Попутчик

Роскошно поблескивая синими боками  и громадным  тонированным  лобовым стеклом, красуясь рекламными надписями, автобус с размаху въехал на стоянку, где его ожидала уже толпа пассажиров, пестрая и живая среди темно-практичных кубиков багажа..
Водитель  сменил впереди табличку «Заказной» на номер маршрута и место назначения «Санкт-Петербург» - и толпа радостно вздохнула.

Особенно радовалась шумная группа студентов-биологов, возвращавшихся с  лесной практики. Юноши в кедах и  мешковатых костюмах защитного цвета, девушки в тесных джинсах, приоткрывающих живот. Взрыв междометий и словечек вроде «Вау!» и «Круто!», возбужденные подпрыгивания, объятия и передразнивания вызвали улыбки солидных пассажиров-одиночек, поневоле вспомнивших юность.

Автобус действительно был очень красивый, туристский. Судя по смене табличек, он служил и паломникам местного монастыря, и по совместительству компании автоперевозок.

Нам с дочерью места рядом не достались, поскольку билеты мы приобретали перед выездом, последние оставшиеся в кассе. В аккуратном новеньком салоне мое сидение оказалось рядом с мужчиной средних лет, который сидел у окна и очень любезно, даже радостно подтвердил, что мой номер именно рядом с ним.

Боковым зрением я отметила букет  разноцветных турецких гвоздик в сумке у его ног, светлую ветровку и ровную стрижку. Что-то военное неуловимо проскальзывало
в гладкой выбритости  подбородка и затылка, в аккуратности одежды, в крепком телосложении.

Студенты с шумом заполняли салон, громко обсуждая, кому с кем сидеть и кто на этот раз имеет право сесть к окошку.

 Руководила студентами молодая женщина в джинсах и клетчатой рубашке,  по виду чуть старше этих ребят, но по исполняемым обязанностям и тому, что к ней обращались по имени-отчеству, уже их преподаватель. Она без конца пересчитывала  студентов и сверяла билеты, причем каждый раз выходило или лишний билет или недостаток мест и приходилось пересаживать кого-то и заново пересчитывать.

«Мамочка, не расстраивайся, все будет хорошо», - говорил в трубку мой сосед, пытаясь перекрыть хаотический шум салона.

Наконец все улеглось, и пыльная вокзальная площадь городка тихо поплыла за окнами. Автобус медленно поворачивался вокруг  женщины почтенного возраста, но того интеллигентного типа внешности, который заставляет о возрасте забыть. Она стояла напротив нашего окна, внизу у автобуса  и внимательно смотрела в окно.. Мой сосед помахал ей рукой и украдкой вытер глаза. Этот жест изумил меня, и я невольно задалась вопросом, почему может плакать взрослый мужчина, расставаясь с матерью.
Виделась какая-то драма, разные варианты которой стали один за другим прорисовываться в моем воображении. Уезжает навсегда? Уверен, что больше не увидятся? Нет, что-то  не сходится…

Мы выезжали из лесного края, из городка, расположенного на гладкой спокойной реке, по которой проплывали баржи с лесом и белые туристские лайнеры, следовавшие на север, к знаменитым островам на уникальных озерах. За окнами мелькали сосны и аккуратные многоквартирные  домики, построенные немцами после войны, цветники, гаражи, старинные бревенчатые дома, кое-где еще уцелевшие здесь, новая церковь в кирпичном русском стиле, роскошно зеленеющие парки и сады. Мелькнул,  устаревший уже, рекламный плакат, зазывающий на этнический   фестиваль местной финно-угорской народности – вепсов.

- Вы были на фестивале? – вдруг спросил у меня сосед, повернувшись вполоборота.
- Нет…- от неожиданности я подскочила.
- Не н-нравится?- он слегка заикался.
-Да нет, нравится.. То есть.. Мы хотели…но не успели …- я начинала досадовать на этот допрос.
 - Т-туристы? – доброжелательно, но твердо продолжал мой собеседник. Похоже, он был в полной уверенности, что затеял непринужденную  беседу.
- Не туристы, дачники – сказала я, мобилизуя осторожность и терпение.- Дача в деревне неподалеку.- Я фильтровала в уме каждое слово.

Мужчина кивнул и на некоторое время замолчал. Потом так же вдруг возобновил разговор
- А у меня д-дача здесь, в городе
- Да? – сказала я, изображая любезность.
- Т-трехэтажный к-кирпичный дом.
- Ммм…?
- Холл с к-колоннами, т-туалет восемь метров.
- Да что вы?...
- Один т-туалет восемь метров, п-представляете? – сказал он с восторгом
Я только помахала головой, изобразив на лице  такой же восторг.
 - Но мы там жить не будем, - продолжал он, внезапно помрачнев, - не т-тот менталитет.
Я не решалась продолжить беседу и выяснить, какой именно менталитет нужен, чтобы пользоваться восьмиметровым туалетом, и чем он отличается от менталитета пользователей двухметровых туалетов. Я опасалась, что в результате этого обсуждения мы забредем в опасные интеллектуальные дебри.

- П-правда, м-маму жалко, - продолжил все так же внезапно мой собеседник.- она привыкла к дому. Семь лет мы там живем. Одну из к-квартир в Питере продали и купили дом…
- Может, не стоит продавать тогда? Если семь лет прожили и мама привыкла?
- Н-нет, все решено. Менталитет не тот. – сказал он

В салоне автобуса студенты увлеченно обсуждали какое-то насекомое, передавая по рядам глянцевый журнал с большими красивыми снимками чего-то, сидящего в траве, и статьей – по всей вероятности о необыкновенных свойствах этой твари. За окном мелькали рощи, поля, перелески, поселки  и автозаправки.

