CЕО vs. собственник

Генеральный директор, исполнительный директор или, как говорят на Западе, CEO (Chief Executive Officer) – для многих это предел мечтаний. Это должность, это статус, положение в обществе, деньги, наконец. Должность руководителя предприятия это своего рода вершина карьеры, результат признания профессиональных заслуг и опыта. Владелец предприятия – все то же самое, но уже на другом уровне. Бывает, что они меняются местами. Почему это происходит и что в результате теряет, а что находит человек?

Я Б В ХОЗЯЕВА ПОШЕЛ!

С течением времени человек развивается, растет духовно и профессионально. И наступает момент, когда он чувствует необходимость не просто участия в принятии стратегических решений, управления не только и не столько текущей работой компании, но и личного управления и планирования всей ее деятельности. А это уже прерогатива собственника. Если к лидерским качествам, присущим любому топ-менеджеру, добавить творческий подход, умение мыслить масштабно, желание постоянно совершенствовать и совершенствоваться, ну, и немножко властности, мы получим портрет менеджера, который рано или поздно придет к выводу о необходимости открытия собственного дела. По мнению директора рекламного агентства «Мега Принт» Сергея Гросса, если, несмотря на ваш многолетний опыт и профессиональную репутацию, жесткие административные либо организационные рамки не позволяют вам реализовать свой творческий потенциал, воплощать интересные идеи или проекты, наилучшая перспектива – подняться над ними. «Однако, не всякий хозяин решится хотя бы на время отдать бизнес или целое направление в ведение менеджеру, даже если тот пользуется его полным личным и профессиональным доверием. В таком случае остается одно – вовсе сбросить старые оковы и заняться собственным проектом».
 
ВНАЧАЛЕ БЫЛО…

Тяжко? Не то слово! Итак, вы обладаете всеми качествами, о которых мы говорили выше. Вам тесно и неуютно в роли наемного работника, пусть даже самого высокого ранга. Решение принято, и вот вы – владелец собственной компании. Начнем… с отрицательных моментов. Тем более что возникать они начнут сразу, вне зависимости от вашего опыта и навыков. Положим, благодаря образованию и прошлому опыту, вы имеете серьезные практические знания в юриспруденции, бухгалтерском учете, экономике, финансах, кадровом делопроизводстве, рекламе и PR. Даже в этом случае решение всех или почти всех вопросов, связанных с созданием предприятия на первых этапах будет во многом подчинено принципу «время-деньги». Вы будете вынуждены постоянно решать дилемму – что потратить, чтобы сэкономить другое. Да, сначала будет тяжело и архисложно. Будучи наемным работником, заметим – весьма ответственным и добросовестным – вы все же имели возможность отдыхать и хотя бы на время забывать о работе. Теперь вы можете легко позволить себе забыть обо всем, кроме работы. Разработка внутренней структуры, пакета регламентной и технологической документации, рекламной кампании, организация офиса, поиск, подбор и стартовое обучение персонала, налаживание клиентских связей от собственного имени – вот далеко не полный перечень задач, которые сваливаются на голову каждому начинающему бизнесмену. Кстати, многие не решаются на этот шаг, просто представив себе тот круг проблем, что придется решать, и те усилия, которых это будет стоить.

БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЕМ МЫ ПЕСНЮ

Однако, мы знаем многих, решившихся взвалить на себя эту головную боль. Очевидно, существует нечто такое, ради чего можно пожертвовать теплыми вечерами у камина, рыбалкой на уединенном кордоне и прочими радостями жизни, причем не на один год… Да, поначалу будет нелегко. Но все проходит, и это пройдет тоже – и уже через полгода-год вы будете испытывать такое удовлетворение от первых результатов, от первых побед, от того, чем занимаетесь, которое до сих пор вам и не снилось. Это подтвердит любой бизнесмен – в прошлом чей-то заместитель или руководитель чьего-то предприятия. Во-первых, это свобода выбора. И это самое главное преимущество хозяина. Свобода в принятии решений – при формировании внутренней и внешней политики, в управлении ассортиментом товаров и услуг, в возможности абсолютного контроля и влияния на все производственные и коммерческие процессы, в возможности заставить крутиться все шестеренки именно так, как вы считаете нужным. Для личностей упрямых, своенравных, смелых – истинных лидеров, редко признающих чью-то правоту и внутренне отвергающих любую попытку давления извне – для таких собственное дело, пожалуй, единственный путь в жизни и в профессии. Это и путь, и способ, и инструмент самореализации, самоутверждения и доказательства себе и окружающим своей состоятельности, профессионализма, а зачастую и правоты своих взглядов. Наиболее точно отличие управляющего предприятием от его хозяина отражает такая аналогия: управляющий – это личный водитель, который ведет машину сам, руководствуясь своим опытом и знанием города. Однако, маршрут задает исключительно хозяин, сидящий рядом. Будучи владельцем бизнеса, вы сами выбираете не только маршрут, но и автомобиль, и направление, и скорость, и самый стиль езды, и даже пассажиров…

НЕТ ПРАВДЫ НА ЗЕМЛЕ...

