Сульпиция, которую потерял мир

Есть поэты как тени, от которых не остается никакой памяти и стихов, а лишь иногда едва заметное упоминание о его существовании и о творчестве в анналах истории… Именно такова древнеримская поэтесса Сульпиция, жившая в 1 веке до нашей эры, то есть до рождения Христа, которой поэт Марк Валерий Марциал в своей 10-ой книге посвящает две эпиграммы. Из этих эпиграмм мы узнаем, что она была очень талантливой поэтессой, которая все свое творчество посвятила описанию не менее искусной любви с единственным и дорогим ей супругом Каленом, прожив с ним в браке счастливых 15 лет. Марциал в своей эпиграмме даже предлагает  читать ее стихи как руководство в интимной жизни всем любящим мужьям и женам, чтоб ощутить истинное наслаждение на брачном ложе…
К сожалению, я не смог нигде раскопать стихов Сульпиции, но в энциклопедии Брокгауза и Ефрона за 1898 год говорится о том, что до нас дошли только отрывки ее стихов непристойного содержания, из-за чего составители энциклопедии делают вывод, что именно в виду чрезвычайной непристойности они и не дошли до современного читателя…   
И здесь мы наталкиваемся на явное противоречие, ибо, по мнению великого и известного поэта Марциала стихи Сульпиции настолько тонко передают ее сокровенные чувства к супругу Калену, и так неожиданно раскрывают искусство ее любви и нежности, что с их помощью можно приобретать или развивать свой интимный опыт… Относительно непристойности, о которой высказались  ученые-энциклопедисты 19 века, в том числе, возможно, и литературоведы, можно сказать следующее, что понятие непристойности в литературе, а тем более в поэзии весьма относительно, а если уж кого и считать самым непристойным из всех поэтов древнего Рима, так это Гая Валерия Катулла, чьи стихи в своем большинстве, как ни странно дошли до нас полностью… К примеру, Катулл своего патрона – сенатора Целера, у которого служил и которому в какой-то мере обязан своей карьерой, едко величал в своих стихах не иначе как Ментулой, что в переводе с латинского означает непристойное выражение обозначающее мужской половой орган… Поэтому я думаю, что стихи Сульпиции до нас не дошли не по причине своей непристойности, а просто по нелепой и трагической случайности…
При этом я не исключаю возможности того, что ее книги были сожжены во времена средневековой инквизиции, когда многие литературные творения подвергались уничтожению, к тому же на это обстоятельство могло повлиять и еще одно странное роковое совпадение, а именно во времена средневековья был освящен католической церковью великомученик Сульпиций, кстати, имя которого носят многие храмы в Западной Европе, включая Париж…
К тому же Сульпиция писала, как свидетельствуют историки, не только о любви, еще она написала и блестящую сатиру на императора Доминициана, который изгнал из Рима всех философов… Однако и эта сатира к сожалению не дожила до нашего времени… Так или иначе, а я пришел к выводу, что мир потерял бессмертные творения одной из самых выдающихся поэтесс древнего Рима и которая по мнению Марциала писала не хуже Сафо… Кстати, одна из эпиграмм Марциала, в которой он одну неизвестную женщину называет Лесбией, скорее всего посвящена Сульпиции… Также поэт Тибулл в одной из своих книг включил странный цикл стихов, написанных от имени Сульпиции, которая признается в любви молодому юноше… Впоследствии некоторые исследователи пришли к выводу, что эти стихи принадлежат не Тибуллу, а Сульпиции, но при этом утверждают, что была в древнем Риме еще одна поэтесса Сульпиция, о которой мы ничего не знаем… Однако, я думаю, а не много ли Сульпиций на одну эпоху древнеримского принципата?!
Во всяком случае, я думаю только об одной Сульпиции, о которой писал Марциал, а то, что стихи Сульпиции включенные в книгу Тибулла менее откровенны, чем стихи посвященные супругу Калену, еще не означает того, что их писали две разных поэтессы с одним и тем же именем… Скорее всего, это была одна и та же поэтесса, которая прожив большую жизнь и пережив Калена, уже в зрелом возрасте воспылала любовью к юноше… Кстати, и Сафо тоже достигнув зрелого возраста, воспылала любовью к юноше, после чего покончила жизнь самоубийством, бросившись со скалы…
Увы, но в древней тьме мы остаемся слепы, но все же чуем в ней прелестные ростки… Аминь!...

Фотоинсталляция "Римская дева"


Рецензии