Броня, Бронька, Бронислава-Глава1-25

                Редкий человек
                Елена Милькина

   Бывают люди, при жизни озаряющие ровным, тёплым светом всех, кто оказывается рядом с ними. А когда они уходят, то образующуюся пустоту нечем заполнить. Остаётся только светлая память и благодарность судьбе, что открыла для тебя этого человека. Таких людей, к сожалению, очень мало. Про них говорят «редкий человек». К таким людям с полным основанием относится Броня.

   Мне посчастливилось быть рядом с Броней и её семьёй на протяжении нескольких лет. Познакомилась я с ней летом 1992 года, в период, когда она проводила большую работу по организации землячества «Москва – Ленинград». Меня поразили её энергия, доброта, абсолютное бескорыстие. Её целью было объединить людей, дать возможность знакомиться, общаться, проводить совместно свободное время. Надо сказать, что завязавшиеся в этом землячестве знакомства во многих случаях перешли в крепкую дружбу, длящуюся уже много лет. Броня устраивала прекрасные концерты, экскурсии, выставку рукодельных работ. И каждый человек, принимавший участие в этих мероприятиях, ощущал тепло, внимание, дружелюбие, которого у Брони хватало на всех.

   А потом были пять лет, когда  я почти  каждый день встречалась с Броней в её доме. Я помогала ухаживать за старенькой мамой Брони Татьяной Ефимовной. Вот тут я поняла, от кого унаследовала и получила с воспитанием Броня свои редкие душевные качества, удивительную, неповторимую душевную красоту.

   Не могу не сказать несколько слов о Татьяне Ефимовне. Нельзя забыть, с какой доброй улыбкой, с какими светящимися глазами каждое утро встречала меня Татьяна Ефимовна. Она никогда не забывала спросить меня о здоровье мужа, всегда старалась угостить чем-нибудь вкусным. И никогда, никогда я не слышала от неё ни одной жалобы на плохое самочувствие. Всегда ровная, спокойная, готовая выслушать, помочь со-ветом и делом – такой она осталась в памяти московских друзей Брони, такой она была и здесь. А как она умела радоваться, если замечала на мне какую-то новую вещь, жили-то мы все скромно, и каждая покупка была маленьким событием.

   Никогда мне не забыть, как я пришла к ней в больницу, незадолго до её ухода... Она была очень слабой, уже не могла говорить, и вдруг, увидев меня, она собрала последние силы и тихонько, как выдохнула, сказала «Ле-на». Мы с Броней так и ахнули, Самые светлые воспоминания остались у меня о Татьяне Ефимовне.

   Все прекрасные душевные качества Татьяны Ефимовны нашли своё отражение в Броне.
На протяжении всех лет знакомства и дружбы с Броней я всегда чувствовала её тепло. Последние годы, ещё до болезни Брони, мы не так часто виделись и не так часто разговаривали по телефону, но я всегда знала: стоит снять трубку, набрать номер, и я услышу её неповторимый голос: «Ну, как ты? Что нового? Рассказывай!» А я зачастую npocтo стеснялась звонить. А вот теперь уже не дозвониться и не услышать милый голос...
А как умела Броня радоваться успехам друзей! Она с нетерпением ждала, когда я закончу работу над книгой рассказов моего мужа, ей хотелось скорее прочитать её. Когда я принесла книгу, сколько радости было в её глазах. Как она восторгалась тем, что я смогла освоить компьютер и изготовить книгу.

   А ещё Броня умела дружить. Причём каждый человек чувствовал себя её лучшим, единственным другом. У неё на всех хватало света, доброты, необыкновенной доброжелательности!

   А к кому было идти за советом, за помощью? Конечно, к Броне. Кто мог так внимательно выслушать, тут же подумать, чем можно помочь, дать совет, идущий от души. Всё это Броня. И вот её нет...

   А как она умела прятать свою боль от всех. Никогда не жалуясь, она стойко переносила все беды и невзгоды, которых в её жизни было, к сожалению, более чем достаточно.
Она уже заболевала. Мы по телефону договорились, что я приду к ней. Вдруг она предупреждает: «Ты только не пугайся, я пока не могу вставать». Не о себе она подумала, а обо мне, чтобы я, не дай Бог, не испугалась, непривычно увидев её лежащей в постели.
Страшная болезнь, от которой нет спасенья, почти одновременно пришла к моему мужу и к Броне, и пошли они одной дорогой друг за другом с разрывом в несколько месяцев: один диагноз, одна больница, одни процедуры, одна палата (последний приют на земле) и даже одно и то же место в палате. А теперь они покоятся в одной земле под израильским небом на расстоянии не более двух десятков метров друг от друга. Веч-ный им покой ... Светлая память...

                Май 2008г.


Рецензии