступил на химфак Университета. Больше 50 лет я о нем ничего не слышал, потом из Интернета узнал, что он доктор химических наук, профессор, автор работ по аналитической химии.

 А пару лет назад читаю в " Вестнике ХНУ", в разделе " Аналитическая химия" статью " Памяти профессора А. Б. Бланка ( 1933-2007г.г.)". Цитирую:
" 10 сентября 2007 года скончался выдающийся ученый, один из наиболее авторитетных химиков- аналитиков Украины, зав. отделом аналитической химии НТК " Институт монокристаллов" НАН Украины, профессор ХНУ им.
Каразина, член президиума Нац. совета НАН, член иностранной комиссии Научного совета РАН по проблеме
" Аналитическая химия", б. зам. Генерального директора НТК " Институт монокристаллов", Заслуженный
деятель науки и техники Украины, д.х.н., профессор А. Б. Бланк". И еще из Инернета:
" В рамках программы " Интеллект Харькова" премия в области аналитической химии имени А.Б. Бланка
учреждена в честь ученого с мировым именем А. Б. Бланка."

    Чтобы покончить с 131 й школою, несколько слов о ее директоре, Николове Т.Н., в простонародье "Тим".
Я не могу дать ему однозначную и объективную оценку, хотя бы потому, что что по его рекомендации меня
не приняли в комсомол. Я не столько был расстроен самим фактом, как не понимал причины. До сих пор я не понимаю и того, чем отличался я , просто ученик, от своих сверстников - комсомольцев. Ну, не мог посещать
комсомольские собрания. Не мог платить членские взносы. Наверное, склероз меня одолел, совершенно не помню, чем еще они интересным, полезным и особенным занимались. Они должны были хорошо учиться, но и я учился  в старших классах неплохо.

Комсомол должен был выращивать из своих членов патриотов, не простых патриотов, а патриотов советских. Оказывается ,
есть разница между этими терминами.
По Далю - ПАТРИОТ, патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне. Благо отечества это, в первую очередь, благо его народа, с  этим спорить бессмысленно.

В энциклопедии советского периода читаем: ПАТРИОТИЗМ,
любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Советский п. В ходе социалистической революции меняется социальная сущность отечества, главным содержанием этого понятия становится социализм — объект национальной гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистический всенародный П., гармонически сочетающий любовь к лучшим национальным традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к другим народам. Социалистический П. неразрывно связан с пролетарским интернационализмом.

  Из этих трудно перевариваемых определений благо отчизны, благо народа выпало. А беззаветная преданность социализму и коммунизму предполагала преданность строю, его государственной машине. И поэтому настольной и любимой книгой каждого комсомольца должна была быть " Как закалялась сталь". Когда один из старшеклассников в сочинении назвал своими любимыми книгами " Золотого теленка" и " 12 стульев " разразился скандал и автора прорабатывали на комсомольском собрании. Я уже говорил, что был одним из немногих обладателей этой книги ( издательство " Советский писатель", Москва, 1948 год). Потом она какое-то время не переиздавались. Книгу эту я перечитывал  десятки раз и крылатые выражения знал наизусть.

 Позже, уже в ХПИ,  ко мне началось паломничество. Все просили дать почитать. После того, как она попала в общежитие "Гигант", я года три ее не видел и мысленно с ней распрощался. Уже на пятом курсе книга ко мне вернулась. Причем в отличном состоянии. Ее прочитали, наверное, человек сто и этим фактом, как хозяин книги, я горжусь.

       Закончу о директоре. Ученики его уважали и даже любили. Был он человек интересный, это факт. В периоды моего "отлучения "от школы, он меня иногда призывал на откровенные, как ему казалось, беседы. Рассказывал истории из своей жизни, не помню их содержания. Рассказывал о своем приятеле-враче, который изменил своему пролетарскому прошлому, обуржуазился и... стал носить шелковое белье; я слушал и сочувственно кивал головой. Да, мне с ним было интересно, но чего он от меня хотел, до сих пор не пойму.


Рецензии
Уважаемый Юрий Моисеевич! Я жила на ул.Данилевского,
д.19, корпус 2; теперь это дом №20; и ходила в мою женскую школу №116 мимо вашей школы.Возможно, что в вашей школе учился мой сосед, Юрий Солодкий, он был то ли г.р.1934, то ли 1932.А его брат, Гена, был г.р.1938.Их отец погиб на войне.Как я вам уже писала(но отзыв исчез), я с большим интересом прочитала ваши воспоминания, т.к. это было и моё время, и мой район.Я тоже сейчас об этом пишу (пока на Ворде).
Мимо вашего жилого дома №6 я ходила почти каждый день в клингородок, который вы называете "окружным госпиталем".Буду с интересом читать все ваши материалы.С харьковским приветом !Эмма Жарикова