Сколько людей, столько мнений. Сколько руководителей, столько и стилей руководства. И у каждого своя правда. Правда, не всегда объективная. Одно, второе, третье предприятие, и на каждом было нечто неприятное, несправедливое, а то и вовсе отвратительное. Не секрет, что далеко не все руководители отличаются сдержанностью, объективностью, честностью, порядочностью, наконец. Устав от бесконечных конфликтов, выяснений, доказывания собственной правоты, человек собирает всего себя в кулак и бьет им по столу начальника – последнего начальника в своей жизни. «Как бы тяжело не было, какие бы трудности не лежали на этом пути, но больше я ни перед кем танцевать не буду! Все, с этой минуты я сам хозяин себе и своей судьбе». Скорее, это вынужденная мера, но как основание создания собственного предприятия она также имеет право на жизнь. К слову, многие компании, созданные владельцами по этой причине, успешно работают и могут по праву гордиться хорошо продуманной корпоративной политикой и теплой атмосферой в коллективе.

НЕЛЬЗЯ ЗАЛЕЗТЬ ПО ДЕРЕВУ ВЫШЕ САМОГО ДЕРЕВА?

Можно! Старую английскую пословицу легко опровергает опыт многих успешных топ-менеджеров, сделавших карьеру после того, как достигли вершины собственной карьеры. Человек, поднявшийся на последнюю ступеньку карьерной лестницы в своей компании, ставший руководителем направления, обособленной корпоративной структуры или генеральным директором компании, казалось бы, утрачивает возможность и самую цель дальнейшего продвижения, что для многих означает потерю живого интереса к своей работе. В поисках «смысла жизни» в этой ситуации люди меняют место деятельности, нередко соглашаясь при этом поменять и место жительства. «Но разве вы оставите собственную компанию?» – спрашивает вас владелец вашего предприятия. «10% акций, полная свобода в принятии решений, и мы забываем тему о вашем уходе!» – заканчивает он свою мысль. В результате вчерашний наемный работник сегодня – совладелец бизнеса.
Но не все и не для всех столь безоблачно. Каждый день Центры регистрации принимают десятки заявлений о государственной регистрации новых предприятий. Из них реально выходят на рынок немногим более трети. Остаются и развиваются и того меньше.
Причин тому немало, но далеко не самая последняя – неготовность к самостоятельному плаванию. Расхожая фраза «бизнес не прощает ошибок» для многих становится реальностью буквально с первых дней работы. То, что казалось таким простым вначале, становится непреодолимым препятствием. Рушатся планы, срываются сроки, не оправдываются надежды, в потоке проблем теряют смысл прогнозы, и наступает разочарование. Самое страшное, если возникает неуверенность в собственных силах, профессионализме, верности принимаемых решений. Сильный характер в конце концов поможет преодолеть самого себя, восстановить уровень самооценки, но вывод будет сделан: управлять бизнесом и владеть им – слишком разные вещи. Я – менеджер, и мое место в управляющем составе, а держать бизнес – удел других.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ…

Не менее интересна ситуация, когда владелец предприятия решает оставить его и вновь уйти под начало иногда даже бывшего конкурента. Вопрос еще более интересен, если речь идет о пусть небольшой, но достаточно успешной компании, занимающей известную долю рынка, пользующейся определенной известностью и даже популярностью. Что может заставить человека, уже вложившего столько сил, времени и средств в становление собственного дела, достигшего определенных результатов, познавшего пряный вкус той самой свободы, о которой мы говорили выше, вдруг оставить все? Ради чего же?.. По словам Людмилы Полежаевой, Генерального директора Красноярского представительства компании Headhunter, объективная рыночная ситуация, сложившаяся на тот момент, ясно показывала невысокую перспективность дальнейшей конкурентной борьбы на местном кадровом рынке. «И потому не соперничество, а консолидация усилий под именем сильного бренда показались мне единственно возможным выходом. В результате я оставила собственный бизнес и приняла предложение возглавить региональное представительство Headhunter. Должна отметить, что интуиция меня не подвела, и я ни разу не пожалела о своем решении." Сражаться в одиночку с крупными, особенно сетевыми компаниями тяжело, подчас невозможно. Это одна из причин существования и такого феномена как «поглощение». Для владельца небольшого предприятия порою это единственный выход – лучше вместе работать, чем воевать до заведомо плачевного конца.

«аДМИНИСТРАТИВНАЯ УСТАЛОСТЬ»

Таким весьма условным термином можно назвать еще одну причину оставить свой бизнес. Человек, привыкший заниматься своим делом, в профессиональном смысле, открыв собственное дело, вынужден решать кучу рутинных административных вопросов, что отнимает уйму времени и сил. Далеко не у всех хватает опыта и навыков создать соответствующие подразделения и грамотно организовать их работу. В результате, например, сильный сэйл-менеджер (сам хозяин), постепенно превращается в экономиста, маркетолога, потом в администратора, бухгалтера, а позже и вовсе в завхоза. Его компания работает, даже приносит прибыль, но ни особых денег, ни удовлетворения, ни тем более удовольствия такой бизнес уже не приносит. Человек начинает втайне от себя самого с тоской вспоминать, с какими горящими глазами он составлял планы продаж, в то время как несколько отделов компании тихо и ненавязчиво решали эти ненавистные хозяйственные вопросы.

