Броня, Бронька, Бронислава - Глава2-1

          Записная книжка о внуках
              Бронислава Дунье

12 июня 2000 г.

Спит Талюшка без подушки,
Так видны ей все игрушки.
Можно видеть свет в окне
Вечерком на потолке.
А когда идёт гулять,
просит звёздочку достать.
Папа с мамой побегут – 
Звёздочку ей принесут.
Будут счастливы втроём,
А мы им песенку споём.

24.06.2000 г.

Вот два месяца прошли,
Что расскажет нам Тали?
– Я бутылочку свою,
  Когда кушаю, держу.
  Если соску захочу,
  Губки бантиком сложу,
  Чтобы соску притянуть,
  А потом уже заснуть.
  А ещё лежу на шаре
  И смотрю в глаза я маме.
  Там и море теплоты,
  Доброты и красоты.
  А у папы на руках
  Я качаюсь на волнах.
  Он ведь сильный и большой,
  Такой ласковый, родной.



06.07.2000 г.

Я первый раз разговаривала с Талюшкой.
Она отвечала мне на мои звуки:
«а…», «агу…» и т.д.


11.07.2000 г.
 
Мама с папой, приходите
И со мной поговорите,
Поаукайте со мной –
Услышу голос ваш родной.
Я вам буду подпевать,
Будем весело играть.

Я похлопаю в ладошки,
Подниму повыше ножки,
Ручки кверху протяну,
Погремушки все возьму.

Я сама могу читать,
Лапку Мишкину держать.
Все картинки посмотрю,
А потом уж и засну.


24.07.2000 г.

Мне сегодня ровно три,
На меня ты посмотри.
На животик я ложусь
И руками подтянусь.

Я вам буду улыбаться,
Вместе будем мы смеяться.

Зубки чешутся уже,
Дай скорей колечко мне.
Крепко я его держу,
Потом в ротик положу.



24.07.2000 г.

Три месяца.
Хорошо держит головку, узнаёт, улыбается активно.
Хорошо хватает игрушки (погремушки).


03.08.2000 г.

Уже несколько дней жара ужасная (до 35°C).
Талюшка несколько раз ночевала у нас. Сегодня у нас с 2-х часов. В доме нормальная температура. Мазганы – великое изобретение!
Кушает плохо.
Днём съела ~ 120 – 130 гр, до этого утром – 60 гр, в 11:30 – 160 гр, в 15:30 ~120 – 130 гр., и так уже пару дней. Может быть, из-за жары?


23.08.2000 г.

Марина волнуется, что Талюшка мало «аукает».


24.08.2000 г.

Подарили Талюшке серебряную ложечку, ей 4 месяца.


29.08.2000 г.

Талюшка у нас. Ребята обустраиваются в новой квартире. Интересно наблюдать за ней в течение целого дня  –  узнаёт, улыбается, радуется.
Когда хочет пить и видит бутылочку с водой, поднимает головку и открывает рот. Любит брать соску и тянуть в рот. Хорошо «аукает» и отзывается, рассматривает картинки в книжке.


4.09.2000 г.

Лежит в коляске на спине. Без посторонней помощи поднимает головку.
Я подошла к ней, а потом ушла в комнату, так она подняла головку и смотрит, куда я ушла.


04.10.2000 г.

1-й зуб!


02.11.2000 г.

Сегодня я видела, как Талюшка смотрит телевизор – «Беби – Моцарт». Очень внимательно следит и слушает.
Встаёт на коленки. Когда она встаёт на коленки в коляске, боюсь, что вывалится.


23.12.2000 г.

Вечером встала на ножки в кроватке, держалась за кровать.


22.04.2001 г.
Делает первые самостоятельные шаги от кресла к дивану.


20.05.2001 г.

Самостоятельно складывает пирамиду. Когда получается, хлопает в ладоши.


23.05.2001 г.

Понимает всё, что ей говорят.
«Где звёзды?» – поднимает головку и смотрит на потолок (у неё в комнате звёздочки на потолке).
«Где музыка?» – идёт к музыкальной игрушке и пытается нажать кнопки. Получается.
 

Июнь 2001 г.

Берёт шалат, идёт к телевизору и пытается включить его. Не получается.
Когда телевизор работает, очень осмысленно и внимательно смотрит мультики. Если ей что-то нравится, оглядывается на меня – какая у меня реакция.
Пытается вставить ключ в замок.
Пытается включить магнитофон в своей комнате.
Все делает правильно, но пока не всё получается.


3 июля 2001 г.

Вчера Саша уехал в Барселону на конференцию. Талюшка подошла к столу (в салоне), взяла Сашину фотографию и ходила с ней по комнате, приговаривая: «Папа, папа…!!!».


24.07.2001 г. Ровно 1 год и 3 месяца

Мы вернулись из отпуска (Лондон – Париж). Прихожу утром и прошу найти мне мои тапочки. Стоит перед галошницей, смотрит минуту и достаёт мои тапочки. А вечером, когда ухожу домой,  приносит мне мои бо-соножки, чтобы я их одела.


26.07.2001 г.

Дала Талюшке в мисочке половину яблока. Когда она съела часть его, я попросила дать мне откусить. Дала, и я изобразила, что откусила. Возвращаю ей это яблоко – не берёт, ищет в мисочке вторую половину. Не находит, т.к. она лежала в другой мисочке. Я показываю ей вторую половину и говорю, что это мне, а ей возвращаю недоеденное яблоко. Теперь берёт.


06.10.2001 г.

Давно не писала.
Говорит отдельные слова: папа, мама, Саша, Тали. На картинках показывает и говорит: гусь, серьги (это слово коверкает) и другие.
С Володей хорошо играет, если он с ней один. Если я с ним, то бежит ко мне.

