творчество Леси Украинки

Леся Украинка по сей день остается одной из интереснейших личностей.
Мне кажется, потому, что ее величайшие произведения не возникали «на пустом месте», не представляли собой призрачные фантазии.
Творения Леси Украинки пропитаны духом ее жизни, впечатлений от путешествий, переживаниями за судьбу своего народа.

Неспроста Лариса Петровна Косач (настоящее имя выдающейся украинской поэтессы) взяла себе этот псевдоним!
На мой взгляд, и в муках  от страшной  болезни (к несчастью, она всю жизнь страдала турбекулезом костей), и на чужбине, и в радости, и в горе Леся Украинка всегда помнила о украинских землях, о тяжелой судьбе народа этих земель, о непростой Истории Украины.
Неизлишне сказать, что Лариса Косач была на редкость образованной и талантливой личностью.

 С блестящими знаниями французского, английского, немецкого, польсого и других языков; она превосходно знала географию, историю Востока и его культур, историю искусства и религий.

Кроме того, поэтесса имела удивительную способность к музыке: она играла и сочиняла маленькие музыкальные пьессы в очень раннем возврасте! В семье, где родилась Леся Украинка, высоко ценили искусство. Я думаю, это сформировало в ее произведениях характерные мелодичность и легкость.

Творчество поэтессы весьма разностороннее: от романтической феерии (самое известное ее произведение такого жанра – «Лесная песня») до патриотического призыва к украинцам восстановить мощь своей Родины.

В некоторых своих творениях Леся Украинка была первой, кто разбивает традиционные образы.
В ее «Каменном хозяине» прославленный насмешливый обольститель - Дон Жуан выходит из своей «легендарной» рамки: этот человек эгоистичен, тщеславен и готов совершить преступление ради прихоти.

Но некоторые произведения Ларисы Косач глубоко индивидуального характера, поскольку в них она расскрывает саму себя.
Они, к сожалению, сложились не от радужных мечтаний, а от трагедий в личной жизни поэтессы! (После смерти мужа – Сергея Мержинского Леся Украинка создает драмму «Одержимая», в которой описывает свои душевные преживания.)

Но наиболее, как мне кажется, красочные и гениальные произведения были созданы поэтессой во время путешествий.
Не раз она бывала в Египте, Греции, Германии, Австрии, Крыму и конец свой встретила вдали от родины – в Грузии.

Особо яркий период в творчестве Леси Украинки – Крымский.
В Крыму она посетила Ялту, Евпаторию, Бахчисарай, Балаклаву…Поэтесса, на мой взгляд, восхищалась тогда красотою Крыма, его стойкостью. Именно там берут свое начало и драмматические поэмы, и стихи о мечте, свободе.

Свобода родного края от несправедливой, жестокой власти – одна из самых болезненных тем, которые затрагивает Леся Украинка. Она начала отражать борьбу личного и общественного очень рано.

Как и другие выдающиеся поэты дореволюционной украинской литературы, Лариса Косач выражает своими стихами недовольство царизмом, протест против национального гнета.

Как и я, Леся Украинка была убеждена в том, что поэт – служитель народу.
Она возмущалась явлением социального ущемления Украины, спорила против политики либералов.
Перед революцией 1905 года в творчестве поэтессы наблюдались пылкие революционные призывы.

Не чуждо для поэзии Леси Украинки и влияние литературы либо фольклора других стран.
Так, для написания поэмы «Віла – посестра» она использовала сербский фольклор, в произведении «Давня казка» - сатиру Гейне, в «Ізольде білокурой» - известный рыцарский роман «Тристан и Изольда».
Многие другие творения Ларисы Косач насыщенны цитатами зарубежных классиков, таких, как Виктор Гюго.

Леся Украинка в мире литературы известна больше, как автор драмматических произведений.
Секрет их успешности у читателей в использовании образов мировой литературы и материалов из области истории, мифологии различных эпох.
Поэтесса давала оригинальную трактовку сюжета, наполняя его новым идейным содержанием.

Сейчас ведутся многочисленные споры по поводу роли Леси Украинки в литературе.
Но из дореволюционной критики справедливо охарактеризовал поэтессу лишь Иван Франко: «Со времен Шевченка Украина не слышала такого сильного, горячего и поэтического слова, как из уст этой больной девушки.»

Я считаю замечание Франко лучшим взглядом на творчество Ларисы Косач и искренне восхищаюсь тому, что в серьезном недуге, эта мужественная, не теряющая веры в светлое будущее, личность нашла в себе силу воли: призвать людей к свободе, раскрыть правду, не боясь общепринятых идеалов; заставила задуматся о жестокости к народу!

Поистинне, я думаю, Лесю Украинку совершенно заслуженно называли «Дочкой Прометея»: она зажгла ослепительный огонь идей свободы, труда, счастья Украины!

  Вставай, хто живий, Не бійся досвітньої мли, -
В кого думка повстала! Досвітній огонь запали,
Година для праці настала. коли ще зоря не заграла.
(«Досвітні огні»)

Сделав анализ творчества поэтессы Леси Украинки, я все же прихожу к выводу: оно неповоторимое, разнообразное, наполненное впечатлениями, переживаниями о судьбе родины;

 Безусловно, поэтесса прибегала и к мифам, и к описанию своей жизни… Но борьба за свободу Украины была основным сюжетом ее захватывающих стихов.

И я надеюсь, что идеи свободы, труда во имя счастья будут вечны, как вечна слава призведений Леси Украинки!...


Рецензии