Жарикова Эмма Семёновна   21.09.2012 12:51     Заявить о нарушении
Уважаемая землячка и почти соседка! Спасибо Вам за внимание к моим воспоминаниям. 116-я школа была нашей "подшефной " по части танцев. А
может быть и наоборот - 131-я была у вас подшефной. Но дело не в этом, а в том, что нам с Вами дОроги одни и те же времена,любимые места и,конечно, родители. Я писал свои заметки по памяти и небольшому своему
архиву. Написал без всяких прикрас, поэтому достоверность 100 процентов, может быть память где-нибудь подвела. Нет, окружной госпиталь № 384 прилегал к нашему № 6 " Дому лётчиков", а клингородок - напротив и главный вход со стороны пр. Правды. Я постарше Вас. В литературном плане, думаю, "...всё, что мог я уже совершил". Вам желаю
вспомнить всё о Вашей жизни, что достойно внимания, и изложить в интернете. Мне, например,интересно восприятие жизни даже в мелочах моими ровесниками,особенно женщинами. Желаю Вам, Эмма, крепкого здоровья и творческих удач. Ваши произведения ещё не читал. Юрий.
Братьев Солодких не знал.

Юрий Бровер   21.09.2012 16:35   Заявить о нарушении
Уважаемый Юрий!Спасибо за ответ.Это очень интересно.
Мне было 11лет, когда судьба меня вытащила из оборота жизни (загипсовали и положили на 2.5 года в детский костно-туб. санаторий на ул. Пушкинской ,100,а затем отвезли в Краснодар), так что я до сих пор думала, что клингородок был слева и справа.Теперь я дам номер госпиталю, в кот. работала моя мама, а именно, по Данилевского, №4, сразу после вашего дома.Да ? Я часто ходила туда "налево", в госпитальный парк, и только что описала связанные с этим воспоминания.Хотелось бы сразу показать их вам, но не знаю, как маленький отрывок "вырвать" из Ворд.Так что , как видите, до танцев с мужской 131-ой школой я не дожила в Харькове, а женская школа довела меня до того,что я видела в мальчиках инопланетян и с замиранием сердца проходила мимо 131-ой.Вот такое признание !
Я спешу написать ещё несколько самых тяжелых страниц, а потом вы всё узнаете про окружной госпиталь. Вот ещё один вопрос:знали ли вы инженера-конструктора Нину Копыленко (муж Анатолий Кондольский, разведены)? Она тоже работала в Госпроме,хотя ,наверное,там была не только ваша фирма.То была мама моей подруги Таты.

Жарикова Эмма Семёновна   21.09.2012 20:22   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Эмма. Во-первых я хочу сказать, что испытываю глубокое уважение к людям, преодолевшим тяжёлые болезни. Дальше.
Моя мама пару лет проработала в этом самом госпитале машинисткой, вот совпадение! Если Вы хотите послать мне отрывок текста, нужно "выделить"
желаемый отрывок синим цветом. Для этого поставьте курсор в начало отрывка, затем нажмите и удерживайте клавишу со стрелкой вверх-ту, что переводит строчные буквы в прописные и переведите курсор в конец отрывка.
Текст отрывка должен "посинеть". Затем щёлкните правой клавишей мышки в любом засиненном участке текста, появится меню и левой кнопкой мышки щёлкните по строчке " Копировать".
Далее откройте на Прозе ру окошко " Ваши замечания",поместите курсор в это окошко и щёлкните правой клавишей мышки. В появившемся меню на строчке "Вставить" щёлкните левой клавишей мышки. Всё. Отрывок должен появиться в окошке. Попробуйте! Юрий

Юрий Бровер   21.09.2012 22:31   Заявить о нарушении
Да, еще. Вход в госпиталь был через проходную с караульным, в клингородок
вход свободный. Пушкинскую 100 помню хорошо, забор, красивый особняк и выглядывающие из-за забора высокие ели. Напротив было кладбище, где похоронен мой отец.Сейчас на месте этого кладбища-парк. Юрий

Юрий Бровер   21.09.2012 22:40   Заявить о нарушении
Уважаемый Юрий! Всё действительно так и есть, как вы
написали.Вот, кстати, благодаря вашему упоминанию кладбища, я вспомнила, что тогда хоронили с громкой музыкой духового оркестра, и дети в санатории слышали это всё.Я лично плакала от похоронной музыки.Слушать её приходилось несколько раз в неделю.В 1998 г. я была там - кладбища уже нет.Деревьев было немного.А санаторий был...Да, у
входа в госпиталь дежурили часовые, но они детей пропускали. Ходили ли и вы туда в парк? Да, вот так совпадение ! Наши мамы, наверное, были знакомы !

Жарикова Эмма Семёновна   21.09.2012 23:23   Заявить о нарушении