Проблема со сном. Её пытаются воспитать, чтобы она засыпала одна. Кладут и закрывают дверь. Орёт. Я не выдерживаю. Конфликт. Попробую уходить перед сном.


28.10.2001 г.

Впервые я увидела, что она реагирует на куклу, которую подарила Ева. Обнимает, кладёт на неё головку.


21.11.2001 г.

Хорошо играет с куклой, подаренной Евой. Даёт ей соску, что-то из еды и причмокивает. Поёт ей баю-бай, целует, обнимает.
На детской площадке сама поднимается по лестнице на горку и скатывается с неё.
Увеличился лексикон: «качельки», горка, «бусики». К бижутерии особенно неравнодушна.
Когда я с ней одна дома, на вопрос:
– Где мама, папа? – отвечает:
– Нетю.
Любит мультики. Сама выбирает кассету, берёт шалат и идёт к маме, просит её включить.
Любит включать музыкальную игрушку и магнитофон. В музыкальной игрушке нажимает клавиши низких и высоких звуков. Видно, что понимает разницу в звучании.


02.12.2001 г.

Саша научил её считать до пяти. Я попросила посчитать пальчики у куклы – «раз, четыре, пять!».
Талюшка сидела и рисовала. Увидела, что я сижу на диване и читаю какой-то листок (это был текст на иврите), подошла, отняла и скомкала. Мол, нечего чем-то заниматься, только с ней.


05.12.2001 г.

 Сегодня искали соску. Когда я нашла и дала её Талюше, она сказала «спасибо». Это Женя научила её этому слову.
Танцевала под музыку «в траве сидел кузнечик…». Я пела, она танцевала. Если начинала петь другую песню, она требовала только кузнечика. Когда танцует, подражает телепузикам – ножку то одну, то другую выставляет вперёд, ручки складывает, кружится и всё это делает перед маминой комнатой (кабинетом), то есть явно хочет, чтобы на неё смотрели. Будем считать это первым публичным выступлением.

Я пришла в свитере с брошкой. Талюша спросила: «А это?» - и указала на брошку. Я ответила: «Брошка». Тогда она показала на брови: «А это?» Я сказала: «Брови». По всей видимости, ей это показалось созвучным.


24.12.2001 г. – 1год и 8 мес.

Знает «Курочка ряба». Повторяет окончания строки. То же со стишком «Наша Таня громко…» – добавляет «плачет».
Знает песенку «Антошка, Антошка».
Знает, какую песенку хочет услышать.


26.12.2001 г.

Сегодня первый раз сознательно ответила Володе по телефону. Талюша любит играть с телефоном и говорить «Алло». По всей видимости, случайно нажала вызов Володи. Володя слышит «Алло». Понял, кто это и спрашивает:
- Где мама? - Талюшка отвечает:
- Нет мама.


14.02.2002 г.

Эмоциональна!
Когда прихожу, сразу понимает, что идём гулять, кричит:
– На качельки! - Быстро берёт свою одежду – куртку, ботинки и ждёт, чтобы её одели. Гордо вышагивает к двери, машет маме ручкой – бай, бай!
Гордится, что есть на курточке брошка.


18.03.2002 г.

Пришла Мира. Талюшка играется за своим столом. Мира: - Талюшка, здравствуй, иди ко мне.
Талюшка: - Я работаю.

Мальчик на площадке побежал. Саша спрашивает: «Куда побежал мальчик?»
Отвечает: «За девочкой».

Было и такое высказывание:
– Бабушка Женя спит с дедушкой Лёней, а бабушка Броня спит с дедушкой Володей.


02.04.2002 г.

Несколько дней назад Саша рассказал, что Талюшка принесла ему капельки (по своей инициативе), т.к. у Максимки болел животик.
Вчера, когда гуляли с ней вечером, она хотела сесть на бордюр песочницы. Я была без куртки. Тогда Талюшка стала снимать своё пальтишко, чтобы подстелить.


21.05.2002 г.

Максимка засовывает кулачок в рот. Вероятно, чешутся дёсны и режутся зубы.


22.05.2002 г.

Талюшка пошла в детсад. Нормально.
Заболела через 3 дня – насморк, температура. (После прививок?)


29.05.2002 г.
 
Сегодня ходили с Леной («Теумим») навестить ребят. Талька крутилась, танцевала. Увидела маленькие ножницы и начала делать маникюр Лялечке.
– Я сама буду делать, – делает.
– Ой, сломался ног. Надо починить!

– Максимка яблоко не кушает, нет зуб.

Сама вынимает кассету из видика. Сама управляется с музыкальной игрушкой – включает, отключает, переключает на другие мелодии, делает громче, тише.


05.06.2002 г.
 
Саша забирал Талюшку из садика. Разговор в машине:
– Папа, ты поработал?
– Да.
– Больше ты не пойдешь на работу. У тебя кружится голова.

Саша говорит с Мариной по телефону. Талюшка говорит:
– Дай мне. Я хочу рассказать маме про мальчиков.


09.06.2002 г.
 
Привезли мне Максимку. Жара, в Тель-Авиве ~40°C.

Талюшка утром наблюдала, как переодевают Максимку. Увидела пипку, удивилась и спросила:
– Что это?
Максимка очень улыбчивый, сам лежит, аукает, хорошо держит погремушку, вертит игрушки, которые висят над кроваткой, засовывает игрушки или кулачок в рот – вероятно, режутся зубки. Когда лежит на животике, хорошо держит головку, пытается ползти. Кушает 180-220 мл.


18.06.2002 г.
 