-Маму жалко – повторил мой сосед
- Может, в другом месте купите дом?
- Н-нет, мы смотрели в… - он назвал местность, где стоимость домов определялась не столько  качеством строений, сколько  великолепными пейзажами среди почти дикой природы. – Деревянный. Ну что это за дом? За такие деньги?

Собеседник вызвал у меня странное чувство. Сочетание доброты, незащищенности, но и одновременно какой-то опасности, которая словно исходила от него, сбивали с толку, мешая настроить разговор на одну определенную волну.

Разговор заглох, и я уже почти забыла о своем собеседнике. Но он так же неожиданно, как и прежде, напомнил о себе.

- М-можно я задам Вам вопрос? – он обернулся, и стали видны его растерянные грустные голубые глаза.
- Вы умеете прощать?
Я пожала плечами.
- Вы бы могли простить предательство?
-…
- Предательство без измены, после двадцати шести лет супружеской жизни?
- Если без измены, то, может, и не предательство вовсе? Чего не бывает в жизни? Вы уверены, что это именно предательство?
- Нет, это точно предательство, без вариантов. Мне давно уже один человек сказал: «Будешь раздавлен и унижен в своем доме». Так оно и получилось.
Я хотела сказать, что нужна большая осторожность со сторонними советчиками и доброжелателями, особенно в вопросах семейной жизни. Но удержалась, так как видела не столько желание слушать, сколько выговориться.
- Т-трижды она меня растоптала. П-первый раз давно уже, когда ездили к ней на родину в Вологодскую область хоронить ее мать. Тогда ее двоюродный брат, который меня ненавидит, который всю жизнь  завидовал мне, моим успехам моим деньгам, перегородил мне дорогу в дом, где была покойница, сказал «тебе нечего здесь делать, ты здесь никто». Я не стал ничего затевать, поскольку момент был такой. Нельзя. Хоть и мог бы врезать ему тогда. Но ей рассказал потом, так она, представляете, взяла сторону брата, и сказала, что я сам виноват. П-представляете?
- Ну, это мелочи…- сказала я не совсем искренне.
- Нет, не мелочи, - возразил он.-  Это совсем не мелочи. Двадцать шесть лет прожили. Мне было семнадцать, когда познакомился с ней. У меня не было другой жизни, только этот брак. Теперь вот подано заявление на развод. А что дальше? Хотел вот. Отправиться в … - он назвал одну из горячих точек планеты. – Пусть убьют и ладно.  Отомстить за Сербию, за Ирак…

Переход был неожиданным: неотмщенное личное распространилось на зло глобальное. Идея мести за Сербию на мгновение вдохновила и меня, ведь Сербия – это боль всякой славянской православной души. Перед глазами пронеслись разрушенные монастыри, циничные бомбардировки Белграда, надписи «С Пасхой» на снарядах и вечно  улыбающееся лицо  генерала того военного альянса .Лицо подонка. Или человека с нервным тиком лицевых мышц, принудительно растягивающим лицо в улыбку. На худой конец, просто контуженного.

-А может, не убьют ,и денег заработаю – тон попутчика стал мечтательным. – Представляете, ребята говорят, что за каждого убитого  дают по две тысячи, а за подбитый танк восемь тысяч.
То, что изобразилось в тот момент  у меня на лице (не умею скрывать сильные чувства), мой удивительный собеседник прочел по-своему.

- Медальон только надо снять с шеи и все.- он невольно провел рукой по сволей шее.

«Хорошо, хоть не уши», - подумалось в этот момент, так как на память пришел обычай собирания ушей представителями  страны, несущей цивилизацию (как они ее понимали), в далекий Индокитай еще в годы моего детства. Как-то уже все было некрасиво и неромантично.
- А потом подумал. Что будет с мамой, если меня убьют, за что ей такое? – Он вздохнул и посмотрел на цветы в сумке.- Решил не ехать.

«Ну и слава Богу», - подумалось мне.

Автобус несся среди равнин и лесов к славному городу Санкт-Петербург. Пассажиры жевали, читали, переговаривались, играли в какие-то игры, нажимая кнопки своих гаджетов, разгадывали кроссворды или что-то обсуждали, прижимая к уху сотовые, с невидимыми  дальними собеседниками. Попеременно или склонные к простудам пассажиры просили водителя отключить кондиционер, или, наоборот, ревнители свежего воздуха просили кондиционер включить. Многие просто спали. Дорога утомила всех.
 
А я остаток пути пыталась решить вечные вопросы. Почему так беззащитен русский человек перед лицом зла? Получив хорошее воспитание, строит семью с человеком чужим, не разделяющим его взгляды, будучи скромным, кидается на роскошь, навязанную дешевой рекламой, будучи добрым, копит зло, чтобы вылить его в совсем другом месте и часто не по адресу вовсе. Или, можно задать вопрос иначе: как воспитать человека доброго, порядочного, семейного, чтобы он одновременно был достаточно сильным и устоял под тем цунами, которым несется на него житейское море, с его развалом семьи, крушением устоев, алчностью и жестокостью в качестве главнейших добродетелей? Как удержать потом русского человека, когда он, подобно раненому зверю, затевает свой бунт, бессмысленный и беспощадный?
 
Нет ответа на эти вопросы.Загадочную русскую душу еще никому не удалось разгадать.


Рецензии
Хороший рассказ.В конце много вопросов, на которые, как пишет сам автор, нет ответа. Но хорошо уже то, что они поставлены, и читатель может над ними размышлять.

Леонид Позин   22.06.2018 23:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.