Платов на ассигнации. Водяные знаки

 Поговорим ещё об одной загадке "платовской" ассигнации. Характеризующей не только высокий уровень налаженного Гульбиным производства, но и желаемую его окружением перспективы. Целый год, до весны девятнадцатого печатались купюры без водяных знаков. С немецкой педантичностью, на фоне окончательного крушения монархических устоев, Ромуалд Эдуардович доводил свое детище до совершенства.

Немного предыдущей истории. Водяные знаки на российских сторублевых "катеринках" отражали портрет самой императрицы. Кстати, положившей начало выпуску в империи бумажного эквивалента реальных расчетных средств. В 1768 году появились у нас ассигнации. Первый опыт оживил торговые отношения. Он же наметил и первые негативные явления такого отношения государства и его подчиненных. Войны и внутренние неурядицы нарушили первоначальный паритет, привели к неконтролируемой эмиссии. Следствием которой явились инфляционные процессы. Вот, кто кинул нам эти грабли, на которые нас заставляют постоянно наступать. А теперь ещё и с оттиском "Made in USA".

 Так вот, на сторублевках 1910 года мы видим на просвет "водяную" копию основного портрета Екатерины II. К этому времени, как говорилось ранее, была проведена  на одну треть девальвация рубля. Меры, предпринятые потомком балтийских немцев Сергеев Юльевичем Витте, министром финансов при Николае II, позволили вдвое сократить объем бумажной наличности. А с началом первой мировой войны обмен ассигнаций на золото был отменен. Обыватели начали
 припрятывать свои империалы. На фоне недоверия к отечественной валюте изменялась в стране и политическая обстановка. А неудачи на фронтах подхлестнули революционное брожение. У царя не было политической воли восстановить шатающийся строй. Так что не помогли и водяные знаки, защищающие ассигнации от подделок. Если в стране сами правители начинают использовать незаконные методы, то почему народ должен доверять таким правителям? Будь то монарх или президент.

 Печатание же бумажных денег в восемнадцатом году ростовским отделением государственного банка по своей сути являлось ещё более циничной махинацией. Она могла при определенном раскладе сил  привести к благоприятному для народа России исходу. Это-захват власти белыми. Тогда при значительной инфляции удалось бы восстановить прежние товарно-денежные отношения. Вероятно и последующий маршрут Ромуалда Эдуардовича отличался бы от свершившегося отплытия из Крыма на английском пароходе. Но история накрыла красной волной наши южные территории.

 Думал ли об этом управляющий? Очевидно, Гульбин просчитал оба варианта развития событий. Руководство Всевеликого Войска Донского старались укрепить доверие населения к выпускаемым ассигнациям. Не думаю, что только ради восстановления привычных товарно-денежных взаимоотношений. К этому времени почти четверть ещё царских денег находилась на руках населения. В виде империалов и полуимпериалов. Реального золота. Что если определённые круги правительства заинтересованы были в его изъятии у обывателей? Это только моя версия, но слишком пристальное внимание уделялось тогда деталям. В том числе и водяным знакам на быстро теряющих "вес" ассигнациях.

 С момента выпуска прошел уже год. "Донские" рубли были ещё без водяных знаков. К весне девятнадцатого года на писчебумажной фабрике было налажен выпуск бумаги для печатания ассигнаций с хорошо видимыми на просвет переплетенными литерами "Г" и "Б". Государственный Банк? Возможно. Или чьи-то инициалы? Типа БГ. А через полгода управляющий с белыми войсками срочно покидает Ростов. Ради чего были такие расходы на приобретение дорогостоящего оборудования, на освоение новой технологии выпуска бумаги для печатания ассигнаций? И всё это на фоне нестабильной обстановки на фронте. Очевидно, ради укрепления доверия населения к выпускаемым Донским правительством денежным средствам. И это при почти неконтролируемой эмиссии. Построенная Гульбиным бумажная пирамида должна была во-вот рухнуть...

 Но не эта загадка заинтересовала меня. Не случайно в самом начале вспомнил про профиль императрицы на просвете "катеринки". Не задумал ли Ромуалд Эдуардович повторить и этот ход?


Рецензии