Уплата дани колено иссахара
ДВЕСТИ ГЛАВНЫХ
Не всем одинаково хорошо жилось и во время блуждания по пустыне. Одни, как Рувим и Гад, имели крупные стада, и потому заранее побеспокоились о пастбищах для них, выпросив уделы у самого Моисея. Другим коленам еще предстояло завоевать свое место в жизни, когда они перейдут Иордан и осядут в земле, обещанной Богом.
Нельзя не обратить внимание, что ко всем коленам, которые осели в Ханаане, обращен главный упрек:не изгнали жителей городов (обычно идет довольно длинный перечень), среди которых они поселились, как того требовал Бог (чтобы местные нравы не действовали пагубно на израильтян).
Упрек обращен ко всем, кроме двух колен:Иуды и Иссахара. Хотя наверняка и они не изгнали жителей своих городов, во всяком случае, во многих из них - наверняка.
И не изгнали не потому, что были слабы, как их соплеменники из других колен. А, скорее всего, именно потому, что были сильны, превосходя всех по своей численности, и заставили местное население платить им дань.
Впрочем, пришло время, когда уже местные князьки стали набирать силу над расслабленными и часто разобщенными израильтянами, особенно в Эпоху Судей. И, прежде всего, взоры их были обращены на уделы в богатейшей Изреельской долине.
Не случайно знаменитое сражение с Ханаанским царем Иавиным случилось у потока Киссон, который прорезал долину, начиная с горы Фавор.
Иссахар, сообщает вдохновительница битвы Девора, "так же, как Варак, бросился в долину пеший", что может означать:некоторые племена обоих колен - Иссахара и Неффалима - жили вблизи места предстоящего сражения.
Варака на беседу, прежде чем вдохновить его на предстоящую войну с Ханаанским царем, Девора вызвала и велела ему обратиться к Завулонянам. К другим коленам были посланы просьбы-оьращения.
А с князья Иссахаровы с Деворою появились вместе, что дает основания полагать, что именно из этого колена она и происходила.
Вообще Лия, у которой сын Иссахар был седьмым по счету, и которая решила, что "Бог дал мне возмездие за то, что я отдала служанку мою мужу моему"(потому и нарекла ему имя:Иссахар), могла бы, имей она такую возможность, гордиться наследницами сына.
Характер у них был не в пример несчастной Дине, дочери Лии, чью судьбу сгубили братья, и нет никаких сведений, что стало с ней потом.
Конечно, и условия у израильтян уже были другие, в большинстве своем они теперь не столько кочевали, сколько жили в постоянных местах - городах и их предместьях, а оседлый быт диктовал и другие взаимоотношения в кланах, которые представляли собой одну большую семью.
У родоначальника колена Иссахара было четверо сыновей, и племя второго из них, Фолы, было особенно многочисленным.
"Сыновья Фолы:Уззий, Рефаия, Иериил, Иахмай, Ивсам и Самуил, главные в поколениях Фолы, люди воинственные в своих поколениях;число их во дни Давида было двадцать две тысячи и шестьсот.
Сын Уззия:Израхия, а сыновья Израхии:Михаил, Овадия, Иоиль и Ишшия, пятеро. Все они главные.
У них, по родам их, по поколениям их, было готового к сражению войска тридцать шесть тысяч, потому что у них было много жен и сыновей.
Братьев же их, во всех поколениях Иссахаровых, людей воинственных, было восемьдесят семь тысяч, внесенных в родословные записи".
Считать только тех, кто пригоден к войне,- традиция давняя, и, к сожалению, лишает возможности знать, чем занималось "мирное население", если данный современный термин пригоден для того, древнего времени.
Тем не менее, кое-что все-таки узнать (или хотя бы - предположить) можно. В уделе Иссахара был город Давраф, позже отданный им левитам. Некоторые исследователи поначалу относили его к колену Завулона.
Вполне возможно, что он принадлежал и тем и другим, хотя жили в нем левиты. Дело в том, что этот город считался своего рода научным центром. Некоторые исследователи даже утверждают, что там было нечто вроде ... университета.
Правда, что и как там изучали, никто не знает, но, очевидно, и впрямь существовало некое учебное заведение. Иначе, откуда родилась легенда о том, что колено Иссахара изучало Тору, а Завулона - кормило его?
Может быть, в Даврафе учились представители обоих колен и помогали друг другу?
Когда в Хеврон к Давиду пришли израильтяне, чтобы "передать ему царство Саулово", все они были военачальниками в своих коленах. И только "из сынов Иссахаровых пришли люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю,- их было двести главных, и все братья их следовали слову их".
Уж не астрологами ли они были? Или пророками? И не в Даврафе ли их этому учили - знанию, "что надлежало делать Израилю"?
И, судя по тому, что все следовали слову их, их авторитет был очень высок.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №211071401170