Глава111. Музыка и театр в моей жизни!

       На снимке Эдди Рознер.

  Как уже писал в первых главах, музыка, песни, уже с самого раннего детства заполняли мои уши  и мой внутренний мир. Начиная с детского садика, в который приходила тётя – пианистка,  мы под аккомпанемент её аккордов, пели разные песенки и исполняли незамысловатые танцы. Музыка просто преследовала меня и, хотя я не стал музыкантом, но она и сегодня занимает не последнее место в моих  пристрастиях.
Мамочкины грампластинки и песни в исполнении Руслановой, Юрьевой, Козина, Леонида Лещенко! И сейчас эти мотивы звучат в моей уже не молодой голове!
 «Упали косы, душистые такие, свою головку ты, склонила мне на грудь…. – пел Лещенко.
Или – « Эх, Андрюша, ты помнишь наши встречи…. заливалась Изабелла Юрьева. Моё прежнее поколение не могли не слышать и не помнить этих прекрасных исполнителей? А «валенки» Руслановой? Да что там говорить, ничего подобного сейчас не услышишь от этих сегодняшних фанерных скоморохов, прыгающих на сцене, а сейчас ещё в моду ввели какие-то пританцовки, получается, что если в голове ничего не остаётся от слов песни, так хоть танцульки этих прыгающих «попугайчиков» посмотри. Цирк на сцене, а не исполнители задушевных песен, а где сейчас задушевность-то? В кармане набитом купюрами!
    Позже и уже в призывном возрасте я приобретал свои собственные грампластинки, а покупать их приходилось у спекулянтов на базаре. Поступления к ним обычно приходили из Москвы и Ленинграда, ну деньги у меня уже были собственные и за ценой я не стоял, платил любую цену, но чтобы в моей коллекции были и: «Парижские бульвары», «Голубка», «Маленькая Мари», «Красная Розочка», «Два сольди» в исполнении Гуальтиеро  Мизиано.
  Гуальтиеро Мезиано мне удалось вживую послушать на ленинградской сцене,  и как только я увидел афиши с его именем, то без ума бросился к театральным кассам и был счастлив с, зажатым билетом в руке. Тщедушная фигурка этого уже певца русской эстрады несколько удивила меня от неожиданности, что в таком уже больном человеке сохранился такой прекрасный голос. Позже я послушал на ленинградских сценах и других итальянских певцов, как Клаудио Вилла и Доменико Модунио, но впечатление  от « Двух Сольди» всегда превалировало и, вероятно, от того, что эти произведения были услышаны в годы моей молодости.
      Эстрада, джазовые оркестры именитых композиторов просто захватили меня и, имея возможность, и по времени и материально, почти не пропускал заезжавших на гастроли в Ленинград известных  оркестров и музыкантов. Да и на танцах, о которых уже писал, играли прекрасные джазовые ансамбли с громкими именами и фамилиями: Атласа, Ванштейна, Понаровского, (жена подсказала, хотя я не помню, что танцевал под его музыку)  Выпринского и др. афиши с их оркестрами и танцами были расклеены по всему городу и разве я могу сравнить децибельные динамики с их грохотом вместо настоящей музыки, которые подменили такие прекрасные музыкальные коллективы? Да, Никогда! Безусловно, любовь к джазовым ансамблям у меня появилась, после, уже упомянутого, Соломона Борисовича Сахара – кумира кировской публики, единственного ансамбля того времени в городе Кирове. Когда Соломон в песне, а он и сам солировал, подставлял в последнем танце слова из песни –«дорогие мои москвичи», словами – « дорогие кировчане мои» я просто балдел от такого обращения. А когда он, поиграв на саксе и кларнете, а он прекрасно владел этими инструментами, брал скрипку и исполнял свою «канарейку», без которой не заканчивался ни один его концерт, то публика просто упивалась трелями его скрипки!
    В армии я тоже много слушал музыки по эфиру (всё описано в главах), и тянулся к тем ребятам, которые владели каким-нибудь музыкальным инструментом.  Да так, что купил аккордеон в армии (всё описано) и сам стал изучать теорию музыки, по книжке Способина.
    Но эйфория не развивалась и я, разучив по нотам, несколько вальсов и песен, окончил своё личное образование,  а позже, когда аккордеон стал буквально расстраиваться и расклеиваться, продал его своему сотруднику, купил магнитофон «Астра-2» и уже на нём играл. Но, надо сказать, что  «культорг» цеха, в котором я работал после армии, всё - таки уговорил меня публично выступить на сцене с моим скудным репертуаром, я тушевался, сбивался и больше не пытался. Однако меня продолжали интересовать все именитые музыканты,  и я продолжал  посещать их концерты в тот период своей жизни (беспечной)  прослушал таких знаменитых музыкантов, как Бенни Гудмана, Карла Влаха, Минха, Покрасса, Эдди Рознера,  и ещё многих, но  на Эдди Рознере хочу сделать особый акцент.      

