Уплата дани колено иссахара
ПРИТЧА О ВИНОГРАДНИКЕ
История событий, которые произошли в Изрееле, как и самого Изрееля, одновременно и достаточно ясна, и - запутана.
Судя по тому, что цари Израильские ездили сюда лечиться, в нем были какие-то очень полезные источники и хорошо развитая медицина.
Кроме того, город был, вероятно, очень богат, настолько, что дворец царя Ахава был выстроен из слоновой кости. Вряд ли бы царь захотел иметь такой дворец в нищем городишке.
Да и факт его постройки именно здесь, при том, что основная резиденция царей Израильского царства была в Самарии, говорит сам за себя.
Когда в Израиле три года не было дождя, в Самарии был голод, а Изреель по-прежнему процветал.
Неудивительно, что жена Ахава Иезавель предпочитала жить именно здесь.
С ней-то и боролся пророк Илия, за ее приверженность к богам -идолам, и соответственно, с самим Ахавом, разделявшим верования жены.
Поскольку это была царская жена, то Илию, естественно, приходилось туго, поскольку она беспощадно преследовала его, и ему приходилось скрываться, чтобы не быть убитым.
Эта часть событий понятна. Не совсем понятно, почему возмездие, которое должно было пасть на Ахава и его жену, рассматривалось как возмездие Ваасе. Разве что Ахав тоже принадлежал к колену Иссахара, хотя бы в отдаленном поколении.
В пользу этой версии говорит привязанность царя к Изреелю. Даже Илия, покончив с богами-идолами, и уверенный, что вскоре пойдет долгожданный дождь, советует Ахаву:"запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь". А сам "опоясал чресла свои, и бежал пред Ахавом до самого Изрееля".
Пророки, особенно великие, были, что и говорить, людьми нестандартными. А, может, скорее, такими были те, кто излагал древние события?
Впрочем, Илия в Изреель явно не заглянул, а если и забежал, то ненадолго, опасаясь мести Иезавели, и убежал от нее в пустыню.
Господне же пророчество осуществить Илия поручил Елисею, произведя его в пророки, а в цари Израиля - некоего Ииуя, который от первого отличался тем, что его отец назван другим именем.
Впрочем, это, может быть, все-таки был один персонаж, ибо в библейских текстах нередки такие нестыковки, за что их авторов нельзя порицать, учитывая тот грандиозный объем работы, который они проделали.
Да и переводчики наверняка не раз ошибались.
Как бы там ни было, но Ииуй, сын Немессии, был помазан Илией царем Израиля (опять назначали, а не выбирали?).
Ахав, разумеется, ни о чем не подозревал, и сразившись в Афеке с Сирийским царем Венададом, который в очередной раз надеялся отхватить кусок израильской территории, взял его в плен.
Оставшись в живых, Венадад пообещал Ахаву вернуть ему все города израильские, которые в свое время завоевал его отец, а также - "и площади ты можешь иметь для себя в Дамаске, как отец мой имел в Самарии".
Из этих слов можно увидеть, насколько запутанной уже была ситуация, и как часто она менялась. Бедные жители то выселялись, то пополнялись чужеземцами, и не было им покоя на своей земле.
Заключив договор с Венададом, Ахав из Самарии отправился в Изреель. И ему вдруг взбрело в голову отобрать виноградник у Навуфея Изреелитянина.
Виноградник этот был возле дворца Ахава, и вместо того, чтобы радоваться его красоте, Ахав решил, что хорошо бы вместо него разбить овощной сад.
Он начал уговаривать Навуфея уступить ему свой виноградник взамен на такой же, но в другом месте, или продать за серебро, по такой цене, по какой Навуфей захочет.
Однако "Навуфей сказал Ахаву:сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!".
Благодаря этой фразе, мы можем представить себе, как трудились "ослы крепкие" - сыновья Иссахара в далекой древности. И какое еще наследство может быть лучше прекрасного виноградника?
Неуступчивость Навуфея довела Ахава до нервного расстройства. Когда Иезавель узнала причину его недомогания, она вызвалась помочь ему.