Давно не общалась с Талюшкой. Сегодня я у ребят целый день, и, ко-гда Талюшка пришла из садика, я была уже с ней с 5 до 8 часов вечера. Большие перемены. Правда, очень худенькая, но весёлая. Когда я её кормила фруктами, дала ей вилку для куклы. Взяли кусочек персика, и, поднося вилку ко рту,  она мне говорит: «Будь здорова!».
В кабинете взяла Маринину книгу и спрашивает: «Что здесь написано?». Кроме того, задаёт мне вопрос: «Ты папу помнишь?», имея ввиду Сашу.
Танцует всё время, как только слышит музыку, внимательно смотрит, как танцуют телепузики, и повторяет точно за ними их движения.


23.06.2002 г.
 
Сегодня у нас Максимка. Переворачивается на живот, крутится во все стороны. Хорошо держит голову, когда лежит на животе. Хорошо хватает игрушки. Кушает ~220гр. молока из бутылочки. Когда ничего не беспокоит, смеётся, гулит (гули, гули). Сегодня спал на улице порядка 3-х часов.


29.06.2002 г.
 
Ребята были на бармицве у сына Маши и Володи Хмельницких.
Талюша подружилась с девочкой Машей, дочкой Ани Гробман. Маша отлучилась, а Талюша стала её искать и спрашивает: «А где тётя-девочка Маша?»
Вроде и девочка, но уже тётя (ей 16 лет).

Взяла пустую коробку от видеокассеты и говорит: «Нет видика».

Максимка переворачивается на живот. Смеётся в голос. Слюна льётся рекой – скоро, вероятно, будет зуб.


03.07.2002 г.
 
Максимка легко садится, держась за два пальца.


17.07.2002 г.
 
Максимка пытается ползать! Лёжа на животе, хорошо держится на вытянутых руках.

Талюшка говорит всё с удовольствием! Слово «пожалуйста» говорит к месту.
– Одень, пожалуйста, туфли, - и т.п.


21.07.2002 г.
 
У Максимки вылезли два зуба!!!


27.07.2002 г.
 
Зашли к ребятам вечером после моря. Максимка лежал в коляске, увидел меня, видимо не узнал, а может быть, думал, т.к. не среагировал. Но это было недолго. Узнал и стал смеяться в голос.


12.08.2002 г.
 
Талюшку уже несколько дней отучают от титулей (и дома, и в саду). На днях она покакала в трусы. Какашка вывалилась на пол. Она подбежала к Саше и спрашивает: «Папа, что это?»
Отучают и от соски. В садике, когда она уснула, у неё забрали соску. А когда проснулась, ей сказали, что прилетал зайчик и забрал соску. Так что у неё осталась только ночная соска.

Максимка любит слушать, когда ему поют. Он реагирует и громко смеётся. Он пока не ползает, но встаёт на коленки и раскачивается.

 
18.08.2002 г.
 
Талюшка пришла из садика, от двери бежит прямо ко мне и говорит:
– Смотри, как я делаю мостик, – и наклоняется вперёд, поднимая попу к верху.


20.08.2002 г.
 
Талюшка пришла из садика, услышала работающий мазган и спрашивает:
– А что это работает? – Как точно сформулирован вопрос, а ей только 2 года и почти 4 месяца.


28.08.2002 г.
 
Максимке 6 месяцев! Он уже ползает.
Талюшка писает в горшок, ходит без титулей. Одевает их только на ночь.
Пришёл Леня (Маринин папа), и Талюшка похвасталась ему, что она пописала в горшок. Взяла горшок и понесла показать ему, а по дороге пролила!


31.08.2002 г.
 
Талюшка описала матрац, и его вынесли на балкон сушить. Когда она вошла в комнату, посмотрела на кровать и удивилась:
– О господи, а где матрац?


17.09.2002 г.
 
Максимка сидит, кажется, уже недели две, а вот верхние зубы никак не лезут.


28.09.2002 г.
 
Талюшка плохо спит ночью, ходит к родителям в кровать.


29.09.2002 г.

Талюшка первый раз пошла в театр смотреть  Московский цирк. Смотрела не очень внимательно. Каждый номер смотрела только в начале, а потом бегала по лестницам (в матнасе «Дора»).


06.10.2002 г.
 
У Максимки вылезли 2 верхних зуба (когда точно не знаю).

Талюшка пришла из садика и говорит:
– Я хочу кушать, я голодная.
Когда она хочет какать, просит одеть ей титули и бежит в комнату, где никого нет.


09.10.2002 г.
 
Максимка встал на ножки в кроватке.


13.10.2002 г.
 
Талюшка ехала с Сашей из садика. Саша по дороге пел. Талюша задала ему какой-то вопрос, но он не слышал и продолжал ехать и петь. Тогда она ему говорит:
– Папа, остановись и ответь мне, а потом можешь продолжать ехать, – а ведь ей нет ещё двух с половиной лет.


18.11.2002 г.
 
Максимка ходит, держась за две руки. Повторяет звуки – «ма-ма», «ба-ба» и др.

Два дня тому назад Талюша была у нас, а когда уходила, я сказала, что пойду её проводить. Она мне говорит:
– Надо взять ключи, – и пошла искать мою сумку. А потом добавила:
– А ты возьми телефон, – она знает, что я выхожу из дома всегда с ключами и телефоном.


29.11.2002 г.

Ходили к ребятам на первую ханукальную свечу. Максимке одели ки-пу.

Мы с Талюшкой играли в хозяев и гостей. Она была хозяйка и угощала всех с удовольствием. Расставила тарелочки, чашечки (пласт-массовые, игрушечные). Всё время спрашивала:
– Дать ли тебе тортик, чайку, кашку, - очень трогательно ухаживала.
Между Сашей и Талюшкой произошёл диалог.
Саша: – Кто же научил тебя так вкусно готовить?
Тали: – Мама.
Саша: –  Пожалуй, я на ней женюсь.
Тали: – Давай!


