Страница предоставлена гостю

 (Эта страница предоставлена мною известной писательнице Нинель Масяк по ее просьбе. Предложенный ею текст размещаю без единого изменения)

Назвала бы я его Ужгородским Леонардо
 
        Порой довольно удивительно складывается человеческая жизнь. Кто бы мог подумать, что, прожив около полувека в Ужгороде, мне доведется стать вхожей в дом, где живет и плодотворно творит потрясающе одаренный человек? Которого с некоторых пор я называю Ужгородским Леонардо. И в самом деле, Судьба  решила не скупиться,   одарив этого человека разносторонними талантами, под стать знаменитому гению Возрождения. Математик, шахматист, эрудит, поэт и художник, он привык щедро делиться своими уникальными дарами Творца и Учителя, предоставляя возможность знакомиться со своими творениями.
        Так, на одной из стен просторной комнаты ужгородца в довольно скромной раме находится созданный им шедевр, достойный  быть выставленным в самых известных галереях мира – точная копия Моны Лизы. Правда, в отличие от луврского оригинала, посетитель может  созерцать красоту картины без пуленепробиваемого стекляного футляра, и одновременно ознакомиться с поэмой автора «Хроника рождения картины Мона Лиза». За потрясающей простотой изложения, а также мельчайшими деталями, прописанными с абсолютным, дотошным (в лучшем понимании слова), знанием материала, скрываются годы колосального труда настоящего мастера, желавшего полностью воссоздать историю написания самой известной картины  кумира.
        Обаяние и простота общения с Валерием Александровичем не могли не сказаться и на моем творчестве. Так несколько страниц историко- мистического романа, написанного в жанре фэнтези «Яд бессмертия«, обогатились описанием встречи одного из бессмертных с Маэстро Леонардо:            

      « Г Л А В А 34    
…Никто не знал, что он живет уже более ста двадцати лет, поскольку примерно четыре года назад, после завершения магического ритуала баронет Говард Хьюз сумел настолько омолодиться, что вполне мог сойти за двенадцатилетнего юношу. В один из июльских дней 1482 года   он решил предстать перед уже известным живописцем Леонардо да Винчи, назвав себя Пьетро дель Санта.
В этот момент бессмертный преследовал сразу две цели: познать секрет его техники сфумато, то есть изображения полупрозрачной дымки, а также приобрести хотя бы несколько работ, одна из которых – «Мадонна в скалах», увиденная во флорентийском дворце Медичи, навсегда поразила его воображение.  Даже несмотря на то, что у модели оказались  выбриты волосы у лба по моде того времени, которую Говард  никогда не понимал. К тому времени Леонардо да Винчи поселился уже в Милане в доме, расположенном неподалеку от дворца герцога Сфорца, где начал работу над конной статуей. Увидев этот дом, Говард поразился тому, что на довольно длинной стене находилось лишь одно небольшое оконце, которое не могло полностью осветить дом живописца.
     Довольно высокий и худощавый тридцатилетний мастер, едва избежавший в апреле 1478 года судебного обвинения в содомии, увидев на пороге дома очаровательного юношу, сначала вознамерился прогнать его прочь, но в этот момент Пьетро, потупив взор, протянул ему несколько набросков своих работ, и сердце художника невольно дрогнуло. Он позволил ему войти в свой дом и согласился за вполне умеренную плату обучить основам живописи. Впрочем, первые дни, проведенные в доме мастера, прошли для ученика как в той самой туманной дымке, которой прославились картины учителя. От других учеников ему удалось узнать, что мастер стал сиротой еще при живой матери, поскольку в четырехлетнем возрасте был принят в дом своего отца, нотариуса да Винчи, женатого на другой женщине. А с родной матерью, Катериной, ему было запрещено встречаться. В пятнадцатилетнем возрасте первым учителем Леонардо стал известный живописец Андреа дель Вероккиа.
      А потом Говард узнал, что замкнутый и холодный, порой даже нелюдимый Леонардо во время работы любил слушать игру и пение музыкантов, а иногда пел и сам. Прошло почти четыре месяца с тех пор, как он впервые увидел живописца, а тот еще не удостоил его ни одним уроком. Однако Говард был вынужден признать, что сама атмосфера, в которой жил и работал Леонардо, наполняет и его самого яркими творческими идеями. Наблюдая за тем, как работает художник, он сумел понять, что рука мастера едва поспевает за полетом его гениального ума. Ведь Леонардо интересовала не только живопись, но и почти каждая отрасль науки: механика, астрономия, ботаника, анатомия и медицина. И каждой из них он отдавал по нескольку часов времени, порой жертвуя отдыхом и сном.
     Еще через две недели юноша решил покинуть учителя, поскольку понял, что мастерство художника исходит из движений души. Поэтому человек, овладевший даже самой изощренной техникой, не сможет создать гениальное произведение при пустом и мелочном своем втором «я»…
     Во время странствий по свету до него иногда доходили  известия о новых работах прославленного художника. Одной из тех, приобретением которой заинтересовался король Франции Франциск I, стал портрет знатной флорентийки, супруги удачливого продавца шелка Лизы дель Джоконды, написанный  еще в 1501 году. Автор так и не отдал портрет заказчице, предпочитая повсюду возить его с собой, поэтому картина стала украшением Лувра в 1519 году лишь после смерти мастера. В 1521 году Говард тайно посетил замок Шатр-Амбуаз, чтобы преклонить колени перед могильной плитой того, кого считал своим вторым Учителем. С тех пор при каждой возможности он любовался творениями Леонардо, выставленными в Лувре, и даже скопировал некоторые из них...»

         К слову, копия Моны Лизы – отнюдь не единственная картина авторства В.А.Пленкова. В коридоре висит не менее прекрасная, «Дама с горностаем». Правда, к сожалению, в отличие от Леонардо, с Ужгородским,  пока еще не встретился меценат, подобный французскому королю, способный по достоинству оценить все грани таланта Валерия Александровича. Который каждый день дарит миру Гармонию и Красоту.
                Нинель Масяк, член Национального Союза журналистов Украины


Рецензии