Навуфея оболгали, обвинив в том, что он хулил Бога и царя, и побили камнями.
К расправе над Навуфеем Иезавель привлекла всех знатных старейшин города, которые не посмели ей возражать и тем самым разделили с ней ее преступление.
Когда Ахав ходил в преступно приобретенном им винограднике Навуфея, перед ним появился Илия -пророк и передал ему слова Господа:"И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама, сына Наватова, и с домом Ваасы, сына Ахиина, за оскорбление, которым ты раздражил Меня, и ввел Израиля в грех.
Также и о Иезавели сказал Господь:псы съедят Иезавель за стеною Изрееля.
Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы; а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные".
В общем, что было сказано Ваасе, то же самое - и Ахаву.
А где же Ииуй, которого Илия помазал на царство? О нем не слышно, пока на престол не вступает внук Ахава Иорам. Сменивший Илию Елисей вспоминает об Ииуе и вновь мажет его на царство.
Ииуй, будучи военачальником, решил, что время для государственного переворота пришло. Иорам как раз приехал в Изреель лечиться после ранения в сражении с очередным Сирийским царем - Азаилом. И Ииуй вместе с войском направился в Изреель.
Изреель был городом укрепленным, со сторожевой вышкой, и когда появился Ииуй с войском, его, конечно, заметили, а Иорам даже выехал навстречу ему:"С миром ли , Ииуй?".
Однако Ииуй приехал вовсе не для мира:"натянул лук рукою своею, и поразил Иорама между плеч его, и прошла стрела чрез сердце его, и пал он на колеснице своей".
После этого Ииуй приказал одному из своих сановников бросить тело Иорама на поле виноградника Навуфея, где его и склевали птицы.
Теперь настала очередь Иезавели. При всех ее пороках она имела и одно достоинство - была мужественным человеком. К встрече с Ииуем, зная, какая участь ее ждет, она подготовилась даже внешне:нарумянилась, а голову украсила.
Ииуя же встретила насмешливым вопросом:"Мир ли Замврию, убийце государя своего?".
Вместо ответа Ииуй велел выбросить Иезавель из окна дворца (Ахазу повезло:он умер естественной смертью). "И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее".
Спустя какое-то время Ииуй велел отыскать труп Иезавели и похоронить ее, поскольку она все-таки царская дочь. "И не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук". Тело Иезавели съели дикие псы.
А что же "благочестивый" Ииуй? Он занялся планомерным уничтожением дома Ахава, причем, руками старейшин Изреельских, которые принесли ему в знак повиновения головы царских сыновей и приближенных Ахава (таких оказалось семьдесят).
Потом Ииуй поехал в Самарию и там продолжал уничтожение всех, кто имел к дому Ахава хоть какое-то отдаленное отношение.
Далее он велел убить всех служителей Ваала. Кровь в прямом смысле лилась рекой.
Царствовал Ииуй после этого двадцать восемь лет. Но это было уже уменьшенное царство, ибо "в те дни начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Азаил во всем пределе Израилевом".
После Сирийского царя-завоевателя Азаила на земли Израильского царства придут Ассирийские цари. Тогда-то удел Иссахара и войдет в область Мегиддо, подчиненную Ассирии.
Вероятно, многие из колена Иссахара были угнаны в плен, но не все. Когда Езекии, царю Иудейскому, удалось избавиться от очередных Ассирийцев, и, как оказалось, вообще от них(войско, стоявшее под Иерусалимом, вдруг поразила неизвестная болезнь, и остатки его поспешно убрались), он стал собирать под свое крыло израильтян из других колен, продолжавших жить в прежних, некогда принадлежащих им уделах.
Иссахар тоже фигурирует там, но, конечно, ни о каких цветущих виноградниках речи уже и быть не могло. Работать, скорее всего, действительно приходилось в уплату дани - то есть, вероятно, не столько на себя, сколько на других хозяев.
Так и растворилось очередное колено в событиях времени.
Свидетельство о публикации №211071600449