01.12.2002 г.
 
У Саши и Марины годовщина свадьбы!

С Талюшкой ходили в театр. Смотрели «Белоснежка и семь гномов» (Московский музыкальный театр имени Н. Сац). На этот раз Талюшке понравилось, и она смотрела внимательно.


06.01.2003 г.
 
Максимка делает первые самостоятельные шаги. Сегодня вечером уже прошёл из салона в ванную комнату!


14.01.2003 г.
 
Гуляли с Талюшкой. Она села на скамейку с рулём: – Еду на рабо-ту… Работа не работает, надо починить.

Увидела у Марины Сашину авторучку и говорит: «Это папина ручка. Нехорошо, у тебя есть своя. Положи на место».


23.01.2003 г.
 
Максимка уже несколько дней самостоятельно складывает пирамиду и собирает стаканчики.


21.02.2003 г.
 
Талюшка интересно играет - то в доктора, то в театр.


07.03.2003 г.
 
Со слов Марины – Максимка говорил «мама», «папа», «баба».


09.03.2003 г.
 
Сегодня Талюшка была у нас. Мы очень хорошо играли. Она очень артистична. Впервые я обратила внимание, что она почти правильно выводит мелодию песни.


01.04.2003 г.
 
Максимка сказал «Тали».

Играла с Талюшкой. Она привела меня в спальню родителей, вытащила из тумбочки титуль (там лежат запасные) и говорит мне: «Ты сейчас пойдёшь спать, ложись и открой попу», – она хотела надеть мне титуль.
А на днях Тали играла с Лёней. Она была «доктор Марина». Лёня приходит к «доктору» с куклой Дашей  и говорит, что Даша заболела. А в ответ получает:
– Никаких Даш! Купите мне сначала цветы.
Она помнила, что 8 марта Саша ходил с ней к доктору Марине, которой принёс цветы.


20.05.2003 г.
 
Гуляли с Талюшкой вечером после садика. Она рассказала, что в садике жгли костёр (лаг-баомер) и пекли картошку. Я взяла её на колени и называю её «моё золотко». Она  побежала играть. Через некоторое время прибегает, обнимает меня и говорит мне: «Моё золотко».


11.06.2003 г.
 
У Максимки воспаление среднего уха. Кричал ужасно. Принимает антибиотики.


12.06.2003 г.
 
У Талюшки скачет температура. Осталась дома.


15.06.2003 г.
 
Сегодня воскресенье – мой  день. Играла с Талюшкой. Новые рассуждения:
– Когда я поеду в Москву, буду жениться, и у меня будет колечко.
– А кто твой жених?
– Мой жених – папа.

Максим уже одевает мне тапочки.


13.07.2003 г.
 
Гуляли вечером с Талюшкой и Максимом. Проехал на велосипеде мальчик лет 10-ти. Талюшка говорит: – У мальчика волосы, как у моего Рони.
– А кто такой Рони?
– Это мой подруг.
Подумав, она исправилась и сказала «друг».


27.07.2003 г.
 
Талюшка приходит из садика и сразу начинает игру в детский сад. Она всегда в роли воспитательницы. Во время игры повторяет все интонации своих воспитателей:
– Какие избалованные дети, позову полицию, – и т.д.
Песни поёт своим детям (куклам) на иврите. Говорит с ними на английском: «My name is Tali».
А когда надо ехать на спорт, играем в «подвозку». Я обычно водитель Герман, Тали – Раиса (хозяйка сада) или Аня (воспитательница), а куклы – дети. И так  все мы едем на «спортивон».

Август 2003 г.
 
В августе дети переболели. Талюша скарлатиной, а потом ещё каким-то вирусом, Максим – гнойной ангиной.

 
01.09.2003 г.
 
Тали начала заниматься бальными танцами в Кфар-Сабе.


08.09.2003 г.
 
Володя услышал, что Максим выводит какую-то мелодию, а когда стал «петь» ему: – Мы едем, едем, едем в далёкие края…, – он замахал руками, чтобы Володя прекратил. Володя решил, что Максиму резала слух мелодия, которую он изобразил.


12.09.2003 г.
 
Всё больше замечаю, насколько Талюшка артистична. Постоянно разыгрывает сценки, изображая то маму, то воспитательниц детского сада с типичными словечками и интонацией, то врача.
Любит вовлекать меня в игру. Я то водитель автобуса, то врач и т.д. Очень интересно!


10.10.2003 г.
 
Беспокоит, что Максим ещё не говорит. У него в лексиконе только «мама» и «папа», и то без смысла. А в общем, у него все «мамы».


21.11.2003 г.
 
Максимка видит машину, говорит «би-би». Когда вечером его укладывают спать, он плачет. Тали услышала, что он плачет, и говорит маме: «Максимка плачет, иди к нему».


19.12.2003 г.
 
Ханука. Сегодня пятница. И, как всегда, после садика к нам пришла Талюшка. Была до вечера. Вела себя идеально. Как только вошла:
– Я хочу помогать. Хочу печь тортик.
Мы с ней пекли печенье, она с помощью формочки (звёздочки) делала заготовки, смазывала их яйцом и посыпала корицей. Получилось очень вкусно!
После обеда она рисовала. И уже можно было что-то разобрать. Потом смотрели по видику концерт Анастасии Волочковой. Был восточный танец, и она танцевала в шароварах и в лифчике. Тали говорит:
– Почему у неё такой наряд без длинных рукавов? Ведь сейчас зима, а она одета как летом.


21.12.2003 г.
 
Вечером были у ребят. Перед сном выкупали их. Тали разделась и начала кружится и говорит: «Смотри, какая у меня попка!»


24.12.2003 г.
 
