Критические заметки о марксизме-55

Ницше, Маркс, Гегель. Для форума "Философский штурм". Здравствуйте, Derus! Спасибо за обстоятельный и интересный текст. Все у Вас логично и неопровержимо. В логической цепи должно быть основное звено, и оно у Вас есть: через волю к власти Вы рассматриваете все прочие виды деятельности. Через одни очки, через одно стекло – это правильно, это законно. Возьмем стекло розовое – мир увидим розовым, возьмем стекло черное – мир увидим в черном цвете, возьмем стекло красное – мир увидим кровавым. И т.д.  Так и смотрели на мир все выдающиеся философы. Есть, правда, у меня одна зацепка.

Вам хочется увидеть мир таким, каким его увидел Ницше? (Вы стихийно пришли к философии Ницше, и без упоминания о великом философе здесь уже не обойдешься.)  Жестоким,  бескомпромиссным, где сильный давит слабого? (Падающего – подтолкни. Идешь к женщине – не забудь захватить с собой плетку. И т.д.) Ваше право.  Дело, однако, в том, что эта философская позиция проверена на практике, проверена в международном масштабе, когда слабых («недочеловеков») травили газом и сжигали в печах. Отвернулись народы от бескомпромиссности, которую исповедовал Ницше и которую воплощали в жизнь нацисты. Более того: идея господства сильного над слабым была проклята, по сути, единогласно всем человеческим сообществом. Мысль моя простая: в конечном счете всякую теорию, всякую логическую цепочку проверяет практика. А практика показала непригодность идей Ницше для нормальной жизни человека, общества, человечества. Это и есть моя «зацепка» к Вашим очень разумным рассуждениям. (Придумал инженер новую машину, но она не оправдала себя, до сих пор стоит в музее. А другому инженеру больше повезло, его машина и сегодня еще в ходу.)

Вот и Маркс принес в мир свою общественно-историческую идею и предложил проверить ее на практике. Россия и другие страны ее проверили и сказали: непригодна. А ведь все в ней было так логично. И доказательства приводились таки веские: пролетариат страдает, значительная часть буржуазии жирует, нередки забастовки на предприятиях, восстания и гражданские войны низов против верхов – частое явление в истории. Но всех этих «за» оказалось мало для того, чтобы реализовать красивую идею, но бредовую.

Ницше и Маркс как философы в конечной цели человечества расходятся.  Для первого благом является общество сверхчеловеков, гипербореев, сильных и здоровых людей, людей нордической расы. Для второго – общество, в котором царит справедливое распределение продуктов материального и интеллектуального производства. А в средствах достижения цели сходятся: оба они – за безжалостность, беспощадность, бескомпромиссность. Безжалостность к тем, кто обречен природой и историей. Буржуазия, по Марксу, – класс погибающий, и он должен уйти. История ползет, как черепаха – надо ее ускорить с помощью революции. И большевики стали ускорять, нагромождая насилие на насилие.

Насколько разумнее смотреть на мир через «стекло», которое предложил Гегель – через понимание воли как составной части процесса познания мира в понятиях.  Философы объясняют устройство мира, выявляют тенденции его развития, а политики строят проекты его усовершенствования и реализуют их. Желательно без спешки, без аврала, без революций и ломок. С помощью реформирования устаревающих отношений. Еще из Гегеля о том, как разумная воля (не слепая, как у Ницше), реализует заложенный в глубине общественной жизни разум: «Все разумное – действительно. Все действительное – разумно». Это значит: разумно устроенные государства живут в мире и спокойствии. Пример – Западная Европа, Скандинавия, США, Канада. Это значит: государства, живущие в мире и спокойствии, построены на разуме. Ушел разум из политических устройств ряда арабских народов – последствия не заставили себя долго ждать. Далее. Если политический режим обречен, не живет, а лишь существует, но его искусственно поддерживают – жди революции.  В России Великая освободительная революция произошла в 90-х годах прошлого столетия. 


Рецензии