Самоучка

   Лидка плакала самой себе. Это были самые горькие, тяжёлые слёзы бесприютного ребёнка, которого, она знала, никто не пожалеет. Конечно, она уже взрослая, ей 6 лет, но она же ещё немножко не всё умеет, что им стоит, этим взрослым.Нет, никто не хочет помочь.
   Девочка уставала, переставала плакать, а потом начинала сначала.
Горестно осмотрела она своё богатство: потрёпанный, замызганный Букварь с выдранными страницами и несколько читанных-перечитанных книжек, которые знала наизусть.
- Как это? Я знаю все на свете буквы, но слова из них не складываются. Даже старая нянька Глаша читает мне по складам. Спрашиваю, как, а она – иди к матери. Нет, мать не скажет, - думала девочка, - она вечно от меня отмахивается. Всё какое-то пальто «справляет». А отчим и так никогда не бывает дома. Значит, нужно самой. Где Букварь?
   Она потащилась в кухню и опять атаковала бабу Глашу.
Баб Глаша, ну, миленькая, ну скажи мне, как эти чёртовы буквы сунуть в слова.
- Ах, ты, негодная, чтоб я не слышала, как ты поминаешь чёрта в доме,- забушевала старушка.
Но Лидка нисколечко её не боялась: она знала слова и покрепче, после войны
в их дворе вся ребетня материлась дай Боже, даже малявки. Просто баба Глаша была набожна и строго следила, чтобы девочка росла "барышней" и не давала даже чертыхаться.
- Баб Глаш, - занудила девчонка, - ты мне только вот столечко скажи, - попросила она показывая кончик маленького пальца.
- Вот пристала, как банный лист,- запричитала старуха, - немедленно слезь со стола. Нет, не выйдет из тебя барышни, - егоза и есть егоза.
Лидка поняла: надо спасать ситуацию. Сейчас пойдёт рассказывать, как она жила  в "приличных домах". И ещё лист какой-то. Сроду не бывавшая ни в каких банях, Лидка, не знала ни про какие листы. Все мылись в древнем корыте на кухне, причём печь нагревали так, что нечем было дышать.
- Баб Глаш, - вернулась она к мучившему её вопросу.
- Смотри: МЭ и А, и опять МЭ и А… Так как же тут будет «мама»? Я знаю, ты мне читала, там «Мама мыла раму» было…
- Замычала… Эта… В школу-то я всего годочек отбегала и ещё немножко, грамоте не доученая… А мать что же? Она у тебя учёная, семилетку закончила. Дак, что ж дитятку родному не поможет? – Ну, давай глядеть.… Погодь… Когда, значит, читашь, вроде никакого мычания нетути. Тянешь М… и сразу А, опять М и А. Вот тебе и «мама».
   Лидка напряглась.
- Как же это? Буква называется МЭ, а читаешь и половину долой. Куда же она девается эта Э? Ладно, посмотрим другие буквы.
   Девочка стала быстро перебирать хорошо известный ей алфавит. А потом она поищет эти не понятные Э. Нет, не так. Нужно взять Букварь и начать читать, сразу будет ясно, где ещё нужно «выбросить» Э. Начать читать! Девочка подскочила от неожиданности. Так вот оно! Она начнёт читать! Сама!
- Как там в Букваре? «Мама мыла раму»? Ну, с «мамой» понятно. М и Ы, оказалось совсем просто. Ага, значит, некоторые буквы без Э. А, Ы, запомним. Если от ЛЭ убрать загадочное Э, то тоже будет просто: МЫЛА.
Старый мир перестал существовать. Вокруг кружились слова, они все были загадками, разгадывать которые было интересней всего на свете. А потом слова чудесным образом складывались в предложения. Лидка не знала слова «предложение», но она была девчонкой смышленой и быстро сообразила: она сама сможет читать сказки, когда душа пожелает, и никто теперь будет ей не нужен, дальше она сама.
   За неделю Лидка «расправилась» с Букварём и начала читать те книжки, которые знала наизусть. Это помогало держать в памяти уже прочитанное слово, пока она «мучила" следующее. Старая нянька  заходила к ней по нескольку раз на дню, пытливо разглядывала и уходила, не произнеся ни слова. Только звала обедать и ужинать. Даже на улицу не гнала.
Так Лидка распахнула для себя новую Вселенную. Разумеется, таких мудрёных слов она ещё не знала тоже, но когда ей подарили «Дюймовочку», девочка была готова.
Она «проглотила» книжку за два дня, вдоволь нарыдавшись и над судьбой самой Дюймовочки, и над злоключениями бедной ласточки. Теперь ей было кому плакать. Конечно, тем, кто «жил» в книжке. Она училась любить и ненавидеть, причём было понятно, почему.
   И теперь, когда Лидке было грустно и одиноко в этой скучной полуголодной послевоенной стране, она открывала заветную книжку и отправлялась в страну эльфов, где ей всегда были рады. Особенно девочка подружилась с одним из них. Его звали Лидэль. Вернее, она сама так его назвала. Книжку Лидка быстро выучила наизусть. Она закрывала глаза и тихонько шептала:
- Здравствуй, Лидэль! Я пришла. Поговорим?

15-16.07.2011


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.