Были с ребятами в Гейхал-Хатарбуте. Смотрели «Цирк Никулина». Максим был в театре первый раз. Реагировал прекрасно, хлопал, кричал от радости и всё в точку. Высидел два отделения. В общем, мы не ожида-ли такой реакции – очень эмоциональной.


28.12.2003 г.
 
Ребята были на елке в «Доре». Был спектакль «Мэри Поппинс». Всё прошло хорошо.


02.01.2004 г.
 
Очередная пятница, и Талюшка из садика опять приходит к нам. У нас она до вечера. Уже хорошо говорит по телефону.


03.01.2004 г.
 
Суббота. Саша рано утром, часов в 5 или 6, поехал с Бенци фотографировать перелётных птиц. Талюшка проснулась и пришла к ним в спальню:
– А где папа?
– Папа уехал фотографировать птиц.
Тали тут же говорит:
– Он что, заболел?


06.01.2004 г.
 
Максимка говорит:  «дай пить», «качели».

 
20.01.2004 г.
 
Лексикон Максимки пополняется: «Мама Марина», «Папа Саша», «полка, трактор, палец».


23.01.2004 г.
 
Сегодня очередная пятница. Талюшка после садика приходит к нам и гостит до вечера. Мы с ней часто печём. К обеду она помогает накрывать на стол. Сама выбирает скатерть, расставляет тарелки, раскладывает ложки, вилки и, конечно, рюмки. Она пьёт сок, который сама выжимает из апельсина или готовый, а мы с Володей пьём сухое вино.
Увидела у меня маникюр и говорит:
– У тебя тёмный маникюр. У моей мамы тоже тёмный. Вы похожи.
Женя рассказывала, что Тали попросила её накрасить ей ногти. Саша был при этом и сказал, что нельзя это делать. Когда он ушёл, Женя ей всё же накрасила и говорит:
– Ты только папе скажи.
А Тали ответила:
– Сегодня не скажу, завтра утром скажу.


06.02.2004 г.
 
Пятница. Сегодня Талюшка интересовалась близнецами, в частности теми, что живут у них в доме: «Почему они одинаковые? Ведь всегда один старше, а другой младше».
Я, как могла, объяснила.
Вечером за ней заехали Саша, Марина и Максим, который сразу начал говорить слова с буквой «р»: Броня, ура, рыба и другие. Он очень смачно её выговаривает. Говорит и смеётся, доволен, что получается, и хлопает в ладоши от счастья.


20.02.2004 г.
 
Пятница. С Талюшкой сегодня играли в кукольный театр. Она очень разбрасывается. Хочет быть то одним, то другим действующим лицом. Или перебрасывается на другую сказку. Это от изобилия мыслей, или просто не может сосредоточиться...

Вечером заехали Саша, Марина и Максим. Максим сегодня всех называет по именам, в том числе и себя называет Максим.


27.02.2004 г.
 
Пятница. После обеда легли с Талюшкой спать. Я закрыла глаза. Талюшка не спит и говорит:
– Броня, почему ты так скучно спишь? – и показывает мне моё выражение лица с опущенными губами.


29.02.2004 г.
 
Володя вечером был у ребят. Когда Талюшка пришла из садика, Во-лодя попросил её рассказать, что было в садике. Она всё отнекивалась. Тогда он попросил её сказать хоть два слова. Она говорит:
– Аня показывала кукольный театр.
Володя спросил: – А какая сказка?
Тали ответила: – Я два слова уже сказала.


20.04.2004 г.
 
Саша пришёл за Талюшкой в садик, увидел у неё белые колготки, грязные на коленках. Он говорит ей:
– Ты же большая девочка, а ползаешь в белых колготках по грязному полу.
Ответ:
– Я не ползала. Это у Марика грязные руки.


02.05.2004 г.
 
У Талюши температура. Кажется, давно.


03.05.2004 г.
 
У Максима любимое слово – побить.
– Кого ты хочешь побить?
– Талю, – на первом месте. – Вову, папу, Броню и т.д.


16.05.2004 г.
 
Когда гуляю с Максимкой, захожу в «Гринберг» купить банан. Он сам выбирает, сам платит и говорит «спасибо». Потом его кушает. Это способ покормить его бананом. Теперь, когда он видит «Гринберг», он радостно кричит: «Банан!»
Проходя мимо цветов, Максим останавливается, смотрит на них и говорит: «Цветочки». Это после того, как я ему несколько раз говорила:
– Максим, посмотри, какие цветочки!


17.05.2004 г.
 
Сегодня Максим пошёл в садик, в Талюшкину группу. Был там до 12:00. Не плакал, играл, ел бульон. Устал. Талюша ревновала, т.к. всё внимание было Максиму. Завтра, наверное, пойдёт в младшую группу, на другую виллу.


18.05.2004 г.
 
Максим будет ходить в Талюшину группу. Ревность уходит. Талюша будет за ним смотреть.


30.05.2004 г.
 
У Максимки заболело ухо. Он не пошёл в садик. Я с ним пошла гулять. Он, как всегда, увидев магазин «Гринберг», закричал: «Банан!!!»
Мы зашли, выбрали банан, он дал деньги в кассу и получил банан. Попросил почистить, но есть не стал. Тогда я ему говорю, что нужно отдать банан обратно тёте в кассу. Он без звука взял банан и сам пошёл в магазин и положил его около кассы на прилавок
Молодец,  Максим!
Я же незаметно забрала банан.


04.06.2004 г.
 
Пятница. Талюша после садика, как всегда, у нас. Очень кашляет.
Володя записал на магнитофон, как она поёт, если это можно назвать пением. Потом прослушивали. У Талюши  полный восторг, хочет еще записываться.
Вечером пришли Марина, Саша и Максим. Максим, конечно, начал играть, попросил чай с пирогом (я пекла). Но пить чай захотел только сидя на диване, и чтобы ему дали ложечку. Он сам набирал чай ложечкой, а вторую ручку подставлял под ложечку, чтобы не облиться и не запачкать свой костюм.


