Огни Московского форштадта Часть5.. Мария
Когда родители Миши умерли, прожив долгую жизнь, со всеми ее проблемами и приключениями, он через несколько лет стал задумываться об их судьбе, и все чаще ему приходила мысль, а так - ли безоблачно проходила их жизнь, на фоне повседневной суеты и внешнего благополучия. Но, несмотря на то, что все вопросы были выяснены на протяжении
почти непрерывного совместного проживания и постоянного непринужденного общения, все возрастало ощущение какой-то тайны, тщательно умалчиваемой на протяжении многих лет.
Именно, это ощущение направляло его обратиться к последнему живому первоисточнику семейных тайн – тете, которая проживала в далекой Америке, и которой он никогда не видел.
Тетя, была одной из двух старших сестер отца, избравшая беспокойную жизнь актрисы.
С самого раннего детства она грезила сценой, пробовалась в различных амплуа. Мария отличалась добротой, нежностью и внутренним спокойствием. Училась в школе хорошо, всегда выполняла школьные задания. Всегда помогала матери по хозяйству. У Маши всегда было много друзей, она была отзывчивая и добрая девочка. Друзья ценили ее и боялись потерять. Повзрослев, сохраняет свои положительные качества. Она еще больше стала притягивать к себе людей своим внутренним теплом. А от кавалеров у нее просто не было отбоя. Она не знала, кому отдать предпочтение, и вдруг неожиданно вышла замуж за какого- то графа переехала жить в его имение, на какое –то время, исчезнув из поля зрения своего привычного окружения поклонников и воздыхателей. Но это продолжалось надолго. Вскоре она вновь появилась в свое привычно окружение постоянных поклонников, вся в слезах и расстроенных чувствах. Оказалось, что ее граф оказался морфинистом,наркоманом и терпеть такое было выше ее сил. Так бы она и не вышла из состояния страдания, если- бы не новое повсеместное увлечение новым для Латвии танцем. Именно в 20-е годы мир охватила всепоглощающая мода на танго, и она не упустила свой шанс.
И вскоре на самых популярных сценах Риги и Европы заблистала танцевальная пара
Мери и Александр Дорвард. Настоящие свои имена и фамилий Мурка Строкова и Саша Лосев,
недолго думая сменили на звучный псевдоним, случайно заметив на книжной полке роман Валтера Скотта - Квентин Дорвард. И этот псевдоним сопровождал их в многочисленных гастролях по всей Европе. Для большей респектабельности свое агентство они разместили в Берлине, а Ригу стали навещать, как гастролеры. Лучшие залы Европы стали приглашать пару на свою сцену, а Рига в то время, называлась Северный Париж , и пару можно было видеть регулярно на лучших ее сценах. Кроме того, Ригу в это время облюбовали самые известные в то время композиторы, исполнители и выразители- танцоры, которым восторженная публика и журналисты, присваивали звания королей танго. И так на лучших рижских сценах можно было встретить композитора и исполнителя знаменитых танго Оскара Строка, певца Петра Лещенко инашей пары Мери и Алекса Дорвард.
Из Воспоминаний Константина Сокольского о Петре Лещенко.
Весной 1930, - вспоминает Константин Тарасович Сокольский, - в Риге появились афиши, извещающие о концерте танцевального дуэта Зинаиды Закит и Петра Лещенко, в помещении театра Дайлес по улице Романовской N37. Я на этом концерте не был, но через некоторое время увидел их выступление в программе дивертисмента в кинотеатре "Палладиум". Они и певица Лилиан Фернэ заполняли всю программу дивертисмента - 35-40 минут.
Закит блистала отточенностью движений и характерным исполнением фигур русского танца. А Лещенко - лихими "присядками" и арабскими шагами, совершая перекидки не касаясь руками пола. Потом шла лезгинка, в которой Лещенко темпераментно бросал кинжалы... Но особое впечатление оставляла Закит в сольных характерных и шуточных танцах, некоторые из них она танцевала на пуантах. И здесь, чтобы дать партнерше возможность переодеться для следующего сольного номера, Лещенко выходил в цыганском костюме, с гитарой и пел песенки. Голос у него был небольшого диапазона, светлого тембра, без "металла", на коротком дыхании (как у танцора) и поэтому он не имел возможности своим голосом покрыть громадное помещение кинозала (микрофонов в то время не было). Но в данном случае это не имело решающего значения, потому что публика смотрела на него не как на певца, а как на танцора. А в общем его выступление оставляло неплохое впечатление... Программа кончалась еще парой танцев.
Оскар Строк заинтересовался Петром и включил его в программу концерта, в Риге, в кафе "Барберина".
Таким образом, говоря о королях танго, появление которых связано с Ригой. Начнем с певцов. Профессиональное рождение популярного русского певца Петра Лещенко состоялось, как нам известно, в Риге. Пётр Лешенко стал очень популярен во всём русском зарубежье до Второй Мировой войны , его песни были известны и в СССР. В последнее время есть определённый интерес к его творчеству. Рижским певцом был и Константин Сокольский, который тоже был известен в русской эмиграции и к творчеству которого и теперь есть определённый интерес.
Эти певцы пели мелодии танго и русские песни, авторами которых нередко были люди, жившие в Риге. Я имею в виду Оскара Строка, которого по праву называли королём танго. Намного меньше сведений о другом популярном рижском авторе Марке Марьяновском. Жаль.
Даже его фотографии теперь трудно найти.
Все, перечисленные люди, сыграли немалую роль в русской и Европейской культуре.
Возможно, в истории русской песни сыграли немалую роль и другие рижане. Интересно о них узнать.
Фото нашей пары Мери и Алекса Дорвард
Свидетельство о публикации №211071300975
для всех читателей в одинаковой степени интересно такое подробное описание ,например, истории танца танго. Хочется уже , чтобы вы побыстрее перешли к повествованию жизни главного героя. Но это чисто моё субъективное мнение, возможно оно и ошибочное. Вам, как автору,
самому решать, о чём и как писать. Хочу Вас похвалить за все главы -
ведь это ,несомненно, значительная познавательная история Вашего родного города. Отношусь с уважением к Вашему труду, и к Вашим познаниям. Всех благ Вам!
Галина Паудере 16.07.2011 00:32 Заявить о нарушении
Юрий Дубаков 16.07.2011 05:59 Заявить о нарушении