Впервые об Эдди Рознере я узнал в армии от сослуживца - Николая Загумённого. Николай был внештатным трубачём полка и до призыва вращался в кругу великих музыкантов и , как , говорил, что ему пришлось немного поиграть у Леонида Утёсова. Но это не так важно и играл он у него или нет, а важно то, что он взахлёб рассказывал об Эдди, в, то время непревзойдённым джазменом после Дюка Эллингтона. Колькину трубу я тоже очень любил слушать и рулады выдаваемые Колей меня восхищали. Мне тогда было 19-20 лет, а сейчас 74 , но "Караван" в исполнении Эдди и сейчас звучит в моей голове. Мечта побывать на концерте Эдди Рознера сбылась, когда я вернулся после службы в 1959 году в Ленинград. Как только я увидел афишы с выступлением его оркестра, просто потерял покой, пока не приобрёл билеты на его концерт. Никогда не забуду этого мгновения, когда открылся занавес  - весь оркестр был в белоснежных костюмах и музыканты приветствовали нас зрителей, а мы их -  стоял оркестр,  стояли на ногах и зрители-слушатели, ещё не раздалось ни одной ноты, а зал уже аплодировал. Хорошо помню, как были расстановлены музыканты на сцене. Трубачи стояли в одну шеренгу, тромбонисты и саксофонисты тоже в шеренгу своими группами и таким каскадом,  как будто следующие шеренги стояли на специальных возвышениях эффект от такого построения был просто ошеломляющим. Они сыграли увертюру концерта, а потом вышел Эдди со своей знаменитой трубой и очаровательной улыбкой под чёрными усиками и безупречно уложенными волосами с пробором, я бы сказал прилизанными, которые блестели от бриолина. Зал снова встал, приветствуя великого музыканта. Эдди тоже был в белоснежном костюме, ну а потом начался концерт и все два отделения играл только оркестр Рознера. Мне ещё удалось послушать оркестры и Минха и Покрасса, но впечатление от оркестра Эдди Рознера - другие оркестры не могли перехлестнуть те впечатления, которые  оставил в памяти этот коллектив музыкантов. На концерт Дюка Эллингтона,  который дал в Ленинграде всего два или три концерта я попасть не сумел, билетов уже и заранее в кассах не было, не было их даже у спекулянтов - всё скупил элитный бомонд города и без всяких касс.
  Но шло время, менялись приоритеты.  Ансамбли джазовые стали постепенно исчезать, а  на  их место стали появляться больше ансамбли с гитарами, органолами,  и прочими побрякушками. Живая, и захватывающая меня музыка, исчезает!
  Но! Мне было уже 31-32 года и, находясь, в городе Пинске, в длительной командировке (всю зиму и лето) я случайно зашёл в местный костел. В костёле шла служба в сопровождения органа. Присев на краешек лавки, я был буквально ошарашен и оглушён и не в смысле ушных перепонок, а той необычностью звуков, который издаёт этот многотрубный инструмент, моему очарованию не было предела! Я ещё не раз заходил в костёл и слушал орган, ничего не понимая в фугах Баха, но божественность звуков меня куда-то уносила.