08.06.2004 г.
 
Сегодня Максим остался в садике на целый день. За обедом  Тали съела суп быстрее, чем он. Он подозвал воспитательницу и сказал ей:
– Таля эйн марак.
Марина рассказала, что в четверг, когда она забирала Максимку в 12 часов, он подходил к каждому, кто сидел на улице, и говорил «пока» и махал рукой.


04.07.2004 г.
 
Талюша теперь хорошо играет с Максимом. Они были в гостях у Лёши Милича и теперь играют в Лёшу и Симу.
Тали: – Лёша, ты будешь пить? А то нужно ехать.


01.08.2004 г.
 
Воскресенье. Вчера, в субботу, ребята были у нас. Тали больше всего любит играть в театр. На этот раз она была балерина. У неё появилась мимика актрисы. Она нам сказала:
– Я сейчас потанцую, потом вы будете хлопать. Я подойду к вам,  и вы меня поцелуете, а я покланяюсь.

Володя снимал кино. Максим старался всё повторять за Талей. Она танцует - он танцует, она поёт - он поёт и т.д.

Володя попросил Талю рассказать, что было в бассейне. Она придумала, что Максим обкакался в бассейне (оказывается, это произошло с другим мальчиком). Володя хотел запечатлеть в кино её эмоциональный рассказ, но никак не мог наладить камеру. Тали терпеливо ждала, но время от времени спрашивала: – Можно начинать? – как профессиональная кинозвезда.

Вечером ребята пошли на день рождения к Алончику, Римминому сыну, ему исполнилось два года. Но  самое интересное, что в гостях был Талюшкин поклонник из детского сада и её любовь (по её словам) – Гай. На следующий день Марина рассказала, что Талюшка хорошо провела время, она с Гаем уединилась в отдельную комнату, и они играли, не расставаясь, даже когда нужно было пойти в туалет.


27.08.2004 г.
 
Сегодня пятница, но детский сад не работает – уборка. Мы поехали с ребятами в 8:00 на центральный пляж (Саша, Володя, дети и я). Обратно поехали прямо к нам, только Сашу завезли домой. Максим очень хорошо ориентируется. Увидел музей совсем с другой стороны (с моря) и говорит: – Музей!
Володя его спрашивал всю дорогу, куда нужно поворачивать. Максим показывал рукой правильно, но путал слова лево и право. На последнем повороте в Дору Володя спросил:
– Куда, налево или направо?
 Максим подумал и сказал:
– В сторону!


11.09.2004 г.
 
Суббота. Вчера дети были у нас. Талюшка рассказала, что они с Гаем поженились, а в субботу, т.е. сегодня, идут все в гости к Гаю. Талюшка заявила:
– Я надену туфли на каблуках, юбочку с бантиком и кофточку с бабочкой.
Тали также рассказала, что в прошлую субботу Гай с родителями был у них в гостях. А когда надо было уходить, Гай плакал, не хотел уходить. Он сказал, что в следующий раз они спрячутся, и их никто не найдёт. Тали рассказывала это с гордостью.
Максим очень внимательный и добрый мальчик. В этот день Володя себя плохо чувствовал и лёг на диван. Максим увидел это и спрашивает меня:
– Володя устал?
А когда я прилегла тоже, он лег у меня в ногах и лежал тихонечко.

Сегодня Талюша первый раз ходила к Нонне (соседке). Мы хотели, чтобы ей проверили музыкальный слух. Вначале она стеснялась, а потом не хотела уходить. Села около Нонны и пыталась играть с ней на пиани-но. Очень тихо что-то пела, а потом танцевала.


10.11.2004 г.
 
Максимка: – Я буду есть ничего.


12.11.2004 г.
 
Пятница. Ребята у нас. Вечером, когда отвозили ребят домой, Володя поставил машину на пустыре около дома, т.к. на дороге не было места. Максим спросил:
– Володя, почему ты поставил машину на песок?
А днём, когда Володя вёз их из детского сада, он одну руку снял с руля и опустил её. Максимка тут же говорит:
– Володя, почему рука не на руле?


03.12.2004 г.
 
Пятница. Вечером отвозили детей домой. При выезде из Доры Володя спросил Максима:
– Куда едем, налево или направо?
Максим отвечает:
– Напрямо.


20.12.2004 г.
 
Вчера ходили в театр, смотрели «Морозко». Мачеху играл артист Белявский. Талюша спрашивает:
– А почему у неё голос дяди?


07.01.2005 г.
 
Пятница. Сегодня меня удивил Максимка. Володя его за что-то ругал. Он обиделся. Через некоторое время Максим пришёл к Володе в кабинет, он сидел за компьютером, и спросил очень серьёзно:
– За что ты меня ругаешь?
Ему было не понятно. Точно как Саша в три года, когда я на него накричала, сказал мне:
– А разве это нельзя сказать тихо и не ругать?
 

21.01.2005 г.
 
Максим болеет. Володя поехал в садик за Талюшкой.  Между ними диалог:
– Ну, куда поедем? – спросила Тали.
– Куда ты хочешь? – спросил Володя.
Молчание…
– Почему ты молчишь? – опять спросил Володя.
– Я думаю, – отвечает Тали.
Через некоторое время Тали говорит:
– Так люди не разговаривают. Когда спрашивают, нужно отвечать.


27.01.2005 г.
 
Саша рассказал.
Вечером Максим чистит зубы. Выдавил пасту на щетку, смотрит и говорит:
– Паста какает.
В другой раз он наблюдал, как варят манную кашу. Когда она начала булькать, он говорит:
 – Лягушки квакают.
 

