Уплата дани колено иссахара

                Продолжение

                ЦАРСКИЙ ДВОР

   Чем более древними становились события, связанные с Исходом из Египта, тем меньше вспоминали о них израильтяне. Если вообще вспоминали.
  Как свидетельствует летописец, каждый израильтянин поступал, как хотел, и даже не всегда судей слушались.
  Похоже, подобная ситуация продолжалась и тогда, когда был назначен первый царь - Саул.
  Назначил его пророк Самуил, и выбор его многим не понравился.
  Наверно, поэтому так долго и не всегда успешно воевал Саул с Филистимлянами, потому что поддержка его усилий была явно минимальной.
  Более того, одно время даже Давид перешел на сторону Филистимлян, а с ним и другие израильтяне.
  Были ли среди них князья Иссахаровы? История об этом умалчивает, но нельзя не обратить внимание на то, что Филистимляне спокойно входили в города колена Иссахара, чтобы потом отправляться на битву с Саулом.
  "И собрались Филистимляне и пошли и стали в Сонаме".
  Войти в чужой город можно было, либо взяв его, либо по соглашению с главами города.
  О захвате Сонама ничего не говорится, стало быть, напрашивается вариант соглашения.
  И в самом деле, что значил для колена Иссахара  Саул Вениамитянин? Пожалуй, мало что значил, если вообще значил. Если бы он сумел одолеть Филистимлян, его авторитет, конечно бы, сразу возрос.
  Но ему это оказалось не под силу. Увидев Филистимлян в Сонаме, Саул испугался. И даже пошел к гадалке, чтобы та вызвала умершего Самуила:ему хотелось услышать от пророка, стоит ли ему идти в данном случае против Филистимлян.
  Тем временем Филистимляне уже в Афеке ( в данном случае - городе колена Иссахара;был еще и Афек Иудейский) собрали все свои ополчения, а потом стали станом в долине Изреельской.
  Решающее сражение произошло на горе Гелвуй, в котором Саул и трое его сыновей погибли.
  "И отсекли ему голову, и сняли с него оружие, и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу.
  И положили оружие свое в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф - Сана".
  Должное уважение к погибшему врагу проявили лишь жители Иависа Галаадского, которых Саул спас от рук Аммонитян. Они всю ночь шли в Беф-Сан, чтобы подобрать трупы Саула и его сыновей, принести в свой город, сжечь и захоронить под дубом.
  Потом они еще и постились семь дней.
  А ведь Беф-Сан находился вблизи города Изреель, но колено Иссахара никакого уважения погибшему царю не выказало.
  К Давиду они придут, но не сразу, а когда убедятся в его силе. Когда Давид, в отличие от Саула, был избран царем, и Филистимляне узнали об этом, они тут же пошли против него.
  Решающая битва произошла в долине Рефаимов, недалеко от Иерусалима, в которой Филистимляне потерпели поражение.
  После этой победы Давиду справиться с ними было уже легче, и в конечном итоге он подчинил себе Филистимлян.
  Ясно, что для израильтян теперь важен был союз с более сильным Давидом, нежели поверженными Филистимлянами. От каждого колена пришли к нему засвидетельствовать свою приверженность и предложить свои услуги, и это  по инерции продолжалось и в годы царствования Соломона.
  Так, у Давида начальником отделения (они служили помесячно) был Омри, сын Михаила из знаменитого рода Фолы, а у Соломона - Иосафат, сын Паруаха.
  Ситуация резко изменилась после распада объединенного царства. Если в Иудейском царстве за престол боролись представители двух колен, а потом - сыновья Давида, то после воцарения Ровоама - первого царя Иудейского царства, власть просто и бескровно передавалась по наследству.
  Не то было в Израильском царстве. Сын Иеровоама, первого царя этого государства, Нават, который процарствовал всего два года, был злодейски убит Ваасой из колена Иссахара.
  Причем, случилось это, когда израильтяне осаждали филистимский город Гавафон. И, видимо, после этого осада города была снята. Потому что, воцарившись на троне, Вааса затеял войну с Асой, царем Иудейским, и она была "во все дни их".
  Что собой Вааса представлял вообще, можно предположить лишь по весьма скупым сведениям о нем.
  "Я поднял тебя из праха и сделал вождем народа Моего",- говорит ему Господь. Это явно говорит о том, что Вааса был из какого-нибудь небольшого племени, "ничтожного" среди других, что, впрочем, соответствовало сложившейся традиции, когда судьи и вожди избирались именно из таких племен.
  Человеком Вааса был жестоким. "Когда он воцарился, то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его".
  Родом он был из Изрееля. "Кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы;а кто умрет у него на поле, того склюют птицы небесные",- предсказал ему Бог, разочаровавшись в нем.
  И это предсказание в недалеком будущем сбудется именно в Изрееле (там вообще произойдет много важных событий).
  Столицей же Израильского царства в ту пору была Фирца, в колене Манассии. Туда и перебрался Вааса, продержавшись на царском троне двадцать четыре года.
  С Асой, царем Иудейским, он прежде всего воевал за город Раму, "чтобы никто не выходил и не уходил к Асе, царю Иудейскому".
  Видимо, правление Ваасы было таким, что его подданные даже готовы были покинуть свои родовые гнезда, лишь бы избавиться от него.
  В победе над Асой Вааса был уверен, так как имел союз с Сирийским царем Венададом. Но Аса перекупил Венадада на свою сторону с помощью  серебра и золота, взятого из дома Господня.
  А тот и рад был, ибо появился "официальный" повод хорошенько пройтись по землям Израильского царства."И поразил Аин и Дан, и Авель - Беф - Мааху, и весь Кинереф, по всей земле Неффалима".
  Вааса вынужден был убраться из Рамы, а Аса вывез из города приготовленные Ваасой стройматериалы, и отстроил Гиву Вениаминову и Мицпу.
  Про остальные войны этих царей ничего неизвестно, но известно, из каких колен убегали от Вассы в Иудею: Ефрема, Манассии и Симеона.
  После смерти Ваасы царем стал его сын Ила, но поцарствовать ему довелось всего два года. Заговор против него составил Замврий, "начальствовавший над половиною колесниц".
  Ила гостил в доме некоего Арсы и напился там до бесчувствия. После чего Замврий и убил его, объявив себя царем.
  Царсвовал он всего... семь дней, но успел истребить весь дом Ваасы, "не оставив ему мочащегося к стене, ни родственников его, ни друзей его".
  Самое поразительное, что и в этот раз, спустя двадцать шесть лет, Израильтяне осаждали все тот же Гавафон Филистимский.
  Услышав, что натворил Замврий, они сняли осаду с города и поспешно двинулись к Фирце, взяв его в осаду.
  Поняв, что ему не спастись, Замврий зажег царский дворец и сам погиб в огне.
  А царем был избран военачальник Амврий. Спустя шесть лет, он купил у некоего Семира гору  Семерон и построил здесь город Самарию.
  Фирца как столица Израильского царства потеряла свое значение. А вот город Ваасы Изреель стал ареной многих, довольно жутких событий.
                Окончание следует
   


Рецензии