ЛУЧШЕ ПОТЕРЯТЬ МАЛОЕ

Очевидно, вряд ли кому придет в голову оставить успешный бизнес, приносящий ощутимый доход. А вот кривая рентабельности, неумолимо стремящаяся к нулю, может заставить даже самого стойкого собственника задуматься над составлением своего  резюме. При этом, чем раньше он начнет рассматривать этот вариант, тем профессиональнее и практичнее он окажется. Пусть небольшой, но реально действующий табачный павильон гораздо привлекательнее, нежели остановленная полгода назад экструзионная линия. И пусть время докажет точность его прогнозов и верность решений, но реально доказать свою правоту он сможет только с помощью крупной компании. Отсутствие серьезных финансовых результатов, о котором идет речь, низкий уровень личного дохода вкупе с «административной усталостью», с одной стороны, и высокая должность с серьезными полномочиями в солидной компании – вполне объективная причина для того, чтобы оставить собственный бизнес. Четко определенное направление, конкретный круг задач, организационное обеспечение – это минимум, необходимый специалисту для полной реализации его профессионального потенциала. В отличие от небольшой собственной фирмы, крупная компания как некая организационная структура, легко способна обеспечить этот минимум. Те, кто в свое время пришел к такому выводу, сегодня с усмешкой, а кто и с содроганием вспоминают, каково быть «олигархом»…

ВЕЗДЕ ХОРОШО, ГДЕ НАС НЕТ

Было бы неверно и несправедливо утверждать, что только работа в крупной компании может позволить специалисту заниматься любимым делом, быть профессионально успешным и при этом получать удовольствие от работы.  Иначе не существовало бы самого понятия «малый и средний бизнес». Да и транснациональные корпорации не возникают сами собой, ниоткуда. Но будучи относительно успешным как руководитель собственного предприятия, человек может оказаться не столь эффективен в качестве наемного специалиста. Парадокс или просто следствие неверной оценки ситуации? Устав от бесконечных «хозяйских» проблем, вы возлагаете надежды на мощные ресурсы большого предприятия, рассчитывая, что вот теперь-то у вас будет возможность сосредоточиться только на своем направлении. Тут нередко возникают серьезные проблемы. Дело в том, что побывав однажды в роли «абсолютного начальника», коим и является владелец бизнеса, человеку достаточно сложно быстро перестроиться, привыкнуть вновь подчиняться, следовать чьим-то указаниям. Бывает трудно понять, осознать, что уже не ты здесь «главный». В конце концов, это удается, но не всем. Подчас доказывать собственную правоту и вес своего мнения приходится даже подчиненным, скептически обсуждающим в курилке: «Свою фирму развалил, теперь нас пришел жизни учить!..» Человек с сильным характером сможет преодолеть эти временные трудности и добиться не только уважения владельца компании, но и признания коллег и подчиненных. Человека слабого ждет разочарование.

КАЖДОМУ – СВОЕ

Нет нужды повторять, что, принимая решение об открытии собственного дела либо о продаже его и переходе под чье-то начало, следует тщательно взвесить все pro et contra. Однако, стоит подчеркнуть, что при этом маркетинг собственной личности, прогноз возможного развития событий гораздо более важны, нежели бизнес-план нового предприятия. При этом не последним вопросом должен выступать «а что будет, если у меня не получится?». Оценивая свои шансы как владельца и руководителя собственной компании, неплохо еще раз вспомнить все преимущества вашей нынешней позиции, особенно в аспекте грядущих проблем, связанных с организацией и развитием нового предприятия. Тот же совет приемлем и в обратной ситуации. Главный вопрос – насколько вы готовы снова подчиняться, выполнять чью-то волю? Насколько вы гибки, чтобы снова влезть в рамки кем-то уже выстроенной политики, которую вам, быть может, и удастся в чем-то изменить, но весьма незначительно? Основной вывод, который можно сделать в результате этого небольшого анализа – действительно, каждому свое. Со временем жизнь все расставит на свои места. Сильный характер, лидерские качества и масштабное мышление позволят одному открыть бизнес, а педантичность, ответственность, аналитический подход и тонкое чутье в решении как стратегических, так и тактических вопросов позволят другому его возглавить. И пусть в какой-то момент они поменяются ролями – наступит время, и каждый вновь займет свое место.


Бизнес-журнал «Правильное Решение», г. Воронеж, сентябрь 2008 г.
Илл. finance.rol.ru/files_jpg/nasilie_ofis.jpg


Рецензии