29.01.2005 г.
 
 Пятница. Я больна. Дети дома. Саша рассказал, что Максим утром просит «матную» кашу.


31.01.2005 г.
 
Марина больна, дети после садика приехали к нам. Потом Володя с Талюшей поехали на рисование. Когда они вернулись, Максимка очень трогательно ухаживал за Талюшей – расстегнул ей куртку и сказал, что приготовил ей оладушки. Мы пекли их вместе.


02.02.2005 г.
 
Максимка очень увлёкся конструированием и сборкой пазлов. А еще он любит всё нюхать. Прежде чем что-нибудь скушать, он обязательно попросит понюхать. Что он определяет по запаху – непонятно. Но он не ест рыбу, мясо и много других продуктов. Поэтому мы решили делать ему супы в блендере, куда можно положить все, что нужно для полноценного питания. И это проходит.
Из Сашиного рассказа:
Когда Максим увидел жёлтую машину, он сказал, что машина желтая и, наверно, пахнет сыром. Вот такие ассоциации у него во всём.


06.02.2005 г.
 
Талюшка у нас. Я её спрашиваю:
– Ты дружишь с Гаем?
Она мне отвечает:
– Да, только мы сейчас не поженились. Он ходит в другой садик. Иногда он приходит в наш сад. Он мне сказал: «Я сейчас немного полюблю Михальку, а потом снова тебя, и мы поженимся».


11.02.2005 г.
 
Я была у Максимки, он ещё не поправился. А у Талюшки в садике была «месиба», и все поехали в садик.
Я уложила Максимку спать, почитала ему, спела колыбельную. Он не засыпает. Я ему говорю:
– Закрой глазки и спи.
– Не получается, – отвечает он.
– Почему?
– Глазки сломались.


23.03.2005 г.
 
На днях дети были у нас. Талюша мне сказала, что мама купила ей платье на Пурим.
– Платье длинное, до самых ног.

Максимка стал очень дичиться людей и новой обстановки. Даже, когда пришел ко мне с Сашей (он болел и не ходил в садик), не хотел оставаться. Вцепился в Сашину ногу и не хотел отходить. Я постаралась быстро его переключить на что-то интересное для него, и он отпустил папину ногу. А потом он мне сказал.
– Ты знаешь, а я ведь не хотел к тебе идти.
– Почему?
– А я не знаю.


25.03.2005 г.
 
Пятница. Пурим. Садик не работает. Ребята у нас. Мы пошли гулять в парк Александрони - Максим на велосипеде, Талюша с коляской и куклой. Максим очень хорошо катается на велосипеде, а Тали не умеет. Мы с Володей просим Максима дать Тали велосипед поучиться кататься. Он не даёт. Не действуют никакие угрозы. Любовь к велосипеду сильнее всех угроз. Володя позвонил Саше на работу и пожаловался на Максима. Максим услышал, как Володя жалуется Саше и говорит:
– Я тебе рот заклею, – а с Сашей говорить отказался. Понимал, что папа будет его ругать.


31.03.2005 г.
 
У меня был Максимка, а вечером, после бассейна, заехала Марина с Талюшкой. Сидели мы на кухне. Марина что-то рассказала о Саше (не помню, о чём шла речь, но, конечно, что-то безобидное), и мы с ней засмеялись. Тали слушала тоже, видит, что мы смеёмся, и говорит:
– Вы так говорите про папу, что он может обидеться.
Мы были растеряны и приятно удивлены, что у Саши есть такая защитница!


03.05.2005 г.
 
Вечером, после садика, ребята были у нас. Когда за ними приехали родители, ребята разбушевались. Максимка ударил легонько Тали пустой своей бутылочкой. Талюша хотела заплакать, но сдержалась. Марина говорит Максиму, чтобы он извинился. А Тали сказала:
– Не надо. Я сама с ним поговорю.
И она очень нежно обратилась к Максиму:
– Ты же больше не будешь?
Она теперь всё время выступает в роли воспитательницы.

Саша рассказал, что они всей семьёй ехали на железнодорожную станцию оставить Лёнину машину на стоянке (Леня и Женя приезжали из Франции). Максим услышал, что едут на станцию и спросил:
– Там танцуют?
Для него, по всей видимости, слова «станция» и «танцы» были со-звучны.


31.05.2005 г.
 
Ребята приехали из Эйлата (29.05).Отдыхали там неделю, остались довольны. Вчера вечером мы были у них. Я спросила, что было самое интересное в Эйлате. Оба ответили – дельфины.
Талюша спросила меня:
– Почему ты такая нарядная? Ты что, идёшь в театр?
– А что нарядное? Кофточка? – спросила я.
– Не только – бусы, клипсы.

Саша рассказал, что Максим все время задает вопросы. Например, на доме висят гирлянды лампочек:
– А почему они светятся?


03.06.2005 г.
 
Пятница. Володя забрал детей из садика. Едут они в машине. Максим что-то увидел и кричит:
– Спереди!
Талюша поправляет
– Нужно говорить «впереди».


07.06.2005 г.
 
Максимка заболел. Температура и жалуется на голову. Пришла к ним, чтобы Марина могла работать. Максимка говорит:
– Пойдём скорей к врачу, она скажет, что делать. Голова болит.
Были у врача – воспаление среднего уха.


20.06.2005 г.
 
Когда Талюша была у меня (без Максима), она рассказывала, кто к ним приходил, и перечислила только женщин. А потом говорит:
– Я люблю только женский пол!
– А как же папа и Максим? – спрашиваю я.
– Я люблю папу, маму, Максима, а мальчиков не люблю, – уточняет она.


23.06.2005 г.
 