     Вернувшись в Ленинград, конечно, впервые посетил филармонию, где органный вечер проводил замечательный органист - Гарри Гродберг,  и опять я был в полной эйфории от услышанного и уходил из зала как бы одухотворённый и с возвышенной душой с приделанными ангельскими крылышками.  Чуть позже посетил органный концерт в исполнении Анастасии Браудо, тоже прекрасной исполнительницы. Сидел,  слушал, восхищался и делал умный вид, как и у всех остальных слушателей аудитории этого зала, показывая своим видом, что будто и я понимаю что-то в этих фугах Баха. Но каково было моё удивление,  когда зрителей попросили сделать заявки после, исполненной программы концерта. Никто  - не просил исполнить - «ре минор»,  или «Фа мажор», а написали,  чтобы Анастасия исполнила на органе: «Подмосковные вечера, «Живёт моя отрада»,  и чуть - ли не «коробочку» или «цыганочку с выходом».  Моему удивлению, опять не было предела. Ну, пожалуй, и хватит про музыку
      Сейчас вот закончу эту главу и иду париться в сауну, истопленной бани. В предбаннике полный комплект старинной ламповой аппаратуры латвийского производства, через усилитель которой я гоняю диски с шансоном и пр. музыкой,  парюсь и купаюсь в бассейне под этот суррогатный аккомпанемент, дабы децибелы включены на весь участок в 14 соток земли, которая мне принадлежит уже, как частная собственность, позволяют побеситься. Ну, не могу я без музыки жить, что тут поделаешь!
       Про театры. Как уже писал, увлечение «театром юных зрителей» в школьные годы у меня не закончилось, и в Ленинграде, продолжал посещать театры этого культурного города, а зачем же я приехал в него?  Жить и быть только застольным и тупым обывателем, уставившись в стеклянный глаз кинескопа? Нет - это не моё. Почти все театры я посетил и даже Ленинградский театр Юного зрителя. Позже выбрал один театр и сделал его любимым это БДТ им. Горького (сейчас театр им. Г.А. Товстоногова). Именно в этом театре, после просмотра спектакля Штейна «Океан» впервые увидел молодых ещё актёров: Кирилла Лаврова, Сергея Юрского,  Олега Басилашвили, Ефима Копеляна, Нину Ольхину и многих других актёров. В своё время просмотрел почти весь сезонный репертуар.  Очень сильное впечатление произвёл на меня спектакль «Традиционный сбор» Розова. У меня тогда был  период депресси ( после развода), а место моё было во втором ряду и сопереживания за Сергея Усова-персонажа этой пьесы( играл  Вадим Медведев) были мне очень близки по тому времени моей жизни. Из театра я шёл уже не одухотворённый, а слегка пришибленный, с комком в горле.
      Билеты на спектакли в этот театр купить было тоже не так просто, обычно они продавались раз в декаду,  в кассе театра,  и нужно было очень рано и ещё до их открытия занять очередь и только тогда ещё можно купить билет на выбранный вами спектакль. Билеты ещё распространялись и по предприятиям, но, как правило,  это были билеты,  мало востребованные в кассе театра, но тоже успешно распродавались.  Мне не раз приходилось покупать у этих распространителей билетов и ничуть не пожалеть.   Ну, разве может кто-нибудь, прочитав мои воспоминания - сказать, что я не был театралом? (Продолжение следует: мысленно готовлю главу под названием -"Секс в моей жизни и не только в моей", что получится не знаю, но готов рискнуть! До встречи, мой читатель!).http://www.proza.ru/2011/09/01/1003


Рецензии
Читая Вашу Главу, многое слышала от мужа, он 20 лет играл в Москве в различных духовых оркестрах, так что Рознер и Лундстрем у меня на слуху... Какой Вы всё же разносторонне увлеченный человек.

Тамара Брославская-Погорелова   30.07.2012 00:35     Заявить о нарушении
Спасибо! Но зато мне было интересно жить.

Герман Смирнов   30.07.2012 00:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.