Виват, караоке!

               

Как это не удивительно, наш родной и любимый русский язык заметно перенасыщен различными иностранными словами. Так мы, например, каждый день, достаем из холодильника «французский» майонез, управляя автомобилем, крутим «голландский» руль, вытаскиваем из рукава «английский» джокер при игре в карты. И это далеко не предел того, что каждый день мы делаем на иностранный манер. Например, из японских слов, знакомых русскому уху: «харакири», «саке», «икебана» – «караоке» более всего вошло в нашу жизнь. Потому, то ли модно нынче стало петь или же по каким-то другим причинам, но, наверное, не найдется в наше время человека, который хотя бы не слышал это слово.
Попробуем совершить небольшой экскурс в этот мир – мир караоке.

Что же такое «караоке»?
 «Караоке» – это японское словосочетание, которое можно приблизительно перевести, так: «карппо» - пустота + «оке» (сокращение от «окестура») – оркестр, получим ни больше, ни меньше чем «пустой оркестр»!
Если же не лезть в дебри японского языка и называть вещи своими именами, то «караоке» следует описывать, как пение под фонограмму, льющуюся из электронного устройства, которое к тому же выдает на экран текст любимой песни с ритмичной подсветкой слов ровно в такт музыке.
Функция караоке может присутствовать в телевизорах, DVD, музыкальных центрах и компьютерах, то есть во всех устройствах, которые обладают способностью воспроизводить звуки и по возможности текстовую информацию. Также эти устройства могут совмещать в себе функции не только караоке, а так же музыкального центра или DVD-проигрывателя. Использование функции караоке в таких устройствах очень просто и не требует каких-либо технических навыков: вы просто вставляете компакт диск с фонограммами своих любимых песен в музыкальный центр, поддерживающий функцию караоке (или просто в систему караоке), выбираете с помощью пульта управления песню, которая вас интересует, и, взять в руки микрофон, начинаете петь. Тут вовсе не обязательно иметь замечательные вокальные данные, а главное - чувствовать ритм, то есть попасть в такт песни. После того как вы закончите своё пение, система оценит его по стобальной системе, то есть оценка будет варьировать в промежутке от 1 до 100.

Куда уходят корни?
Большинство из нас считают и будут продолжать считать, что «караоке» является целиком и полностью японским изобретением, пришедшим в Россию не так давно, но успевшее занять свою ячейку в сердцах многих. Теперь каждый из нас точно знает, чем можно заняться в компании друзей, хотя для домоседов, избегающих любого общества, самурайская забава тоже очень подходит.
Между тем, существует и такая точка зрения, что «караоке» придумали вовсе не японцы. Они придумали только слово, которым теперь принято называть самовольное пение под музыку. И оно было позаимствовано у милых соседей с Востока, просто за неимением своего собственного.
В результате проделанного мною расследования, удалось узнать следующее.
Еще 60 лет назад простые советские люди прекрасно знали о том, что такое «караоке».
В определенной степени история советского караоке уходила своим корнями в прошлое еще задолго до появления современной радиоэлектронной аппаратуры. Дело в том, что в середине тридцатых, когда грамзапись стала явлением более или менее массовым, в СССР довольно значительными тиражами начали издаваться записи известных песен и вальсов, пришедших к нам еще из времен царской России. Поскольку новых, советских текстов для такой музыки написано еще не было (или же они были не вполне известны), то определенные категории несознательных граждан использовали такие пластинки в целях удовлетворения ностальгии по буржуазному прошлому.
Опыты с изданием пластинок для пения, предпринимались и в других странах. Так, издававшиеся в Америке фокстроты «озвучивались» только наполовину – нередко вокальная группа вступала уже на последней минуте записи. Огромный опыт принадлежал и гитлеровской Германии – в нацистских маршах, поднимающих боевой арийский дух, очень часто присутствовали специальные «немые» проигрыши.
Делали тогда следующим образом: записывали на пластинку мелодию популярного марша, причем это был полновесный высокопрофессиональный аккомпанемент большого оркестра, а когда наступало время исполнять припев, к оркестру подключался и большой хор. Поющий под эту пластинку не просто пел, правильнее сказать он запевал, он солировал, и десятки слаженных голосов как бы подхватывали его песню в нужный момент.
Эмоциональный и воспитательный эффект такого нехитрого, и в то же время гениального, зажигательного приема трудно переоценить. Далеко не всякая поп-звезда в реальных условиях способна выдержать такое испытание мастерством. Иноземный опыт переняли, и советскому человеку открылась одна из наивысших степеней ощущения сопричастности, когда ты впереди, и с тобой великая сила! И запевал трудящийся человек не бездумную песенку, а песню гордую, величественную, проникнутую духом победы, зовущую к новым высотам в созидательном труде и в бою.

Подведем итоги.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что «караоке» - это когда петь очень хочется!  И петь можно кому угодно, когда угодно, как угодно, и даже если петь не умеешь вовсе. Подумать только, сколько людей обнаружили у себя вокальные данные с приходом на русскую землю этой забавы и сколько, безусловно, еще обнаружат.  Это буквально рай для тех, кто любит петь и даже, возможно, когда-то мечтал стать великим певцом, но в силу природной стеснительности, нехватки вокальных данных или других обстоятельств не стал им, а тут – на тебе: и фонограммы любимых песен, и зрители-слушатели, да еще и песенный текст на экране выводится – пой, не хочу. В общем, дело популярное, известное, а если учесть, что нам песня «строить и жить помогает», то даже полезное. Так что отбросим комплексы и смело будем петь наши любимые песни! Виват, «караоке»!

(Журнал "Наука и жизнь", 2004 г., № 2.)


Рецензии