Четверг. У нас была в гостях Женя, Маринина мама, и рассказала, что они дома поставили диск Пьяццолы – гитара с оркестром. Максим слушал и говорит:
– Гитара играет.
Сразу узнал звук гитары. А потом говорит:
– Хочу учиться играть на гитаре.


26.07.2005 г.
 
Вторник. Вечером отвозили детей домой на машине. Максим смотрел на небо и говорит:
– А почему звёзды едут?


29.07.2005 г.
 
Пятница. Ребята у нас. Тали пришла  как обычно в 12:30, а Максим позже, т.к. у него была «месиба» по случаю окончания сезона. С «месибы» он принес для Тали леденец на палочке и сказал:
– Мама велела облизать и выбросить.
Тали взяла леденец, ходит,  сосёт и играется. Максим подошёл к ней и говорит:
– Мама велела облизать и выбросить, а ты всё ближешь и ближешь!

Играли с Тали в прятки. Во время игры она говорит:
– У меня идея!..


16.09.2005 г.
 
Пятница. Ребята у нас. Играют в теплоход. Всё тащат в багажное от-деление…

В полдник даю им покушать. Талюшка балуется, отвлекается, плохо кушает. Я ей говорю:
– Талюша, кушай быстрее, не балуйся.
Она отвечает:
– Броня, что с тобой? Ты мне говоришь – быстрее, быстрее.
Я обычно никогда не торопила ребят и была с ними всегда спокойна.
Максим «отмочил» страшный номер. После урока музыки Тали с Но-ной он подошел к Ноне и сказал ей «какашка» и плюнул. Я этого не видела, видел Володя. Он сделал Максиму серьёзное внушение. Максим заплакал и сказал:
– Хочу к папе.
Тали не могла видеть его слёзы и побежала его успокаивать. И сама начала плакать, но продолжала его успокаивать. Она относится к нему, как мамочка. После долгих уговоров она спрашивает Максима:
– Ты любишь Володю?
А тот продолжает реветь.
Вечером мы были у них дома, т.к. ребята уехали на концерт. Максим всё время вился около Володи, понимая, что нашкодил.


Без даты
 
Готовим очередной фильм.
«Максиму ровно три» и Марине ко дню рождения 2005г. уже сделали. Сейчас готовим Саше к 1 октября 2005г. Следующий должен быть ко дню рождения Тали. Но сейчас пишем для Саши. Помогает Софа:

Папа знает – спорт всем нужен.
Он со спортом очень дружен.
Делает зарядку сам,
Ну и с нами по утрам.

В теннис ловко он играет,
И бассейн он обожает.
Учит плавать и нырять,
И как правильно дышать.

Говорит: вас научу –
Будете играть в У-ШУ.
Ходим часто мы в походы,
Нет для нас плохой погоды.

***


Папа может, папа может
      всё, что угодно:
На работе успевать
И детей побаловать.
Любит нас он покормить
И штанишки нам сменить.

Папа любит всё снимать,
Чтоб картины создавать.
А когда снимает нас –
Это просто первый класс.


20.09.2005 г.
 
Максимка начал ходить на каратэ. Володя его возил. После занятий мы все поехали гулять около музея. Максим преобразился. Он очень горд, что занимается каратэ.
– Меня тренер похвалил, – говорит Максим.
– А что он тебе сказал? – спрашиваем его.
– Бай.
А когда подъехали к музею и стали выходить, он очень деловито говорит:
– Надо взять рюкзак. Может быть, надо будет кушать.
Чтоб Максим подумал о еде – такого ещё не было.


25.10.2005 г.
 
Саша рассказал.
Лилин Миша не может выговорить слово «тротуар». Саша просит Максима сказать «тротуар». Максим думает, думает и говорит:
– Нельзя ходить по дороге.

Вчера мы с Володей были у ребят. Саша и Марина уходили отмечать Сашин день рождения, а мы остались с детьми. Играли в Золушку. Женя привезла Талюше тапочки из Турции – это были хрустальные туфельки. А Максиму привезли пистолет, так он хотел быть только солдатом.

Талюшка – кокетливая женщина. Это жеманство, повороты головы, руки!! Не могу поверить своим глазам.
За чаем они спрашивают:
– Броня, почему ты старше Володи? Ведь дядя всегда должен быть сильный, большой.
Я сказала, что мы встретили друг друга, полюбили и поженились. Это их, кажется, удовлетворило.
Максимка очень часто задаёт мне вопрос:
– Ты меня любишь?
А вчера ещё спросил:
– Ты меня обожаешь?
А потом:
– А маму, а папу, а Женю, а Лёню, а Машу, а Володю?


09.12.2005 г.
 
Пятница. Володя спросил Максима:
– Зачем нужны уши?
– Чтобы очки одевать, – ответил он.
– А зачем нужен нос?
– Чтобы сопли вытирать, – ответил он без запинки.

 
7.02.2006 г.
 
Пятница. Вечером идём к машине. На улице темно. Небо в звёздах, очень красиво. Максим вышел на улицу и сразу говорит:
– Ой, как красиво, какое небо!
Талюша не реагирует. Он ей повторяет:
– Посмотри, какое небо!


08.07.2006 г.
 
На днях Максим спросил Сашу, где находятся мозги.
– В голове, – сказал Саша.
– А почему? – спросил Максим.
– Сделали так, чтобы человек думал головой, – объяснил Саша.


23.02.2007 г.
        Эта последняя запись, сделана мной (Володей) со слов Брони.
 
Тали сидит на диване и плачет. Её спрашивают:
– Чего плачешь?
Она не объясняет и продолжает плакать. Тогда Максим подходит к ней и говорит:
– Таля, перестань на минуточку плакать и скажи, почему ты плачешь, а потом продолжай плакать.
            


Рецензии