Во что превращают классику

                (ПИСЬМО В "ЛИТЕРАТУРНУЮ ГАЗЕТУ")



        Уважаемая редакция!
        Мне очень важно поделиться с вами -- именно с отделом ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ -- по актуальному вопросу.
        Дискуссия "За счет литературы?.." ("ЛГ", 25. XII. 1985) не оставляет в покое. Решаюсь в нее включиться -- убеждена, как и авторы этой страницы "ЛГ", в известной истине, что постигать СЛОВЕСНОЕ ИСКУССТВО -- особенно русскую литературу -- необходимо всем.
        Я нахожусь в таком возрасте, когда большинство людей уже ОЦЕНИЛИ (хотя бы отчасти) нашу классику и чувствуют ее НЕИЗМЕРИМОСТЬ. Но ОСНОВЫ этого чувства, разумеется, закладываются В ШКОЛЕ -- В ЮНОСТИ. И проблема: КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ -- поставлена крайне СВОЕВРЕМЕННО.
        Я собираюсь в основном говорить о РУССКОЙ литературе -- ведь она составляет НАИБОЛЬШИЙ ОБЪЕМ школьной программы по данному предмету.
        Мысли, чувства -- идеи, стремления; настроения, быт, нравы -- с каким бесконечным РАЗНООБРАЗИЕМ, с каким ОПЕРЕЖЕНИЕМ ВРЕМЕНИ, с какой неповторимой СЛОВЕСНОЙ ТОНКОСТЬЮ представлено все это в РУССКОЙ КНИГЕ!
        ...Произвольно вспоминаю цитату из произведения Пушкина: "В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно..."*.
        В 13 лет, когда я прочла это произведение впервые, когда еще была далека от СОБСТВЕННОГО ПОНИМАНИЯ социальных идей, такие ЛИРИЧЕСКИЕ моменты поражали меня красотой СЛОГА и СОДЕРЖАНИЯ. А старинная манера изъясняться, даже архаические окончания ("счастливый мыслию..." и т. п.) буквально очаровывали (не потому ли и помнятся до сих пор?!).
        И я с радостью читала в статье ШКЛЯРЕВСКОГО ("ЛГ", дискуссия о поэзии), оппонировавшего КУШНЕРУ, рассуждения о воздействии некоторых оборотов, даже АРХАИЗМОВ -- о том, что все это заставляет ГЛУБЖЕ ПОНИМАТЬ литературу и погружает в АТМОСФЕРУ ЭПОХИ. Это -- не главное, но это необходимо хотя бы затем, чтобы немного позже (а лучше -- одновременно с ПРОЧТЕНИЕМ!) оценить сердцем и умом НЕПРЕХОДЯЩУЮ АКТУАЛЬНОСТЬ произведений, написанных основоположниками русской классики, и их же беспристрастное понимание описываемого времени.
        Не обладая таким ощущением, неискушенный школьник, подобно герою из "Бедных людей" Достоевского, не может порой отличить Пушкина от какого-нибудь "бульварного" романиста XIX века.



        *Из повести "Дубровский", которая, как известно, в 60-е годы входила в школьную программу.

                (продолжение следует)


Рецензии