В раю

               
     Царские врата открыты. Священник и диакон молча кадят престол и алтарь, знаменуя начало творения мира: «В начале сотворил Бог небо и землю». Земля была пуста, лишь Божий Дух носился над первозданным веществом. Первым возгласом священник прославляет Создателя, затем трижды призывает верующих: « Слава Святый и Единосущный, и Животворящий, и Нераздельный Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» и «Приидите, поклонимся, Царево нашему Богу…». Прихожане внимают и, крестясь, кланяются. С клироса доносится 103 псалом о сотворении мира, и ты воочию наблюдаешь ветхозаветные времена, а значит, соприкасаешься с вечностью. Священник снова кадит, и молящийся осязает райскую жизнь, видит первых людей, исполненных радости и блаженства, потому что совесть спокойна, и сердце чисто, и разум светел. Снова видит Адама и Еву, но падшими в грехе и потерявшими обетованное счастье, и двери рая уже закрыты.

    Как Адам перед замкнувшимися вратами рая, перед закрытыми царскими вратами диакон возглашает великую ектению: «Миром Господу помолимся...». « Паки и паки миром Господу помолимся...». С каждением храма снова совершается пение стихов. «Господи, помилуй!»-просим мы мира и спасения душ наших, сокрушаясь о том, что послушались нечестивого дьявольского совета.

    К ветхозаветным стихам присоединяются новозаветные стихиры. «Премудрость прости»,- провозглашает диакон и входит вместе со священником во вновь открытые царские врата. Хор поет песнь Сыну Божию, явившемуся в мир для спасения рода человеческого…

    У молящихся затекли ноги, невмоготу стоять пожилым. Благо, что есть скамеечки. Молодежь переминается на месте, но вскоре, забыв про усталость, продолжает внимать молитве. Бывает, что отвлечешься иногда невзначай, не совладав с мыслями, и снова окажешься здесь, на грешной земле, только в чудном храме. Оглянешься, а рядом обычные люди, только вокруг иконы да свечи, и так светло и тепло, что нега начинает овладевать телом до тех пор, пока не придешь в себя. Осознав, что отстал от молитвы, потому что сошел с небес, созерцаешь храм Божий, но не Самого Бога, погневишься на себя в сердце и снова затеплишь молитву.

    А Вечерня подходит к концу: « Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром : яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свят во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Трисвятое, « Отче наш», «Богородице Дево, радуйся...», молитва праведного Иова «Буди имя...» и благословение священника.

    Начинается Утреня. Славословие ангелов, явившихся вифлеемским пастырям, открывает службу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Читается шестипсалмие о греховном состоянии людей и выражается надежда на милость Божию. Молящиеся внимают с благоговением. Диакон произносит великую ектению, громко и радостно поется краткая песнь о явлении Иисуса Христа в мир: «Бог Господь явися нам, благословен грядый во имя Господне», поется и тропарь, читаются отдельные части Псалтири.

    Уставшие могут присесть, это разрешено сделать во время чтения кафизмы. Но многие уже привыкли к своему положению, и им не составляет особого труда молитвенно отстоять службу до конца.

    Диакон произносит малую ектению, совершается полиелеи-«многое освящение» в ознаменование милости Божией, явленной нам в пришествии Единородного и совершении Им дела спасения от власти дьявола. В храме становится светлее, так как возжигаются все светильники. Открываются царские врата, и священник выходит из алтаря, совершая каждение. После величания диакон произносит малую ектению и прокимен, священник читает Евангелие. Верующие прикладываются к праздничной иконе, батюшка помазывает их благословенным елеем, раздается освященный хлебец. Поется «Воскресение Христово» и несколько кратких молитвословий. Диакон обращается к Богу с молитвой о нас, грешных: « Спаси, Боже, люди Твоя...». Слышится возглас священника: « Милостию и щедротами…». Поется канон. Перед девятым ирмосом диакон снова совершает каждение храма, хор поет песнь Богородицы. Звучат хвалительные псалмы и великое славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение...». Мы благодарим Господа за дарованный нам свет дневной и духовный. Славословие завершается пением Трисвятого и тропарем праздника. Сугубая и просительная ектении, отпуст священника, заключительная молитва хора.

    Начинается Первый час…
    Я накидываю на себя пальто, неспешно застегиваюсь. Так бы и осталась навсегда здесь, в этом земном раю, Господи! Что-то такое непонятное сидит в груди, не дает вздохнуть, в ожидании чего-то застыло сердце...

    Светят вечерние огни, молодежь собирается в группы около городских кинотеатров и баров. После службы, усталая, со странным чувством блаженства внутри себя, бреду мимо ярких витрин и киосков, не замечая прохожих..


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.